Конспект урока Синонимы и антонимы в языке

Конспект урока на тему "Синонимы и антонимы в языке" предназначен для студентов, обучающихся в национальных группах, поэтому необходимо  подробно остановиться на объяснении.  Студенты умеют работать и с учебником, самостоятельно добывать знания. В начале занятия обязательно говорим о красоте, величии русского языка, необходимости изучения языка, записываем высказывания.    Применены различные формы для закрепления материала. На занятии даются задания по развитию речи.  Уделяется внимание работе ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Синонимы и антонимы в языке.

Цель занятия: углубить знания студентов о синонимах и антонимах; формировать умения и навыки.

Основные понятия: лексика, синонимы, антонимы.

Методическое обеспечение: учебник П.Пустовалова «Пособие по развитию речи», Л.А.Введенская и др. «Русское слово», лекционный материал.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и приемы: приобретение и закрепление полученных знаний, метод контроля и оценки знаний

План занятия:

  1. Организационный момент.

*Подготовка студентов к работе на занятии.

*Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

*Визуальный контроль готовности к занятию.

*Работа с журналом.

II. Проверка знаний студентов.

1. Запись высказываний о русском языке: подтвердить справедливость этих слов.

Нам дан во владение самый богатый , меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Паустовский). Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. (Н.Карамзин).

2.Повторение изученного по теме : «Лексика и лексикология. Стилистическая окраска слова».

3. Работа с текстом: рассказать содержание, проверить выполнение заданий к тексту.

4.Обобщение. Подготовка к восприятию новой темы.

III. Изучение нового материала.

1. Синонимы- слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение: смелый - храбрый, идти - шагать. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный - алый - багряный - багровый.

Классификация синонимов. Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, частотой употребления. Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью. Так, синонимы могут дифференцироваться: 1)по обозначаемым ими предметам (синонимы «скоморох - лицедей - комедиант - актёр - артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра); по социальной оценке обозначаемого предмета (синонимы «жалованье - зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению); 2) по применимости в том или ином стиле речи (синонимы «конь - лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка синонима «лошадь» произведёт комический эффект - «куда ты скачешь, гордая лошадь?»); 3) по этимологическому значению, которое может придавать одному из синонимов особую окраску (синонимы «смелый - бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором - с «отсутствием страха»; 3) по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме К.Н. Батюшкова «Совет эпическому стихотворцу»:

«Какое хочешь имя дай / Твоей поэме полудикой / "Пётр Длинный", "Пётр Большой", но только "Пётр Великий" / Её не называй». использовано отсутствие у первого из синонимов «большой - великий» переносного значения. Не следует забывать, что всякое изменение форм производства, общественных отношений, быта не только обогащает словарь языка, но благодаря классовой и профессиональной дифференциации говорящих часто получает несколько обозначений, иногда закрепляющихся в литературном языке в качестве синонимов. Особенно способствует умножению обозначений стремление говорящих не только назвать предмет, но и выразить своё к нему отношение. Накопление синонимов в языке неизбежно сопровождается их дифференциацией: слова, входящие в группу синонимов (гнездо синонимов), сохраняют различия в своих оттенках, порождаемые принадлежностью их разным классам общества, разным социальным прослойкам, разным видам речевого общения, различия, охарактеризованные выше и часто приводящие к полной утрате синонимичности.

Анто́нимы (греч. αντί- - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: «правда» - «ложь», «говорить» - «молчать». Языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням. У собственных имён, местоимений, числительных антонимов нет.

По структуре антонимы бывают: разнокорневые (вперёд - назад); однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный).

С точки зрения языка и речи антонимы разделяют на: языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный); контекстные (контекстуальные, речевые, окказиональные) - антонимы, возникающие в определённом контексте (чтобы проверить наличие данного типа, надо свести их к языковой паре) - (золотой - полушка медная, то есть дорогой - дешевый). Они часто встречаются в пословицах.

С точки зрения действия антонимы бывают: соразмерные - действие и противодействие (вставать - ложиться, богатеть - беднеть); несоразмерные - действие и отсутствие действия (в широком смысле) (зажечь - погасить, думать - раздумать.

IV. Работа по закреплению основных понятий темы.

А.Выполнение заданий:

1. Замените синонимами выделенное слово:
Белобокая сорока / Прокричала всем в окно, / Что везут к нам издалёка / Интересное кино.
(В. Дуванский)

2) Подобрать синонимы к данным прилагательным:

Холодный (день, ветер), холодный (взгляд, прем), проворный (шаг,мальчик).

3) Распределить синонимы , учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы.

книжное

нейтральное

разговорное

множество

много

уйма

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; жадный, завистливый, алчный; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, топать; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

4) Составить предложения с данными синонимами , учитывая пометы, данные в скобках:

Осмотреть, обозреть (книжн.), оглядеть (разг.), безвозмездно (книжн.), даром (разг.), симулировать (книжн.), прикидываться (разг.), запрещать (книжн.), подлизываться, заискивать (разг.).

5) В каждом отрывке найти синонимы и определить их смысловое или стилистическое различие:

1. То, что он увидел в глазах, он никогда не назвал бы радаостью, но это было больше радости, это было ликование.(К.Федин).

2. Природой бережно спеленутый, / Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,/ Прохладен, хрупок и душист. (С.Маршак).

6) В пословицах найти антонимы и определить, какие качества человека они называют.

1.Мужественный пеняет на себя, малодушный- на товарища. 2. Трус умирает сто раз, смелый живет вечно. 3. Млад годами, да стар делами.4. Язык длинный, мысли короткие. 5. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

7) Подобрать синонимы и антонимы к слову свежий, учитывая его значения.

Свежий ветер, свежее утро, свежая почта, свежая газета, свежие новости, свежий воротник, свежий вид, свежий хлеб, свежая рыба.

8) Дописать пословицы, подчеркнуть разнокорнвые антонимы одной чертой, однокорневые-двумя.

1. Не было бы счастья, да..............2. Ученый водит, а..............3. Мы ценим и любим не праздность, а...................4. Не верь началу, верь 6. Не отведав горького, не ...... .

Для справок: труд, несчастье помогло, концу, узнаешь сладкого, неученье- тьма, неученый сзади ходит.

9) Подберите антонимы к многозначным словам в следующих слововочетаниях.
А) свежий хлеб - ..., свежий воздух - ..., свежая мысль - ...;
Б) мягкое яблоко - ..., мягкий свет - ..., мягкое наказание - ...;
В) глубокое озеро - ..., глубокие знания - ...;
Г) густой раствор - ..., густой лес - ...;
Д) здоровый человек - ..., здоровая пища - ... .

10) Р.Р Рассказать о двух студентах группы, которые резко отличаются по внешности, характеру, вкусам, привычкам, поведению.

11) Записать устойчивые сочетания, в которые входят следующие антонимы.

Туда- сюда, взад- вперед, начало- конец, верх-низ, первый- последний.

12) Рефлексия. Обобщение. Подведение итогов.

V. Задание на дом.

Р.Р. Составить рассказ на тему «Один день из жизни в колледже», используя антонимы и синонимы.

Текст. Выполнить задания к тексту.


© 2010-2022