Метапредметность: теория и практика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского города Ейска муниципального образования Ейский район


Доклад на тему:

«Метапредметность: теория и практика»




Подготовила

Кучерова А.И.




Ейск, 2015

МЕТАПРЕДМЕТНость: теория и практика

Сегодня понятие «метапредметность» приобретает особую актуальность, потому что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Однако говоря о сути метапредметов, чаще всего имеют в виду урочную деятельность, а не внеурочную. Хотя если взять за основу, что этот подход самый модернизационный, то тогда надо менять и привычные формы и методы педагогического труда в целом, а не останавливаться только на уроках как основной форме проведения занятий по предмету - идти дальше и менять методы внеурочной работы.

По мнению специалистов, метапредметные технологии были созданы именно для того, чтобы сформировать другой тип сознания и учащегося, и учителя независимо от формы занятий. Такой тип сознания, который не «зацикливается» на одном учебном предмете, а работает на взаимосвязи знаний как предметных, так и внепредметных. Это происходит благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения школьник осваивает сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. То же самое происходит и с внеучебными формами работы. Таким образом, метапредметные технологии в образовании в целом - это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урока и внеурочного времени. Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом способов действия каждого конкретного школьника, что создаёт условия для его личностного роста.

На сегодняшний день в практике образовательных учреждений используются метапредметные технологии, включённые в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Если эти технологии применить к деятельности школьников, то это даст возможность учащимся предъявлять результаты своей деятельности не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности, позволит включить в сферу их деятельности вопросы, задачи и проблемы, которые являются значимыми для современных школьников.

В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который, в первую очередь предполагает, определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения. На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач - проектная задача. Особенности проектной задачей отмечены в названном документе. Остановлюсь лишь на педагогическом эффекте от решения проектных задач и практических примерах.

Итак, проектная задача учит способу проектирования через специально разработанные задания; дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.

Межпредметные проектные задачи можно выполнять во внеурочные время. Они могут затрагивать два-три учебных предмета и требуют слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. К их числу я бы отнесла решение проектной из методики Дж. Родари. Чтобы выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «биномы фантазии».

Бином, вспомним, обозначает «два». Если мы возьмем два далеких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое. В речи появляются интересные выражения, метафоры…

«Биномы фантазии»

  • ЗАПАХ - СОЛНЦЕ

Что может быть общего и солнца и запахом? Поэт К. Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами;

Запах солнца? Что за вздор?

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы -

Все сплелось в согласный хор,

Все сплелось в один узор!

И мы попробовали «сплести в один узор» два существительных.

• ПИСЬМО - РЕЧКА В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке жаркий день

• РУКА - БЕРЕЗА Березовые ветви, как ласковые руки...

• ЛАМПА - РОЗА Как роза, кокетлива лампа настольная.

• ОКНО - ЗЕРКАЛО В окно, как в зеркало, гляжусь.

• ТОПОР - МЫСЛЬ Мысль ученого остра, как топор.

Результатом работы стали карточки, с изображением предметов. Таким образом знакомимся со сравнениями и эпитетами и учимся придумывать новые «биномы». Литературное творчество учащихся - это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя к большому читателю, - в этом цель детского литературного творчества», - утверждает М.А. Рыбникова. Все ученики, представившие свои работы на конкурс, стали лауреатами.

Не менее интересной получилась работа с шестиклассниками над проектом «Страничка моего героя в социальной сети». Каждый постарался создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер. А с учащимися 9 класса работали над созданием герба героев Н.В. Гоголя «Мертвые души». Конечно, прежде чем учащийся создал тот или иной герб героя книги, мы немало времени уделили геральдике, словарям и энциклопедиям.

Такая творческая работа, посвящённая героям произведений, дала возможность обучающимся проявить себя и в знании информационных технологий, и проявить мастерство в изобразительном искусстве. Представив свои работы на школьной научно-практической конференции мои учащиеся стали обладателями дипломов I и II степени.

Решение социальных (практико-ориентированных) задач отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такая задача требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектной задачи также может реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня, в частности, в кружковой работе.

К числу осуществлённых проектных задач такого уровня я бы отнесла задачу, которая имеет чёткую ориентацию: «Поздравь ветерана!»

Проведённая школьниками работа получила высокую оценку самих ветеранов: вручённые им открытки с самостоятельно составленными обучающимися поздравлениями стали настоящим открытием для пожилых людей.

Решение социальных проектных задач - внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми. И здесь не обойтись без творчества. Детское творчество - это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности.

Кружковые занятия по русскому языку и литературе с детьми не ставят своей целью подготовку профессиональных литераторов, в частности поэтов: наша главная задача - развитие творческого потенциала детей, обогащение их духовного мира, формирование умения понимать эстетическую красоту художественного произведения и гармонию окружающего мира. Помочь начинающим читателям сформировать языковую и духовную культуры, учиться думать, грамотно говорить, писать, анализировать и интерпретировать, применяя полученные знания, умения и навыки в разных условиях общения. Поэтому решение проектной задачи по созданию читательских дневников было осознанно выбрано учащимися разных классов: 6, 7 и 9. Результат - представленные на литературном празднике такие проекты: Устный журнал «Моя домашняя библиотека», «Самая старая книга в нашей семье», «В моем возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала…», фотовыставка «На Кубани новое поколение выбирает чтение».

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы даёт возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия - любовь, смысл жизни, свобода…

В старших классах в целях подготовки к сочинению мы учимся писать философские диктанты. Не буду сейчас подробно передавать методику такой работы, но попрошу Вас придумать по 2-3 предложения на тему: родительская любовь. Зачитывая эти предложения, каждый может дописать чужие мысли. В результате получается текст. Конечно, я заранее готовлю небольшой шаблон такого диктанта. Темы могут быть самые разнообразные: о любви, искусстве, о войне, милосердии и другие.

Значение философских свободных диктантов я вижу в следующем: они играют первостепенную роль в развитии коммуникативных навыков учащихся, а также являются эффективным средством формирования мировоззренческой позиции.

Как показывает практика, к окончанию учебного года практически не остаётся детей, не участвующих в творческом процессе. Каждому хочется себя проявить. Из этих работ оформляется папка достижений (портфолио), что вызывает гордость у ребят и даёт стимул для дальнейшего проявления творчества. А самое главное, используются словари и энциклопедии, происходит выход за рамки предмета, дети начинают ощущать себя значимыми, а значит, наша работа достигла цели.

Вот так, используя метапредметный подход, можно организовать внеурочную деятельность обучающихся общеобразовательного учреждения.





© 2010-2022