Урок русского языка в 7 классе по теме: «Краткие страдательные причастия»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Краткие страдательные причастия»

Цели: 1. Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия; работа над орфоэпическими нормами.

2. Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: перфокарты, «змейка», таблица с суффиксами, жетоны.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка принадлежностей к уроку.

  2. Закрепление. Повторим краткие прилагательные, написание Н и НН в суффиксах прилагательных.

  1. Работа с перфокартой:

ветреный кожаный полотняный

карманный костяной ранний

внутренний куриный соловьиный

воробьиное ледяной румяный

У ребят на карточке: н н н 3 - нн

нн н нн 9 - н

нн н н

н н н

  1. Опрос в группах.

Класс делится на группы по 4 человека. Ребята выслушивают по прошедшего времени», задают вопросы (сначала отвечают сильные ученики).

Учитель: Кому мы можем дать жетоны? (жетоны выдают за полные и правильные ответы).

  1. Словарный диктант: «Змейка».

Учитель: «Посмотрим, как вы запомнили написание слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в теме: «Причастие».

Каждый ученик по цепочку записывает слово и передает листок следующему. Остальные в это время пишут диктант в тетрадях:

присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, прибывший, движимый, приведенный.

- Взаимопроверка диктанта, ученики на полях отмечают ошибки.

- Учитель оценивает работу класса на «Змейке».

- Кто справился лучше всех - получает жетоны.

4. Задание по вариантам:

- На доске таблица с суффиксами причастий и глаголы в рамках: сжать, ведут, читают, делить, решить, прожить.

В-1 В-2

-ем-(-ом-), -им- -нн-, -енн-, -т-

- Образуйте за 3 мин. причастия от данных глаголов с суффиксами в таблице (по 3 причастия каждый вариант).

- Проверка учителем, кто выполнил верно - жетон.

А сейчас немного отдохнем.

Физминутка. Я называю слова, если это причастие - хлопок над головой, если нет - присесть (летящий, бегущий, жующий, решенный,

жужжит, живой, говорящий, делимый, звучный, молчит).

  1. Изучение нового.

  1. Словарная работа.

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову краткий (короткий, краткость, сократить).

  1. Объяснительная беседа.

Запись на доске: далёкая музыка цель далека (слово сокращается)

далекий далек мн. ч. самостоятельно

далекое далеко

- Ребята составляют словосочетания, ставят вопросы.

- От причастий из предыдущего задания образовать краткие в любом роде ( н-р: решенный - решена).

- Что изменилось при этом?

- Что общего между полными и краткими причастиями?

Чтение параграфа № 22 и составление опоры в тетрадях, затем 2 ученика читают опору:

ПОЛНОЕ КРАТКОЕ

НН Н

Число, род, падеж Число, род

Какой? Каков?

Определение Сказуемое.

- Составьте предложения с краткими причастиями.

Все упражнения выполнены. У Саши тетрадь закрыта. Урок начат.

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнений (один у доски).

2. Задание по рядам. Измените по числам и родам причастия (кто первый? победителям жетоны):

помещенный созданный измененный

3. Задание за доской (образовать краткие причастия):

трава (скосить) окно (открыть)

дуб (спилить) стаканы (вымыть) - класс проверяет и оценивает.

4. Заполнение таблицы (5-6 своих примеров)

Полные страдательные причастия прошедшего времени

запертый

Краткие страдательные причастия прошедшего времени

М. р.

заперт

Ж. р.

заперта

С. р.

заперто

Мн. ч.

заперты

V. Итог. Делается вывод о том, что краткие причастия похожи на краткие прилагательные ( окончания, роль в предложении, ударение, вопрос).

В конце подсчитывается количество жетонов, выставляются оценки всем ученикам.

VI. Домашнее задание. Закончить составление таблицы, составить 2 предложения с краткими причастиями, закончить поговорку: «……….сестра таланта», параграф № 22.

Спасибо за урок!



© 2010-2022