- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алёхина А.А. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | Наименование раздела программы Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Подготовка к ГИА | Дата прове дения | Использова ние ЦОР | ||||
план. | факт. | ||||||||||||
Общие сведения о языке. |
| ||||||||||||
1 | Основные формы существования национального русского языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Русский литературный язык, территориальные диалекты (народные), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм. | Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка. | Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся |
|
|
|
| |||
2 | Понятие о литературном языке. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. | Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка. | Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение-миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат, образен и точен» (К.Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д. Самойлов) |
|
|
|
| |||
3 | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка | 1 | Повторите льно-обобщающий урок. | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. | Применять общие правила произношения и написания слов, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их. | Тест |
|
|
|
| |||
Повторение изученного в 5-8 классах. | |||||||||||||
4 | Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1 | Урок развития речи. | Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое. | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы. | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования». |
|
|
|
| |||
5 | Стили речи. | 1 | Урок развития речи. | Стили речи Основные жанры стилей. | Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы. Определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи. | Составить план учебной статьи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля. | Основные виды сжатия текста Материалы ГИА |
|
|
| |||
6 | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения гл. членов предложения, виды предложений. | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений. | Объяснительный диктант. |
|
|
|
| |||
7 | Предложения с обособленными членами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Предложения с обособленными второстепенными членами. | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам. | Комментированное письмо. | Имя существите льное (п.70-79). Материалы ГИА |
|
|
| |||
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | Уметь объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. | Диктант «Проверяю себя». |
|
|
|
| |||
9-10 | Р/Р Описание по воображению и памяти. | 2 | Урок развития речи. | Описание по воображению и памяти. Определение основных микротем. | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создавать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки. | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И.К.Айвазовского, И.Е.Репина. | Построение собствен ного высказыва ния в соответст вии с заданным типом речи. Материалы ГИА |
|
|
| |||
Сложное предложение. | |||||||||||||
11 | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. | Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи. Уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП. БСП. | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами. |
|
|
|
| |||
12 | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания. | Составить таблицу «Группы ССП», Диктант «Проверяю себя». | Тема, идея текста. Материалы ГИА |
|
|
| |||
13 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем. | Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Творческий диктант. |
|
|
|
| |||
14 | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | 1 | Урок закрепления изученного. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения. Составлять ССП с разными связи частей. | Взаимодиктант. | Изобрази тельно-выразитель ные средства речи Материалы ГИА |
|
|
| |||
15 | Знаки препинания в ССП и с общим второстепенным членом. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Знаки препинания в ССП и с общим второстепенным членом. | Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений. |
|
|
|
| |||
16 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами. | Написать сочинение -миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя». | Имя прилагательное (п.98-104) Материалы ГИА |
|
|
| |||
17 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами. | Диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
| |||
18 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции. | Комплексный анализ текста. | Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста. | Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для всех видов разбора. |
|
|
|
| |||
19-20 | Р/Р Рассказ. | 2 | Урок развития речи. | Композиция рассказа. Последовательность микротекстов. | Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа, передавать последовательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно-следственную связи. | Рассказ по одной из пословиц или на основе репродукции картины С. Герасимова «Мать партизана». | Построение собствен ного высказыва ния в соответст вии с заданным типом речи Материалы ГИА |
|
|
| |||
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей. | Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания. | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами. |
|
|
|
| |||
22 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | Понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП. | Составление схем СПП, комментированное письмо. | Лексические средства выразитель ности речи Материалы ГИА |
|
|
| |||
23 | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе»; уметь опознавать указательные слова главной части СПП. | Взаимодиктант. |
|
|
|
| |||
24 | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 1 | Урок закрепления изученного. | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, различать союзы и союзные слова. | Работа с текстом: определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в тексте много сложных предложений. Составить схемы СПП. | Правописание корней с чередующимися гласными (п.51-53) Материалы ГИА |
|
|
| |||
25-26 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | 2 | Уроки развития речи. | Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста. | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста. | Изложение с элементами сочинения. | Основные виды сжатия текста Материалы ГИА |
|
|
| |||
27 | Виды придаточных предложений. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные. | Знать виды придаточных предложений, способы их различения. Уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова. | Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам. |
|
|
|
| |||
28 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений. | Диктант «Проверяю себя». | Фонетичес кие нормы русского языка (п.31-43) Материалы ГИА |
|
|
| |||
29 | Придаточные определительные. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Придаточные определительные | Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова. | Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным. |
|
|
|
| |||
30 | Придаточные определительные. | 1 | Урок закрепления изученного. | Придаточные определительные. | Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений. | Редактирование текстов. | Словообра зование различных частей речи (п.80-81, 105-107, 118-119, 136-137, 144) Материалы ГИА |
|
|
| |||
