- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)
Внеклассное занятие - игра «Фразеологическая мозаика» (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бегимбаева Р.С. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Казахская классическая гимназия №45
имени Бауыржана Момышулы
Внеклассное
занятие - игра
«Фразеологическая мозаика»
(7 класс)
Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Бегимбаева Р.С.
Тараз - 2013 год
Внеклассное занятие - игра по русскому языку среди учащихся 7-х классов
«Фразеологическая мозаика»
Цели мероприятия:
-
С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов по теме «Фразеологизмы»;
-
Развивать познавательный интерес к русскому языку;
-
Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
Ход игры:
Вступительное СУ: Я приветствую гостей, а также участников конкурса и болельщиков, которые пришли посмотреть интеллектуальную игру под необычным названием «Фразеологическая мозаика». Сегодня в конкурсе интеллектуалов на знание фразеологизмов принимают участие 2 команды: команда «Одним махом» и команда «Что надо».
Разрешите познакомить вас с членами жюри, которые будут оценивать вашу игру. Это:
Конкурс первый - Разминка
СУ: Ребята, так как у нас 2 команды, вопросы будут задаваться по очереди.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
-
Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы? (Лексика)
-
Что такое фразеологизм? (Это устойчивое словосочетание)
-
Если человек часто использует в своей речи фразеологизмы, то его речь считают? (яркой, меткой, богатой)
-
В какой (разговорной или книжной) речи человек чаще использует фразеологизмы? (В разговорной)
Вставьте недостающее слово в данный фразеологизм:
-
Делить шкуру неубитого …. (медведя)
-
Купить …. в мешке (кота)
-
Платить той же ……… (монетой)
-
Беречь как ………… ока (зеницу)
-
Выйти ……….. из воды (сухим)
-
Не в бровь, а в …….. (глаз)
Ответы команд.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
СУ: Ребята, выполняя данное задание, мы убедились, что наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Именно благодаря устойчивым словосочетаниям - фразеологизмам мы можем сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значение устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра. Кстати, ребята, кто знает, что означает слово «мозаика»?
ОУ: Мозаика - рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.
СУ: Верно. Сегодня мы попробуем создать необычный интеллектуальный узор под названием «Фразеологическая мозаика».
Конкурс второй - «Найти антоним»
СУ: Итак, в листах с заданием нужно: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки, соединяя фразеологизмы стрелками. Листы с выполненным заданием команды должны сдать жюри. Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
-
На руках носить. 1.С открытой душой
-
От доски до доски. 2. Своим горбом жить
-
Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.
-
На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
-
Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.
-
Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
-
Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
-
От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.
-
Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
Ответы команд.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс третий - «Подбери синоним»
СУ: Ребята, вам необходимо подобрать фразеологизм - синоним к фразеологизму, который записан на листе. Фразеологизмы - синонимы в конверте. Вытащите их, прочитайте и найдите синонимичную пару.
-
Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
-
Льстить, хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.
-
Маленький, незначительный человек - мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.
-
Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
-
Отгородиться от жизни - сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.
-
Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.
-
Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.
-
Проявить явную несообразительность - заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день.
-
Обмануть, ввести в заблуждение - втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.
10) Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.
Ответы команд.
Шуточные вопросы для болельщиков (у ведущего)
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс четвертый - «Конкурс живописцев»
СУ: Ребята, как вы знаете, практически любое слово можно представить в виде рисунка. Такой способностью обладают и фразеологизмы. Команды по очереди вспоминают и озвучивают фразеологизм, изображенный в виде картинки.
Ответы команд.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс пятый - «Путаница»
СУ: Ребята, мы иногда путаемся в ответах, в решении задач, а иногда и в значениях слов. Сейчас мы постараемся разобраться в путанице фразеологизмов. Задание:
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:
Крокодил в мешке.
Как с совы вода.
Утиная песня.
Тигриная доля.
Конское упрямство.
Стреляный петух.
Подложить барана.
Барсучья услуга.
Кот в мешке
Как с гуся вода
Лебединая песня
Львиная доля
Ослиное упрямство
Стрелянный воробей
Подложить свинью
Медвежья услуга
Ответы команд.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс шестой - «Кто больше?»
СУ: Молодцы! А теперь следующий конкурс - «Кто больше?» Я называю слово, а члены команды должны назвать как можно больше фразеологизмов, в которых встречается данное слово.
