- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ДОКЛАД РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: В ПОИСКАХ НОВОГО
ДОКЛАД РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: В ПОИСКАХ НОВОГО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарипова Ш.А. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА:
В ПОИСКАХ НОВОГО
Сейтмагамбетова О.Т.
Амандыкская СШ
Тайыншинского района СКО
Демократизация и гуманитаризация средней школы, проводимая в нашей стране, требует со своей настоятельностью обновления процесса воспитания учащихся. Для того чтобы воспитать школьников в духе демократии, свободы, личного достоинства, требуется «усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих обучающимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самоопределения в них».
Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям».
Таким образом, изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Предмет «русский язык» занимает в этом ряду особое место, он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию изучения, что чрезвычайно важно, так как научение без мотивации неэффективно.
Согласно исследованиям психологов А.К.Марковой, А. Б. Орлова, мотивационная сфера имеет в своем составе несколько аспектов ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей и познавательных интересов. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т. е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становятся особенно эффективным.
Сбор и анализ различных определений концептуальной категории «культура» может оказаться весьма забавным занятием. Еще в 50-е годы А. Кроебер и К. Клакхон насчитали около 300 определений понятия. В настоящее время данных определений насчитывается около двух тысяч. В сфере методики преподавания языка наиболее популярные определения включают в культуру ценности, нравы, обычаи, праздники, пословицы, поговорки, ритуалы и. т. п, что обычно отражается в учебных пособиях.
Например, в программе по казахской литературе для 5-9 классов русских школ, 1999года под редакцией И. Г. Махраковой и К.Н. Сариевой обрядовая поэзия дается в 5ом классе для чтения и изучения. Знакомство с видами обрядо -бытовой поэзии и ее знанием в жизни степняков является источником ознакомления учащихся с обычаями и традициями казахского народа.
Многие пословицы и поговорки можно использовать при прохождении определенных тем по русскому языку. Например, пословицы типа: «Главное условие счастья -согласие»; « Решился бежать - беги стремглав»; «Нет согласия- нет единения, нет единения- нет благополучия» при прохождении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе.
При подготовке учебных материалов, позволяющих развивать навыки общения в социально-культурной сфере, необходимо достаточно широко использовать страноведческую социокультурную и этнокультуроведческую информацию.
Так, например, при знакомстве с теоретическим материалом в 6 классе «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова», учитель сообщает учащимся, что большинство общеупотребительных слов в русском языке появилось много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин. Например, зная общеупотребительные слова, мы можем понять чему учили детей в конце 18 века.
- Читается отрывок из свода правил этикета-«Юности честное зерцало».
- Какие наставления юным давала эта книга?
- Почему вам понятен смысл этих высказываний?
«Во- первых, наипаче всего должны отца матерь в великой чести держать…
… Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…
… Когда родители или кто-то другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или « Что мне прикажете, матушка».
И не дерзостно отвещать…
… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив».
-Такие слова как юность, родители, матушка, говорить, вежливо, учтиво, слово, дело- живут века, они понятны всем, говорящим на русском языке.
Данный текст способствует воспитанию речевой культуры учащихся и закрепляет этические нормы.
При выборе учебной тематики, приемов работы, характера заданий можно использовать различные образовательные технологии.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Это и технология развивающих игр Б.П.Никитина, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И.Пассова, модульная технология Жанпеисовой, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н.Закатовой.
Меня заинтересовал коллективный способ обучения ( КСО) по А.Г. Ривину и В.К. Дьятченко.
Суть их технологии заключается в следующем: обучение есть общение обучающих и обучаемых. (см таблица №1 «Организационная структура учебного процесса и стадия ее развития»).
Таким образом обучение идет по такой схеме -работай сам, работай в паре, работай в группе, работаем вместе.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Параметры технологии.
По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная.
По типу управления: «репетитор» +система малых групп.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая.
КСО-это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми-диалогических пар.
Принципы:
Завершённости или ориентации на высшие конечные результаты;
Непрерывной и безотлагательной передачи полученных знании друг другу;
Разнообразие тем и задании(разделение труда);
Разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
Обучение по способностям индивида;
Педагогизация деятельности каждого участника.
Особенности методики КСО:
1.говорят все.
2.обучают ученики.
3.полная самостоятельность.
4.сотруднечество-основа обучения.
5.в соответствии с индивидуальными особенностями.
6.учатся выступать,рассуждают,доказывают.
7.отношения ответственной зависимости:коллективистские.
(см. таблицу №2 «Технологическая схема КСО»)
Рассмотрим данную технологию на примере.Урок «Повторим орфографию!» (написание «не» с существительными, прилагательными, наречиями (на-о, -е), глаголами и глагольными формами).Заранее оговаривается чтобы использовались примеры из народной лексики(например: не соединив пальцев, и иголку не ухватишь; много голосов сольются -голоса единого не слышно;без труда не выловишь и рыбку из пруда; ученье свет, а неученье тьма, и. т. п).
В классе -20 человек. Разбиваем на группы-4 групп.
Одной группе даю тему:
-
«Не» с существительными
Следующей группе и т. д
-
«Не» с прилагательными
-
«Не» с глаголами и деепричастиями,
-
«Не» с причастиями,
-
«Не» с наречиями( на -о, -е).
Рассмотрим на примере работы одной группы(среди них выбирается эксперт-главный).Один ученик в группе рассматривает написание не с существительными , которые без не не употребляется; рассказывает правило, приводит примеры. (Невежда-враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе).
Второй ученик- рассматривает вопрос, где есть противопоставление с союзами (не друг, а враг).
Третий рассматривает синонимы (неприятель т. е. враг)
Четвертый со словами «далеко не», «совсем не», «ничуть не».
Пятый -работает со словарем (находит на каждый случай примеры) ( можно использовать при работе дифференцированный подход).
Шестой- делает морфологический или другой разбор существительного.
Каждый из них проговаривает свою тему в паре, затем пары взаимодополняют друг друга. От этой группы выступает один ученик. Эксперт дает оценку каждому и дает общий балл всей группе.
В процессе обучения важна организация, своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм -дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Литература:
1. Васильцова З.Мудрые заповеди народной педагогики
// Воспитание школьников 2000, №1.
2. Кошерова А. Формирование коммуникативных умений и навыков в курсе Культура речевого общения
// Русский язык и литература в казахской школе,1998 , №5
3. Коновалова Л.В. Средства повышения эффективности урока
// Иностранные языки в школе, 2001, №4.
№1
Организационная структура учебного процесса и стадии его развития
Вид общения
Организационная форма общения
Способ обучения
-
Опосредованное общение через письменную речь
-
Общение в паре
-
Групповое общение
-
Общение в парах сменного состава
-
Индивидуальная
-
Парная (один учит другого)
-
Групповая (один одновременно учит многих)
-
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
№2
Технологическая схема КСО
Работа в динамичных парах
Участники: -ученик; -учитель; -общественный актив