Урок русского языка Чередование звуков 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Подольских курсантов»










Конспект урока

«Чередование звуков»

русский язык 5 класс






Выполнила

Варанкина Е.Ф.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 18











Подольск, 2016





Тема : Чередование звуков

Цели:

- формирование понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за материалом;

- формирование знаний о беглости гласных как варианте чередования звуков;

- развитие умения выделять морфемы, в которых есть чередующиеся гласные;

- развитие орфографической и пунктуационной грамотности;

- развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

- воспитание чувства товарищества

Раздаточный материал: индивидуальные карты повторения и закрепления,

диагностические карты

Необходимое оборудование: учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент. (2мин.)

Слово учителя: здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Этот урок после неожиданных каникул, поэтому давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках, с каким разделом языка работали?

(Морфемика. Изучает морфемы - части слова)

  1. Актуализация знаний (10мин)

Для того, чтобы все включились в работу, поиграем в игру «Верное - неверное утверждение». У вас на столах лежат карты с игрой под №1. Советуясь друг с другом, проставьте плюсы в тех столбиках, который считаете правильным. Помните, что неверное утверждение вы должны объяснить и что оценка выставляется общая на двоих.

(Проверка работы, самооценка)

  1. Новый материал (20 мин)

Слово учителя: мы продолжаем знакомиться с разделом «Морфемика». На доске записана тема урока. Какие вопросы можете вы задать по теме?

( Что такое чередование звуков? Какие бывают чередования?)

Именно на эти вопросы мы и будем отвечать, работая с материалом. Дома вы выполните задание упр. 422, пар. 78.

Запишите в тетрадях число, тему урока. Запишите предложение

Серебристые листочки ивы слегка дрожат от легкого ветерка.

Что вы можете сказать об этом предложении?

А) Выпишите глагол - сказуемое и подберите к нему однокоренные слова.

(Дрожат - дрожь - вздрогнуть -вздрагивать)

Выделите корень в этих словах. Что произошло? (Произошло изменение согласных и гласных звуков)

Запишем это изменение, используя специальный значок: Г//Ж; О//А. Вывод: Изменение звуков в одной и той же морфеме - чередование.(записать в тетрадях)

Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Примеры чередований звуков вам даны в учебнике на стр. 23 в таблице упр. 421. Поработаем с этой таблицей.

физминутка

Б) Но только ли в корне может происходить чередование звуков? Нет ли в предложении еще одного слова, в котором тоже произошло изменение? Это слово «ветерка». Разберите по составу это слово. А теперь поставьте его в форму именительного падежа и разберите по составу. Что вы обнаружили?

Давайте послушаем подготовленного ученика, которому было дано опережающее задание узнать о беглых гласных. Что он расскажет?

Выступление

Проанализируйте пары слов, записанные на доске.

1.Лоб - лба, сон - сна, беру - брать, день - дня.

2. Сынок - сынка, кубанец - кубанца

3. Вобрать - вбирать.

Что заметили?

(Беглые гласные могут быть в разных морфемах)

  1. Закрепление. (10 мин)

Выполните упр. 423. Подберите к заданному слову однокоренное с чередованием, запишите пары с чередующимися звуками. Объясняйте тему урока.

  1. Рефлексия

А)У вас на столах диагностические карты. Заполните их, пожалуйста, и сдайте мне вместе с картами по повторению.

Б) Что вы не знали до сегодняшнего дня, что нового узнали на уроке?


© 2010-2022