Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)Казахская классическая гимназия №45

имени Бауыржана Момышулы

Внеклассное

занятие - игра

«Фразеологическая мозаика»

(7 класс)

Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)





Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Бегимбаева Р.С.



Тараз - 2013 год


Внеклассное занятие - игра по русскому языку среди учащихся 7-х классов


«Фразеологическая мозаика»

Цели мероприятия:

  • С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов по теме «Фразеологизмы»;

  • Развивать познавательный интерес к русскому языку;

  • Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Ход игры:

Вступительное СУ: Я приветствую гостей, а также участников конкурса и болельщиков, которые пришли посмотреть интеллектуальную игру под необычным названием «Фразеологическая мозаика». Сегодня в конкурсе интеллектуалов на знание фразеологизмов принимают участие 2 команды: команда «Одним махом» и команда «Что надо».

Разрешите познакомить вас с членами жюри, которые будут оценивать вашу игру. Это:

Конкурс первый - Разминка

СУ: Ребята, так как у нас 2 команды, вопросы будут задаваться по очереди.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

  1. Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы? (Лексика)

  2. Что такое фразеологизм? (Это устойчивое словосочетание)

  3. Если человек часто использует в своей речи фразеологизмы, то его речь считают? (яркой, меткой, богатой)

  4. В какой (разговорной или книжной) речи человек чаще использует фразеологизмы? (В разговорной)

Вставьте недостающее слово в данный фразеологизм:

  1. Делить шкуру неубитого …. (медведя)

  2. Купить …. в мешке (кота)

  3. Платить той же ……… (монетой)

  4. Беречь как ………… ока (зеницу)

  5. Выйти ……….. из воды (сухим)

  6. Не в бровь, а в …….. (глаз)

Ответы команд.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

СУ: Ребята, выполняя данное задание, мы убедились, что наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Именно благодаря устойчивым словосочетаниям - фразеологизмам мы можем сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значение устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра. Кстати, ребята, кто знает, что означает слово «мозаика»?

ОУ: Мозаика - рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

СУ: Верно. Сегодня мы попробуем создать необычный интеллектуальный узор под названием «Фразеологическая мозаика».

Конкурс второй - «Найти антоним»

СУ: Итак, в листах с заданием нужно: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки, соединяя фразеологизмы стрелками. Листы с выполненным заданием команды должны сдать жюри. Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. На руках носить. 1.С открытой душой

  2. От доски до доски. 2. Своим горбом жить

  3. Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.

  4. На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.

  5. Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.

  6. Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.

  7. Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.

  8. От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.

  9. Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.

Ответы команд.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс третий - «Подбери синоним»

СУ: Ребята, вам необходимо подобрать фразеологизм - синоним к фразеологизму, который записан на листе. Фразеологизмы - синонимы в конверте. Вытащите их, прочитайте и найдите синонимичную пару.

  1. Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.

  2. Льстить, хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.

  3. Маленький, незначительный человек - мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.

  4. Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.

  5. Отгородиться от жизни - сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.

  6. Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.

  7. Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.

  8. Проявить явную несообразительность - заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день.

  9. Обмануть, ввести в заблуждение - втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.

10) Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.

Ответы команд.

Шуточные вопросы для болельщиков (у ведущего)

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс четвертый - «Конкурс живописцев»

СУ: Ребята, как вы знаете, практически любое слово можно представить в виде рисунка. Такой способностью обладают и фразеологизмы. Команды по очереди вспоминают и озвучивают фразеологизм, изображенный в виде картинки.

Ответы команд.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс пятый - «Путаница»

СУ: Ребята, мы иногда путаемся в ответах, в решении задач, а иногда и в значениях слов. Сейчас мы постараемся разобраться в путанице фразеологизмов. Задание:

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

Крокодил в мешке.

Как с совы вода.

Утиная песня.

Тигриная доля.

Конское упрямство.

Стреляный петух.

Подложить барана.

Барсучья услуга.

Кот в мешке

Как с гуся вода

Лебединая песня

Львиная доля

Ослиное упрямство

Стрелянный воробей

Подложить свинью

Медвежья услуга

Ответы команд.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс шестой - «Кто больше?»

СУ: Молодцы! А теперь следующий конкурс - «Кто больше?» Я называю слово, а члены команды должны назвать как можно больше фразеологизмов, в которых встречается данное слово.