Нос (с гулькин нос; совать нос не в свое дело; не видеть дальше своего носа; остаться с носом, нос к носу; носом чует, повесить нос, зарубить на носу; задирать нос, клевать носом); рука (рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать); голова (вбить в голову, намылить голову; без царя в голове, вбить в голову; терять голову; с больной головы на здоровую; с головы до ног, вскружить голову); глаз (глаз выколи, говори в глаза, на глазах, отводить глаза, с глазу на глаз.
Ответы команд.
Жюри подсчитывает баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.
СУ: Вот мы и убедились, как наша речь моментально становится красочной, яркой, стоит только употребить нам какой-либо фразеологизм. Я надеюсь, что наше общение доказало это. Мы вместе сумели собрать фразеологическую мозаику при помощи живой нити - нити из ярких слов и выражений.
Итоги интеллектуального конкурса - игры «Фразеологическая мозаика» озвучивает жюри.
Вручение призов победителям.
СУ: Спасибо за игру!
Информационный лист для членов жюри
внеклассного занятия - игры «Фразеологическая мозаика»
среди учащихся 7-х классов
Конкурс первый - разминка
Вопросы:
-
Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы? (Лексика)
-
Что такое фразеологизм? (Это устойчивое словосочетание)
-
Если человек часто использует в своей речи фразеологизмы, то его речь считают? (яркой, меткой, богатой)
-
В какой (разговорной или книжной) речи человек чаще использует фразеологизмы?(В разговорной)
Вставьте недостающее слово в данный фразеологизм:
-
Делить шкуру неубитого медведя
-
Купить кота в мешке
-
Платить той же монетой
-
Беречь как зеницу ока
-
Выйти сухим из воды
-
Не в бровь, а в глаз
Конкурс второй - «Найти антоним»
-
На руках носить.
-
От доски до доски.
-
Камень за пазухой держать.
-
На чужой шее сидеть.
-
Лясы точить.
-
Держать ухо востро.
-
Сидеть сложа руки.
-
От рук отбиться.
-
Во всю Ивановскую.
-
Держать в ежовых рукавицах.
-
С пятого на десятое.
-
С открытой душой
-
Своим горбом жить
-
Держать язык за зубами.
-
Ворон считать.
-
Не покладая рук.
-
В руки взять.
-
Воды в рот набрать.
Конкурс третий - «Подбери синоним»
-
Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
-
Льстить, Хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.
-
Маленький, незначительный человек - мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.
-
Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
-
Отгородиться от жизни - сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.
-
Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.
-
Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.
-
Проявить явную несообразительность - заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо. Искать вчерашний день.
-
Обмануть, ввести в заблуждение -втирать очки. Кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.
10) Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.
Конкурс четвертый - «Конкурс живописцев»
1. Море по колено
2. Мухи не обидит
3. Водить за нос
4. Выйти из себя
1. Водой не разольешь
2. Витать (парить) в облаках
3. Тянуть кота за хвост
4. Взять себя в руки
Конкурс пятый - «Путаница»
Крокодил в мешке.
Как с совы вода.
Утиная песня.
Тигриная доля.
Конское упрямство.
Стреляный петух.
Подложить барана.
Барсучья услуга.
Кот в мешке
Как с гуся вода
Лебединая песня
Львиная доля
Ослиное упрямство
Стрелянный воробей
Подложить свинью
Медвежья услуга
Конкурс шестой - «Кто больше?»
Нос (с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу. Носом чует, повесить нос, зарубить на носу. Задирать нос, клевать носом); рука ( рука об руку. Рука руку моет. Разводить руками. Рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам,, чужими руками жар загребать); голова ( вбить в голову, намылить голову. Без царя в голове, вбить в голову. Терять голову. С больной головы на здоровую. С головы до ног, вскружить голову); глаз ( глаз выколи, говори в глаза, на глазах. Отводить глаза. С глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).
Бланк для подсчета баллов
№
Название конкурсов
Баллы
Команды
Одним махом
Что надо
1
Разминка
По одному баллу за ответ
2
Найти антоним
По одному баллу за ответ
3
Подбери синоним
По одному баллу за ответ
4
Конкурс живописцев
По одному баллу за ответ
5
Путаница
По одному баллу за ответ
6
Кто больше?
По одному баллу за ответ
Команда-победитель: _________________________________