Проект «Поэзия дороги»

В любой литературе поэзия дороги занимает особое место. Эта тема одна из главных в мировой лирике. Сколько сказано в стихах и прозе А.С.Пушкина о путях и перепутьях! Как много дорожных дум у любимого народом С.Есенина! Дорога подарила М.Лермонтову  одно из самых проникновенных стихотворений русской поэзии « Выхожу один я на дорогу...«Русские классики и дорога -  тема необъятная. Мы лишь коснёмся её...Без дороги Россию не понять. И это хорошо осознал Н.В.Гоголь. Каждому школьнику известны последн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект

по литературе

На тему: «Поэзия дороги»













Выполнили: ученицы 10 «А» класса

Мороз Ирина и Филонова Татьяна











г. Астана 2012г.



Цели и характеристика проекта:

Цель: развитие у учащихся навыков и приобретение информации по литературе, а конкретно о поэзии в дороге. Расширение знаний о некоторых из поэтов и их поэзии, о произведениях написанных во время длительных дорог и всё связанное и с дорогами отразившимися в их произведениях.

Задачи:

1. Исследовать произведения писателей и поэтов русской литературы связанных с дорогой.

2. Сделать общий вывод.

3. Проанализировать, какие краски, звуки создают образ дороги в каждом из произведений. Какими художественно-изобразительными средствами при этом пользуются поэты.

Вид проекта: межпредметный, информационно-исследовательский, творческий, групповой.

Форма представления: презентация на научной конференции.

Проблема: тема дороги в русской литературе очень обширна и сложна. Именно эти факторы могут охладить желание учащихся с ней работать: ведь вспомнить все эпизоды, связанные с бесконечными разъездами поэтов довольно сложно.

Польза проекта: Проектная деятельность обеспечивает активную адаптацию учащихся в окружающем мире и возможность преобразования этого мира.

Проектный метод обучения в настоящее время рассматривают как дидактическую систему реализации компетентного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.



Введение

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога - это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.





















Проект « Поэзия дороги»

Общее описание «Поэзии в дороге»

Дорога. Поэзия в дороге

Одной из обширных тем в русской литературе, является тема дороги. Дороги в произведениях писателей русской литературы - это всегда известные Русские дороги! Тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Дорога всегда располагает к раздумьям, мыслям, грусти, не удивительно, что наверное нет такого писателя или поэта, который не написал хотя бы одного стихотворения или произведения упомянув в нём тему дороги.





Исследование и анализ каждого произведения

В русской литературе конца XVIII века тема дороги прослеживается даже в названиях некоторых произведений. Отметим, что писатели-сентименталисты нередко использовали такой жанр художественных произведений, как путешествие: впечатления о посещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу книги Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга в Москву потрясла увиденным А.Н. Радищева, что в итоге привело к созданию его самой известной книги - «Путешествия из Петербурга в Москву».

Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который "три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков" (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»). Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден вновь уехать из старой столицы со словами: "бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…"

Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда "молодой повеса" летит "в пыли на почтовых" в деревню к умирающему дяде. "Забав и роскоши дитя" бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…Тема дороги отразилась в стихотворениях Пушкина, написанных во время ссылки В Сибирь и после. (Это была долгая, мучительная, полная раздумий дорога)

Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским "младшим братом Онегина", не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то "в скверный городишко" Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, "возвращаясь из Персии".

"Гений копейки" Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено "в дорожную сторону" - «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

А знаменитые некрасовские "странники"! Именно так называет поэт семерых крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, "кому живётся весело, вольготно на Руси". Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со своим товаром ("полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча") по деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».

Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому нас очень заинтересовала эта тема.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, "что бойкая, необгонимая тройка", несётся Русь! "…Грозно объемлет меня могучее пространство, - восклицает писатель. - … Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…"

Для русской классики путешествие, странствие, дорожная тема стали одним из устойчивых моментов. Однако назначение мотива пути было обусловлено традицией: дорога являлась фоном, где разворачивались события, помогала организовать сюжет, оживляла описание места действия пейзажными зарисовками. Дорожная тема - одна из излюбленных в русской литературе. К ней обращались почти все великие мастера художественного слова. В этой теме воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и эстетики.

Поэтому кажется особенно интересным и актуальным рассмотрение темы, воплотившей своеобразие и многогранность нашей литературы, национального мышления и быта, индивидуальность художественного дара поэта. Недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги.





