- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Деепричастие как особая форма глагола
Урок русского языка Деепричастие как особая форма глагола
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малюченко А.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Деепричастие как особая форма глагола
Цели:
-
Ознакомление с деепричастиями как особой формой глагола, обозначающей в предложении добавочное действие.
-
Формирование умений находить деепричастие в тексте, определять его грамматические признаки.
Этапы урока
-
Организационный момент.
-
Анализ языкового явления.
Введение понятия основное и добавочное значение.
Он сидел за столом и рассматривал альбом - Он сидел за столом, рассматривая альбом.
Вопросы:
-
Назовите глаголы в первом предложении. Подчеркните их как члены предложения.
-
Какие действия обозначают глаголы в предложениях: основное или добавочное? (основное)
-
К одному ли лицу относятся эти глаголы? (к одному)
-
Найдите глаголы во втором предложении. Подчеркните их как члены предложения.
-
Какие действия обозначают глаголы в предложениях: основное или добавочное? (основное)
-
Что обозначают слова рассматривая, держа? (дополнительное действие, сопутствующее действие)
-
К одному ли лицу относятся глаголы и слова рассматривая, держа? (к одному)
-
От каких слов образовались слова рассматривая, держа? (рассматривать, держать)
-
Чтение правила с. 142. Анализ слова «деепричастие»
-
Выполнение упр. 273 (устно). Нахождение в тексте деепричастий, подбор вопроса, определение их значений, сравнение деепричастий и глаголами.
-
Чтение правила с. 143. Составление таблицы.
Деепричастие
Глагол + Наречие
-
Вид (соверш. и несоверш.): 1) не изменяются, как и наречия:
собирая - собрав убирая, делая - сегодня, быстро
-
Переходность и непереходность: 2) в предложении - обстоятельство:
убирая комнату - рисуя на бумаге Листья падали (как?), покачиваясь в воздухе.
-
Возвратность и невозвратность:
раскачивая - раскачиваясь
-
Присоединяют имя сущ. в косв. падеже и поясняются наречиями:
положив на (что?) стол, держа (как?) крепко
-
Рубрика «Помните»
Рассаживаясь за столом, прозвенел звонок. - Рассаживаясь за столом, гости услышали звонок
-
Комментированное выполнение упр. 274 (2 предложения): учащиеся списывают предложения, находят деепричастие, подчёркивают его как член предложения, в скобках указывают его глагольные признаки (вид, перех./неперех., возвр./невозвр., какое слово присоединяет).
-
Самостоятельная работа со следующей проверкой и объяснением.
Найдите деепричастия. Определите, от каких глаголов они образованы. Укажите их признаки.
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
-
Анализ предложений с ошибочным употребление деепричастий.
Вернувшись из поездки, у него было грустное настроение. Уткнувшись носом в подушку, прекрасные сны снятся Грише. Напевая прекрасную мелодию, приходит сон.
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание: § 32, упр. 274 (3-5).