31 | Придаточные дополнительные. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Придаточные дополнительные. | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов. | Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительными придаточными. |
|
|
|
| |||
32-33 | Р/Р Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. | 2 | Уроки развития речи. | Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии | Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера. | Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать отзывом на научно-популярные книги». Составление рецензии. | Построение собствен ного высказыва ния в соответст вии с заданным типом речи Материалы ГИА |
|
|
| |||
34 | Придаточные обстоятельственные. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Придаточные обстоятельственные. | Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов. | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных». Конструирование предложений по схемам. |
|
|
|
| |||
35 | Придаточные обстоятельственные. | 1 | Урок закрепления изученного. | Придаточные обстоятельственные. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным. | Уметь находить обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными обстоятельственными на простые с разными видами обстоятельств. | Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных. | Грамматическая основа предложе ния (п.168-174) Материалы ГИА |
|
|
| |||
36 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 1 | Урок усвоения нового материала. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными»; уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам. | Осложненное списывание | Глагол (п.82-97) Материалы ГИА |
|
|
| |||
37 | Различные способы выражения сомнения. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи. | Уметь определять значения сравнений, выраженные разными способами, ставить знаки препинания перед союзом КАК , употреблять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте. | Творческое списывание. | Словосочетание. Виды синтаксической связи (п.159-160) Материалы ГИА |
|
|
| |||
38 | Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП». | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Строение СПП, средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП. | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций. | Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений. |
|
|
|
| |||
39 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. | Строение СПП, средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП. | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, правильно расставлять знаки препинания. | Комплексный анализ текста. | Строение СПП, средства связи, виды придаточ ных. Знаки препинания в СПП. Материалы ГИА |
|
|
| |||
40 | Р/Р Аннотация. | 1 | Урок развития речи. | Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации. | Понимать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение. | Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту. | Построение собствен ного высказыва ния в соответст вии с заданным типом речи Материалы ГИА |
|
|
| |||
41-42 | Р/Р Портретный очерк. | 2 | Урок развития речи. | Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка. | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях. О взаимоотношении с окружающими. | Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры. | Средства выразительности текста Материалы ГИА |
|
|
| |||
Бессоюзное сложное предложение. | |||||||||||||
43 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них. | Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | Составление предложений по схемам. Комментированное письмо. |
|
|
|
| |||
44 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять. | Составить тезисный план параграфа, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант. | Однородные члены предложе ния. (п.21, 189,) Материалы ГИА |
|
|
| |||
45 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения. | Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя». | Имя числитель ное (п.108-115) Материалы ГИА |
|
|
| |||
46-47 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор. | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам. | Взаимодиктант. Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека, используя по возможности БСП. |
|
|
|
| |||
48 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. | БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор. | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам. | Тест. |
|
|
|
| |||
49-50 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | 2 | Урок развития речи. | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций. | Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию. | Изложение с элементами сочинения. | Основные виды сжатия текста Материалы ГИА |
|
|
| |||
51 | Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей. | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов связи. | Составление схем, составление предложений по схемам. |
|
|
|
| |||
52 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 | Урок закрепления изученного. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И(НО), ЕСЛИ;И (НО),КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО,КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы. | Творческое списывание. | Правописа ние Н и НН в разных частях речи (п.139, 105) Материалы ГИА |
|
|
| |||
53 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей. | Анализ текста художественного стиля. |
|
|
|
| |||
54 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. | Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них. | Уметь производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой. | Комплексный анализ текста. | Наречие (п.116-117) Материалы ГИА |
|
|
| |||
55 | Р/Р Разговорный стиль речи. | 1 | Урок развития речи. Повторительно-обобщающий урок. | Особенности разговорного стиля речи. Использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразительности речи. Диалог как компонент художественного произведения. | Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи. Определять особенности разговорного стиля речи, читать, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану. | Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы. | Осложнен ные предложе ния (п.186-200) Материалы ГИА |
|
|
| |||
56 | Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи. | 1 | Урок развития речи. Повторительно-обобщающий урок. | Научный и официально-деловой стиль речи. | Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи. | Составить конспекты статьи «Стилистическое использование синонимов». |
|
|
|
| |||
Предложения с чужой речью | |||||||||||||
57 | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Составление диалогов. Схем предложений. Конструирование предложений по схемам. | Местоиме ние (п.121-131) Материалы ГИА |
|
|
| |||
58 | Предложения с прямой речью. | 1 | Урок закрепления изученного. | Строение предложений с прямой речью Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. | Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью. Выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. | Осложненное списывание. |
|
|
|
| |||
59 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | Понимать отличия косвенной речи от прямой. Уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания. | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи. |
|
|
|
| |||
60 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания. | Записать текст под диктовку, оформить цитаты. | Причастие (п.132-140) Материалы ГИА |
|
|
| |||
61 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи». | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью. | Пунктуационный разбор. Взаимодиктант. |
|
|
|
| |||
62 | Р/Р Контрольная работа.