Стихотворения о дороге и их анализ

Проект « Поэзия дороги»

Сравнение стихотворений Пушкина «Бесы» и Лермонтова «Тучи»

Во вступлении можно отметить, что обоим поэтам, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах как по средней России, так и по Кавказу в разное время года. Впечатления от этих поездок легли в основу многих произведений, в том числе и названных.

Так, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкин создаёт в 1830 году, в один из самых плодотворных периодов своего творчества, названный впоследствии литературоведами Болдинской осенью. В это время дела вынудили поэта уехать из столицы и расстаться на время с юной, горячо любимой красавицей-невестой. Что ждёт его на пороге нового этапа жизни? После домашней неустроенности, скитаний, одиночества поэт ищет душевного покоя и семейного счастья, но в то же время мрачные предчувствия не оставляют его. Возможно, во время таких мучительных раздумий и было создано стихотворение «Бесы», в котором переданы душевное томление, переживания, испуг едущих "в чистом поле" и заблудившихся в снежной вьюге двух путешественников - лирического героя и ямщика. Перед читателем вначале предстаёт страшная, но вполне реальная картина.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Но постепенно седоков охватывает тревога ("сбились мы… Что делать нам!"), даже отчаяние, переданное автором с помощью монотонного повторения слов ("мчатся тучи, вьются тучи", "мутно небо, ночь мутна", "еду, еду", "страшно, страшно", "вьюга злится, вьюга плачет") и целых четверостиший, и реальная зимняя ночь наполняется фантастическими образами из народной мифологии, которую А.С. Пушкин, воспитанный няней-сказительницей, конечно же, хорошо знал. Здесь и одинокий бес, который "дует, плюет… в овраг толкает одичалого коня", и множество бесов, которые мчатся "рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце" лирического героя, и ведьма, и домовой. Остановились измученные лошади, отчаялся найти дорогу ямщик. Чем закончится метельная зимняя ночь? Неизвестно. Пока же хаос вьюги, снежная буря, жалобное завывание ветра, превратившиеся в сознании лирического героя в фантасмагорическую картину торжества нечистой силы, кажутся бесконечными…

Стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов», не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий звучит мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: "Тучки небесные, вечные странники!" Уже в этих словах ощутим мотив странничества, мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метафорический образ небесных "вечных странников", "изгнанников", мчащихся "с милого севера в сторону южную". Счастье этих "вечно холодных, вечно свободных" обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто "наскучили нивы бесплодные", поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического героя иная: он изгнанник поневоле, это его "гонит" с родной стороны "судьбы… решение", "зависть… тайная", "злоба… открытая", "друзей клевета ядовитая". Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому, что они изначально лишены отечества.

Как произведение, в котором звучит мотив дороги, можно рассматривать и полное философских раздумий о тайнах мироздания, о смысле жизни стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Написанное весной 1841 года, оно словно подводит итог короткой, но яркой, как вспышка метеорита, жизни поэта. Здесь лирический герой находится один на один с бесконечной дорогой и распахнутым над головой небом. Он ощущает себя частью мироздания, человеком, погружённым в открытую и свободную стихию природы. "Кремнистый путь", характерный для гор Кавказа, в стихотворении воспринимается в двух ипостасях: и как конкретная дорога, по которой шагает одинокий путник, и как символ жизненного пути. Мир вокруг лирического героя спокоен, величественен и прекрасен, повсюду разлито "сиянье голубое". Но "сиянье" - это не только лунный свет, в лучах которого блестит дорога. Оно воспринимается как фон, отчётливо выявляющий мрачное состояние души путника, который "не ждёт от жизни ничего" и которому "не жаль… прошлого ничуть". Лирический герой одинок, он ищет теперь только "свободы и покоя", такого покоя, который существует в окружающем его в эти мгновения мире. Поэт показывает, что в величественном мироздании всё живое: здесь "пустыня внемлет Богу", "звезда с звездою говорит", здесь нет одиночества, от которого страдает путник. Умиротворение сходит в душу героя, и он жаждет одного - "забыться и заснуть" навечно. Но не "холодным сном могилы", а так, чтобы "в груди дремали жизни силы", чтобы и днём и ночью, лелея слух, ему "про любовь… сладкий голос пел", чтобы над ним, спокойно спящим, "вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел". Вечный покой обретает смысл вечной жизни, а "кремнистый путь" приобретает черты пути бесконечного во времени и пространстве. Мечта лирического героя фантастична по своей сути, но ведь фантастические, волшебные черты приобретает и природа вокруг него! Мотив одинокого странничества уступает место мотиву торжества жизни и полного слияния с Божественным миром.

Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людей на природу и общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении «Железная дорога», созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году, и посвящённом конкретному событию - открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, Н.А. Некрасов противопоставляет гармонию и умиротворение, царящие в природе ("нет безобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни - всё хорошо под сиянием лунным"), социальной несправедливости в обществе. На размышления о противопоставлении доброй природы и жестокого мира людей лирического героя стихотворения наталкивает именно путешествие "по рельсам чугунным". Есть время подумать "думу свою" и увидеть не только картину "славной осени" за окном, но и представить по сторонам железнодорожного полотна "толпу мертвецов", "нашей дороги строителей", которые "в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе". Само слово дорога, наряду с конкретным значением "путь из одного пункта в другой", приобретает здесь другой, метафорический смысл. Это и тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли "массы народные", согнанные на строительство голодом и перенёсшие множество трудностей ("мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой"), и символ народных страданий в настоящем, и светлая мечта о счастливом будущем ("русский народ… вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе"). Некрасов верит, что в далёком будущем ("Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придётся - ни мне, ни тебе", - с сожалением говорит лирический герой маленькому Ване - попутчику, которому рассказывает о строительстве железной дороги) путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным.

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, образно говоря - принимающий эстафету от своих предшественников и стоящий на пороге ХХ века. Кратким анализом его произведений «Русь», «Россия» и цикла «На поле Куликовом» можно завершить по обозначенной в заглавии проекта теме. В стихотворении «Русь» (1906) перед читателем возникает образ загадочной, колдовской страны "с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна", страны, "где все пути и перепутья живой клюкой измождены". Здесь, на блоковской Руси, всё в вихре, в движении: " буйно заметает вьюга… утлое жильё", вихрь свистит "в голых прутьях", "разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы", "ведьмы тешатся с чертями в дорожных снеговых столбах". Сама страна взвихрена, обращена в сгусток энергии, она словно готова к полёту, суть которого невозможно разгадать непосвящённому, как невозможно прикоснуться к таинственному покрову "необычайной" Руси. Отечество в дороге, в вечном движении предстаёт и в стихотворении «Россия» (1908), начинающемся со слов:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Поэт со счастливой гордостью признаётся в любви к "нищей" родине. Он ощущает своё слияние с ней и рад тому, что "невозможное возможно, дорога долгая легка", когда Россия, с лесом и полем, в "плате узорном до бровей", подарит уставшему путнику "мгновенный взор из-под платка". И, наконец, как олицетворение вершины неистового движения блоковской России представляется метафорический образ "степной кобылицы", летящей "сквозь кровь и пыль" вперёд, в непокой, потому что "покой нам только снится", а ждёт отечество "вечный бой".











Общий вывод по теме «Поэзия дороги»

Анализ произведений русской классики позволяет выделить в них мотив пути как один из элементов поэтики разных авторов. Современная поэзия и проза, безусловно, восприняли эту традицию. Человек XXI века все время спешит - к этому побуждают и фантастический ритм жизни, и честолюбивые мечты, и желание найти свой единственно правильный жизненный путь. Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. На наш взгляд, наиболее новаторское звучание в литературе первой половины XIX века мотив пути получил в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В трактовке поэта дорога истолковывается в самых разных значениях в соответствии с авторским замыслом и жанровой природой произведений. Его поэзия и проза насыщены описаниями пути, пейзажными зарисовками, где дорога становится лейтмотивом, образом, как конкретным, так и отвлеченным, рождающим море ассоциаций.

Однако тема дороги всё=таки была излюбленной темой всех поэтов IXX-XX веков. Всем кому-то самовольно, а кому-то невольно приходилось бывать в дороге. Дороги разных писателей разные: у одних ночные, тёмные, туманные дороги, у других утренние, светлые, зимние, у кого-то одиночные, пугающие, а у кого-то совместное путешествие. Но все дороги сводятся к одному - это дороги полные мыслей, и рассуждений, долгие и непредсказуемые русские дороги.





Заключение:

Мы выполнили поставленные перед нами цель и задачи. Сравнили выбранные произведения и стихотворения. Сделали общий вывод по теме «Поэзия дороги».











Содержание:

Цель и характеристика проекта…………………………………………………………………..……….1

Введение……………………………………………………………………………………………………………....2

Общее описание «Поэзии в дороге»………………………………………………………………..….3

Исследование и анализ каждого произведения…………………………………………..….4-5

Стихотворения о дороге и их анализ…………………………………………………………….…6-10

Общий вывод по теме «Поэзия дороги»…………………………………………………….……..11

Заключение……………………………………………………………………………………….…………….…..12


© 2010-2022