Нос (с гулькин нос; совать нос не в свое дело; не видеть дальше своего носа; остаться с носом, нос к носу; носом чует, повесить нос, зарубить на носу; задирать нос, клевать носом); рука (рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать); голова (вбить в голову, намылить голову; без царя в голове, вбить в голову; терять голову; с больной головы на здоровую; с головы до ног, вскружить голову); глаз (глаз выколи, говори в глаза, на глазах, отводить глаза, с глазу на глаз.

Ответы команд.

Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

СУ: Вот мы и убедились, как наша речь моментально становится красочной, яркой, стоит только употребить нам какой-либо фразеологизм. Я надеюсь, что наше общение доказало это. Мы вместе сумели собрать фразеологическую мозаику при помощи живой нити - нити из ярких слов и выражений.

Итоги интеллектуального конкурса - игры «Фразеологическая мозаика» озвучивает жюри.

Вручение призов победителям.

СУ: Спасибо за игру!

Информационный лист для членов жюри

внеклассного занятия - игры «Фразеологическая мозаика»

среди учащихся 7-х классов

Конкурс первый - разминка

Вопросы:

  1. Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы? (Лексика)

  2. Что такое фразеологизм? (Это устойчивое словосочетание)

  3. Если человек часто использует в своей речи фразеологизмы, то его речь считают? (яркой, меткой, богатой)

  4. В какой (разговорной или книжной) речи человек чаще использует фразеологизмы?(В разговорной)

Вставьте недостающее слово в данный фразеологизм:

  1. Делить шкуру неубитого медведя

  2. Купить кота в мешке

  3. Платить той же монетой

  4. Беречь как зеницу ока

  5. Выйти сухим из воды

  6. Не в бровь, а в глаз

Конкурс второй - «Найти антоним»


  1. На руках носить.

  2. От доски до доски.

  3. Камень за пазухой держать.

  4. На чужой шее сидеть.

  5. Лясы точить.

  6. Держать ухо востро.

  7. Сидеть сложа руки.

  8. От рук отбиться.

  9. Во всю Ивановскую.

  1. Держать в ежовых рукавицах.

  2. С пятого на десятое.

  3. С открытой душой

  4. Своим горбом жить

  5. Держать язык за зубами.

  6. Ворон считать.

  7. Не покладая рук.

  8. В руки взять.

  9. Воды в рот набрать.

Конкурс третий - «Подбери синоним»


  1. Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.

  2. Льстить, Хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.

  3. Маленький, незначительный человек - мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.

  4. Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.

  5. Отгородиться от жизни - сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.

  6. Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.

  7. Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.

  8. Проявить явную несообразительность - заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо. Искать вчерашний день.

  9. Обмануть, ввести в заблуждение -втирать очки. Кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.

10) Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.

Конкурс четвертый - «Конкурс живописцев»

1. Море по колено

2. Мухи не обидит

3. Водить за нос

4. Выйти из себя

1. Водой не разольешь

2. Витать (парить) в облаках

3. Тянуть кота за хвост

4. Взять себя в руки

Конкурс пятый - «Путаница»

Крокодил в мешке.

Как с совы вода.

Утиная песня.

Тигриная доля.

Конское упрямство.

Стреляный петух.

Подложить барана.

Барсучья услуга.

Кот в мешке

Как с гуся вода

Лебединая песня

Львиная доля

Ослиное упрямство

Стрелянный воробей

Подложить свинью

Медвежья услуга

Конкурс шестой - «Кто больше?»

Нос (с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу. Носом чует, повесить нос, зарубить на носу. Задирать нос, клевать носом); рука ( рука об руку. Рука руку моет. Разводить руками. Рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам,, чужими руками жар загребать); голова ( вбить в голову, намылить голову. Без царя в голове, вбить в голову. Терять голову. С больной головы на здоровую. С головы до ног, вскружить голову); глаз ( глаз выколи, говори в глаза, на глазах. Отводить глаза. С глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).




Бланк для подсчета баллов


Название конкурсов

Баллы

Команды

Одним махом

Что надо

1

Разминка

По одному баллу за ответ



2

Найти антоним

По одному баллу за ответ



3

Подбери синоним

По одному баллу за ответ



4

Конкурс живописцев

По одному баллу за ответ



5

Путаница

По одному баллу за ответ



6

Кто больше?

По одному баллу за ответ



Команда-победитель: _________________________________


© 2010-2022