| 1
| Урок контроля. Урок развития речи
| Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Текст. Тема, основная мысль, изобразительные средства языка. | Уметь производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью; выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста; извлекать основную информацию из текста при чтении, анализировать языковые единицы, представленные в тексте. | Изложение прочитанного текста художественного стиля. Тестовые задания к нему. | Основные виды сжатия текста Материалы ГИА |
|
|
| |||
63 | Р/Р Публицистический и художественный стили речи. | 1
| Урок развития речи. Повторительно-обобщающий урок.
| Публицистический и художественный стили речи.
| Уметь анализировать тексты публицистического и художественного стиля, определять сферу применения, особенности. Языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры сравнения. | Лингвистический анализ художественного текста. | Сочинение-рассуже ние на лингвисти ческую тему Материалы ГИА |
|
|
| |||
64 | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. | Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности языка и речи, энциклопедические и толковы словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам. | Сопоставительный анализ словарей. Составить словарную статью для толкового словаря (словаря синонимов, антонимов). | Деепричас тие (п.141-145) Материалы ГИА |
|
|
| |||
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах. | |||||||||||||
65 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Звуки русского языка, их классификация. Орфоэпические и орфографические нормы. | Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. | Тест. | Служебные части речи (п.146-155) Материалы ГИА |
|
|
| |||
66 | Морфология и орфография. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | Уметь распознавать изученные части речи ан основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы. Делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. | Взаимодиктант. |
|
|
|
| |||
67-68 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | 2 | Урок развития речи. Урок контроля. |
| Уметь понимать на слух содержание звучащего текста художественного или публицистического стиля, основную мысль, отношение автора к поставленной проблеме; подробно излагать, соблюдая на письме нормы русского языка; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем. Аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний. Жизненного и читательского опыта, оформлять речь в соответствии с нормами письма. | Изложение с элементами сочинения. | Основные виды сжатия текста Материалы ГИА |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.) // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост.Е.И. Харитонова.М: Дрофа,2008 г. Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 27 часов.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса.
В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся должен знать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
-фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
-формулировать вопросы по содержанию текста;
Замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
-понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
-составлять конспект прочитанного теста;
-оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
-прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
-создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
-знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения;
-писать изложения по публицистическим, художественным текстам;
-вводить в текст изложения элементы сочинения;
-писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
-составлять тезисы и конспекты небольшой статьи;
-совершенствовать написанное, исправлять недочеты в построении и содержании высказывания;
текст:
-проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи;
фонетика и орфоэпия:
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
-владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
-толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;
-пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
лексикология и фразеология:
Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики;
-пользоваться разными видами толковых словарей;
-верно использовать термины в текстах научного стиля;
-проводить элементарный анализ художественного текста;
морфология:
-распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
-правильно образовывать формы слов с использование словаря грамматических трудностей;
-определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
орфография:
-применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
-проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
-различать изученные виды простых и сложных предложений;
-выразительно читать предложения изученных видов;
-составлять схемы простых и сложных предложений разных видов;
-уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
-правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
-проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
-применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях;
-строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
-производить пунктуационный анализ текста.
Содержание обучения.
Вводный урок о русском языке.
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Повторение изученного в 5-8 классах (4ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Сложное предложение (1 ч.)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (7+2 р.р.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение (24+10 р.р.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение (10+6 р.р. )
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч.+3р.р.)
Предложения с чужой речью (7 ч.+2р.р.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. Общие сведения о языке (5 ч.+2р.р.)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Стили речи.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч.+2р.р.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Перечень учебно-методического обеспечения
для учителя:
-
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2010
-
Книгина М. П., Коротченкова Л.В.Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. - Саратов: Лицей, 2009
-
Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
-
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. /Под ред. Т.М. Пахновой.- М.: Дрофа, 2005
-
Е.И. Никитина Уроки развития речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2008
для учащихся:
-
БабайцеваВ.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2008
-
Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю. С. -М.: Дрофа, 2008
-
Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс.- М.: Дрофа, 2008
-
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста\ рабочая тетрадь.9 класс. М.:Творческий центр, 2013
-
Малюшкин А.Б.Тестовые задания по русскому языку.9 класс. М.:Творческий центр, 2013