Рабочая программа учебного курса Тайны слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Краснянская средняя общеобразовательная школа»


Обсуждена на педагогическом совете.

Протокол № 206 от 28.08.2015 г.

Утверждена.

Приказ № 27-4 от «31» августа 2015 г.

Директор МКОУ "Краснянская СОШ"

_____________/Капанадзе В.М./

ФИО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного курса «Тайны слова»



7 класс



Составитель: Байцерова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы.


с. Красное


2015 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Тайны слова» для 7 класса составлена на основе ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010), ООП ООО (Основной образовательной программы основного общего образования) и Учебного плана МКОУ «Краснянская СОШ». Рабочая программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности.

Цель учебного курса - обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи учебного курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактического и раздаточного материала;

  • анализ текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразными словарями.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

«ТАЙНЫ СЛОВА»

Учебный курс «Тайны слова» позволяет закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках, дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить с такими фактами, которые не изучаются на уроках, способствует удовлетворению индивидуальных интересов обучающихся. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Работа над словом - первооснова, на которой строятся занятия по учебному курсу.



  1. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Тайны слова» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный курс рассчитан на 16 занятий, на него отводится 1 час в неделю в течение первого учебного полугодия.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»

Личностные результаты:

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • развивать мотивацию к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

  • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и других словарей) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»

Что такое орфоэпия?

Нормы литературного произношения. Литературный язык. Орфоэпия. Орфография.

Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Лексическое значение слов. Лингвистические словари русского языка. Словарная статья. Энциклопедические и лингвистические словари.

В царстве смыслов много дорог.

Многозначные слова, слова - омонимы. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Многозначность слова.

Многозначные слова. Слова-омонимы. Словарная статья толкового словаря. Отличительные признаки многозначности и омонимии. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Этимологические словари.

Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Об одном и том же - разными словами.

Особенность синонимического ряда слов. Слова-синонимы и правильное употребление их в речи.

Слова - антиподы.

Стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Пословицы и поговорки. «Словарь антонимов русского языка».

Паронимы.

Фразеологические обороты.

Особенности фразеологических сочетаний. Фразеологизмы в речи. Фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Словарь - грамотей.

Словарная статья орфографического словаря. Значение орфографического словаря.

Мы говорим его стихами.

Крылатые выражения и афоризмы. Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А. С. Пушкина.

Слова уходящие и слова - новички.

Особенности устаревших слов-архаизмов. Архаизмы в речи. Виды неологизмов и виды архаизмов.

«Он весь свободы торжество».

Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Литературный язык и живая народная речь. Народная речь в произведениях А. С. Пушкина.

Зачетное занятие.

Защита проектов.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Коли-чество

часов

Форма

занятия

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

1

Игра

Что такое орфоэпия?

Совершенствование орфоэпических навыков.

2

1

Беседа в библиотеке

Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Выборочное чтение учебной статьи. Анализ структуры статьи. Восприятие и осмысление выразительных высказываний. Группировка слов по заданным параметрам. Осваивание строения и структуры словарной статьи. Тренировка в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности

3

1

Консультация

В царстве смыслов много дорог.

Работа с толковым словарём. Осмысление значения слова в структуре словосочетания.

Анализ явления многозначности слова.

4

1

Практикум

В царстве смыслов много дорог.

Тренировка в употреблении слова в прямом и переносном значении. Восприятие выразительной функции слов в переносном значении в речи.

5

1

Конкурс

Многозначность слова.

Сопоставление омонимов и многозначных слов. Различие омонимов и многозначных слов. Решение творческих задач на употребление омонимов в каламбурах и загадках

6

1

Практикум

Этимологические словари

Ознакомление со структурой и содержанием статей этимологического словаря. Тренировка в определении происхождения слов.

7

1

Конкурс

Об одном и том же - разными словами.

Наблюдение за своеобразием

использования в речи синонимов. Разграничение разных типов синонимов: смысловых, стилистических, текстовых. Выполнение лексического разбора слова по

образцу.

8

1

Консультация

Слова - антиподы.

Осмысление роли антонимов в структуре словарной статьи толкового словаря. Тренировка в определении роли антонимов для придания высказыванию точности, меткости, афористичности.

Определение роли антонимов как средства связи предложений и фрагментов высказывания.

9

1

Репетиция

Паронимы.

Группировка слова по заданным параметрам.

10

1

Исследование

Фразеологические обороты.

Осмысление значения фразеологизмов. Осваивание правила уместного использования фразеологизмов в собственной речи. Упражнение в определении фразеологизмов и их роли в художественной литературе.

11

1

Практика

Словарь - грамотей.

Выборочное чтение статьи. Анализ структуры словарной статьи. Восприятие и осмысление выразительных высказываний.

12

1

Конкурс

Словари иностранных слов.

Ознакомление с «внешними» приметами заимствованных слов. Анализ строения и структуры словарной статьи.

13

1

Викторина

Мы говорим его стихами.

Тренировка в нахождении крылатых выражений и афоризмов и определении их роли в художественной литературе.

14

1

Практика

Слова уходящие и слова - новички.

Осмысление исторических явлений в лексике русского языка при образовании неологизмов и архаизмов. Определение роли архаизмов в художественной литературе.

15

1

Викторина

«Он весь свободы торжество».

Тренировка в лексическом разборе слова. Составление словарной статьи по типу толкового словаря. Усвоение нормы литературного языка. Совершенствование

устной речи. Редактирование текстов с нарушением речевой нормы.

16

1

Проект

Зачетное занятие

Создание монологических устных высказываний о впечатлениях от работы. Тренировка в лексическом разборе слова. Анализ и оценивание собственной учебной деятельности.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. - М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2000.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: русский язык, 1986.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.. 1987.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1981.

6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1980.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. - СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1990

7.2.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Компьютер

Мультимедиапроектор

Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).

Принтер лазерный.

Интерактивная доска

7.3. Электронный образовательный контент

CD Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

gramota.ru - Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

about-russian-language.com - сайт по культуре речи.

etymolo.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

orfografus.ru - видеоуроки русского языка.

wordsland.ru - сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

urokirus.com - уроки русского языка онлайн (словари, тестирование).


8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»

Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • использовать лингвистические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.




























Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Краснянская средняя общеобразовательная школа»



Обсужден на педагогическом совете

Протокол № 206 от 28.08.2015 г.

Утвержден

Приказ № 27-4 от 31.08.2015 г.

Директор МКОУ "Краснянская СОШ"

_____________/Капанадзе В.М./

ФИО









Календарно-тематический план

на 2015-2016 учебный год


учебного курса «Тайны слова»


7 класс








Составитель: Байцерова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

с. Красное


2015 год




п/п

Дата

(план)

Дата (факт)

Коли-чество

часов

Форма

Занятия

Тема

1



1

Игра

Что такое орфоэпия?

2



1

Беседа в библиотеке

Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

3



1

Консультация

В царстве смыслов много дорог.

4



1

Практикум

В царстве смыслов много дорог.

5



1

Конкурс

Многозначность слова.

6



1

Практикум

Этимологические словари

7



1

Конкурс

Об одном и том же - разными словами.

8



1

Консультация

Слова - антиподы.

9



1

Репетиция

Паронимы.

10



1

Исследование

Фразеологические обороты.

11



1

Практика

Словарь - грамотей.

12



1

Конкурс

Словари иностранных слов.

13



1

Викторина

Мы говорим его стихами.

14



1

Практика

Слова уходящие и слова - новички.

15



1

Викторина

«Он весь свободы торжество».

16



1

Проект

Зачетное занятие

ИТОГО 16


© 2010-2022