- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Чередование звуков 5 класс
Урок русского языка Чередование звуков 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Варанкина Е.Ф. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Подольских курсантов»
Конспект урока
«Чередование звуков»
русский язык 5 класс
Выполнила
Варанкина Е.Ф.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 18
Подольск, 2016
Тема : Чередование звуков
Цели:
- формирование понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за материалом;
- формирование знаний о беглости гласных как варианте чередования звуков;
- развитие умения выделять морфемы, в которых есть чередующиеся гласные;
- развитие орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;
- воспитание чувства товарищества
Раздаточный материал: индивидуальные карты повторения и закрепления,
диагностические карты
Необходимое оборудование: учебник.
Ход урока
-
Организационный момент. (2мин.)
Слово учителя: здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Этот урок после неожиданных каникул, поэтому давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках, с каким разделом языка работали?
(Морфемика. Изучает морфемы - части слова)
-
Актуализация знаний (10мин)
Для того, чтобы все включились в работу, поиграем в игру «Верное - неверное утверждение». У вас на столах лежат карты с игрой под №1. Советуясь друг с другом, проставьте плюсы в тех столбиках, который считаете правильным. Помните, что неверное утверждение вы должны объяснить и что оценка выставляется общая на двоих.
(Проверка работы, самооценка)
-
Новый материал (20 мин)
Слово учителя: мы продолжаем знакомиться с разделом «Морфемика». На доске записана тема урока. Какие вопросы можете вы задать по теме?
( Что такое чередование звуков? Какие бывают чередования?)
Именно на эти вопросы мы и будем отвечать, работая с материалом. Дома вы выполните задание упр. 422, пар. 78.
Запишите в тетрадях число, тему урока. Запишите предложение
Серебристые листочки ивы слегка дрожат от легкого ветерка.
Что вы можете сказать об этом предложении?
А) Выпишите глагол - сказуемое и подберите к нему однокоренные слова.
(Дрожат - дрожь - вздрогнуть -вздрагивать)
Выделите корень в этих словах. Что произошло? (Произошло изменение согласных и гласных звуков)
Запишем это изменение, используя специальный значок: Г//Ж; О//А. Вывод: Изменение звуков в одной и той же морфеме - чередование.(записать в тетрадях)
Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Примеры чередований звуков вам даны в учебнике на стр. 23 в таблице упр. 421. Поработаем с этой таблицей.
физминутка
Б) Но только ли в корне может происходить чередование звуков? Нет ли в предложении еще одного слова, в котором тоже произошло изменение? Это слово «ветерка». Разберите по составу это слово. А теперь поставьте его в форму именительного падежа и разберите по составу. Что вы обнаружили?
Давайте послушаем подготовленного ученика, которому было дано опережающее задание узнать о беглых гласных. Что он расскажет?
Выступление
Проанализируйте пары слов, записанные на доске.
1.Лоб - лба, сон - сна, беру - брать, день - дня.
2. Сынок - сынка, кубанец - кубанца
3. Вобрать - вбирать.
Что заметили?
(Беглые гласные могут быть в разных морфемах)
-
Закрепление. (10 мин)
Выполните упр. 423. Подберите к заданному слову однокоренное с чередованием, запишите пары с чередующимися звуками. Объясняйте тему урока.
-
Рефлексия
А)У вас на столах диагностические карты. Заполните их, пожалуйста, и сдайте мне вместе с картами по повторению.
Б) Что вы не знали до сегодняшнего дня, что нового узнали на уроке?