Технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т. А. Ладыженской)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

муниципального района Мелеузовский район РБ











Технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС

«Синтаксис. Пунктуация»

(УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)












Выполнила: Майкова Я.А.

учитель русского языка

и литературы












Мелеуз - 2014


Тема: «Синтаксис. Пунктуация» (урок «открытия нового знания»)
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Синтаксис. Пунктуация

Цель

Дать понятие о синтаксисе; показать связь синтаксиса и пунктуации; повторить знаки препинания; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Научиться раз­личать единицы языка, опреде­лять, какую роль играют знаки пре­пинания в пред­ложении, понимать связь синтаксиса и пунктуации, фор­мировать навыки лингвистического анализа

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и спо­собствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые входе исследования предложений со знаками препинания

Формирование устойчивой мотивации к ин­теграции индивидуальной и коллектив­ной учебно-познавательной деятельности

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, знаки препинания

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, речь и культура общения, информатика и ИКТ, история.

Работа с карточками (индивидуальная)

Работа с лингвистическим портфолио (раздел «словарь-справочник»).

Работа со схемами.

Работа в парах

-Учебник

- Электронное пособие к учебнику Т.А. Ладыженской (диск)

- Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки

- Мультимедийная презентация

-Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданием)

Этапы урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.











3.

Постановка цели и задач урока

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

мотивация учебной деятельности обучающихся.

-постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений.

Проводит разминку на развитие чистописания, внимания и быстроту реакции (предлагается переписать прописные буквы с доски. Зачеркивая буквы ОВДЖ, нужно прочитать и записать пословицу «Без языка и грамматики не учатся математике»).

Переписывают буквы, находят пословицу. Выполняют задания в группах (1. объясняют орфограммы в существительных; 2. объясняют орфограммы в глаголах и находят служебные части речи; 3. индивидуальная работа по карточкам)

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу записанной пословицы (Что такое грамматика? Почему без языка и грамматики не учатся математике?). Разъясняет понятие «грамматика». Подводит обучающихся к формулированию темы, цели, постановки задач урока.

Комментируют пословицу; объясняют значение термин «грамматика»; соблюдают интонацию при чтении предложений стихотворения «Веселая грамматика» (с. 36, упр. 74). Работают с лингвистическим портфолио. Называют тему урока:

"Синтаксис и пунктуация", записывают ее в тетрадь.

4.

Актуализация знаний по разделу «Синтаксис».

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует работу с учебником и электронным приложением (с. 56), с лингвистическим портфолио, со схемой.

Чтение и прослушивание материалов учебника и электронного приложения. Записывают в лингвистическое портфолио определение «синтаксис». Работают со схемой.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

( Р).


Обобщение и систематизация знаний по разделу «Синтаксис».

Цель: усвоение обучающимися понятия «синтаксис», основных единиц синтаксиса.

Организует работу по заданию упражнений 119 (комментированное письмо - 2 абзац), упр. 120 (выразительное чтение стихотворения С.Есенина. Переписать 1 и 3 предложение, т.к. в них пропущены запятые).

Фронтальная работа по упр. 119,120. Отвечают на вопросы.

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение (П).


Физминутка

Организует физминутку

Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три - надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки -
Вот и показали точку!

сделать глубокий вдох, задержать
дыхание на счёт 1-2-3
прыжки на двух ногах 5-6 раз

Спинку все согнули так,
Знак вопроса - нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!

наклоны вперёд 4-5 раз
медленная ходьба, высоко
поднимая ноги

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

- О каком знаке препинания, который ставится в конце предложения, не говорилось в упражнениях?

Выполняют физминутку.


Актуализация знаний по разделу «Пунктуация».

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

2. Раздел «Пунктуация». Организует работу с учебником (с. 57-58 - чтение диалога учителя и учеников по ролям); работу с электронным приложением; работу с лингвистическим портфолио

Читают по ролям диалог учителя с учениками. Прослушивают запись на электронном приложении, работают с лингвистическим портфолио.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

( Р).

4.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Пунктуация».

Цель: усвоение обучающимися понятия «пунктуация», усвоение правильной постановки знаков препинания.

Организует работу по заданию упр. 122, 126 (прослушивание записи с диска о знаках препинания, обсуждение вопросов), упр. 124 (занимательная лингвистика)

Фронтальная работа по упр. 122,126, 124. Отвечают на вопросы.

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).

5.

Домашнее задание

(записано на экране).

Комментирует ДЗ.

Записывают ДЗ в дневники.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структури-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование (Р).







Конспект урока 5 класс «Ситаксис. Пунктуация».

На перемене раздать тетради.

  1. Приветствие. Здравствуйте, мои красивые, умные, отдохнувшие. Рада видеть вас сегодня на уроке. Садитесь. Приготовились к уроку. Вам понадобится учебник, ваше лингвистическое портфолио (справочник), письменные принадлежности. Отсутствующе? Приступаем к уроку.


  1. Открываем тетради, записываем число и классная работа. Начнем мы урок с разминки на развитие чистописания, внимания и быстроту реакции. Без языка и грамматики не учатся математике.

3. Орфографическая разминка по группам

1. объясняют орфограммы в существительных; 2. объясняют орфограммы в глаголах и находят служебные части речи; 3. индивидуальная работа по карточкам.

- Как вы понимаете пословицу?

А что такое грамматика? (Помните, ребята, когда мы с вами изучали части речи, мы читали стихотворение «Веселая грамматика»? Читаем упр. 74, с. 36. Вспомнили? Опускаю экран. Теперь легче ответить, что изучает грамматика? Правильно, части речи, но не только. Грамматика - это наука о строе языка, и включает она в себя два раздела: морфологию (учение о частях речи) и синтаксис. Запишем в справочник

ГТехнологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)Технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)рамматика - наука о строе языка (от греч. «грамма» - «буква»)



Морфология Синтаксис (слайд №1)

(учение о частях речи)

Части речи мы с вами подробно рассмотрели на предыдущих уроках, а сегодня о чем будем говорить, как вы думаете? Правильно, о синтаксисе. Но изучение синтаксиса немыслимо без знаний о постановке знаков препинания, т. е. без пунктуации. Поэтому тема сегодняшнего урока как будет звучать? Правильно, «Синтаксис. Пунктуация». Запись на доске и в тетрадях.

Постановки цели и задач. Как вы думаете, какова цель нашего урока, чем сегодня будем заниматься? Правильно, мы узнаем точное определение понятий «синтаксис», «пунктуация», узнаем, каковы основные единицы синтаксиса, повторим известные пунктуационные знаки и узнаем новые. Сначала мы поговорим о синтаксисе.

Работа с учебником (чтение с. 56). Заслушиваем диск. Что такое синтаксис

Запись в портфолио (слайд №2)

Поднимаю доску

Рисую схему


Упр. 121 (2 абзац - комментированное письмо)

Упр. 120 - выразительное чтение. 1,3 предл. Переписываем, т.к. в них пропущены запятые.

Настало время для физминутки

Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три - надули щёчки!
Дружно прыгнули на строчки -
Вот и показали точку!

сделать глубокий вдох, задержать
дыхание на счёт 1-2-3
прыжки на двух ногах 5-6 раз

Спинку все согнули так,
Знак вопроса - нужный знак!
Он идёт, как старый дед
Ста пятидесяти лет!

наклоны вперёд 4-5 раз
медленная ходьба, высоко
поднимая ноги

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

- О каком знаке препинания, который ставится в конце предложения, не говорилось в упражнениях?

Переходим к следующему разделу - Пунктуация

Работа с учебником с. 57-58 (чтение диалога)

Заслушаем с диска определение пунктуация

Ребята, многие из вас, общаясь во всемирной паутине (Интернет), не всегда соблюдают правила пунктуации, мол, это не так важно, итак все понятно. Но, бывают и такие ситуации, когда от пунктуации зависит жизнь человека. Казнить нельзя помиловать. Поэтому важна пунктуация? Конечно!

Упр. 122, упр. 126

Упр.124 - занимательная лингвистика.

Домашнее задание: выписать в справочник определение «пунктуация», упр. 121,125 или творч. задание написать лингвистическую сказку «Жила-была запятая…»

Рефлексия: сложная была тема? Все оказалось понятным? С какими научными понятиями мы сегодня познакомились?(грамматика, синтаксис, пунктуация). Как связаны синтаксис и пунктуация?

Оценки за урок


© 2010-2022