- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дергунова И.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Дергунова И.В. МБОУ СОШ № 69 г. Пензы, Россия
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку - одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только раскрыть смысл цитаты писателя, ученого-языковеда, философа, продемонстрировав знания разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением аргументов, иллюстрирующих языковые явления из прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи - рассуждению, и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению учащегося аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
Одним из эффективных способов подготовки учащихся к написанию сочинения является моделирование - создание модели (на основе шаблона) текста. Модель текста сочинения создается с учетом критериев оценки содержания и речи, способов выражения мысли. Опираясь на многолетний опыт работы по обучению создания текста сочинения на лингвистическую тему, можно выделить две модели композиционного построения творческой работы.
-
Модель сочинения (от частного к общему):
Тезис. Рассуждения о смысле высказывания.
Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
Вывод
-
Модель сочинения (от общего к частному):
Вступление
Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
Тезис
При обучении сочинению-рассуждению наиболее понятной и доступной для учащихся является модель сочинения от частного к общему. Моделирование текста сочинения - рассуждения создается в соответствии с абзацным членением и критериями оценивания представлено в таблице.
Критерии оценки, баллы. Речевая задача (РЗ)
Композиционные части (схема, шаблон)
Модель
Способы выражения мысли
1-ый АБЗАЦ
С1К1 - тезис
РЗ - сформулировать позицию автора и объяснить смысл его высказывания
(2 балла)
Вступление
Тезис
Комментарий (понимание исходного тезиса)
Выдающийся лингвист С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Действительно, культура речи - умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. По тому, как человек строит свою речь, какими словами выражает мысль, можно многое сказать о нем самом, об его отношении к окружающим.
Цитирование
Использование глаголов: (автор) считает, убеждает нас, утверждает…
Вводные конструкции: по мнению…, по словам…
Вводные слова: действительно, на самом деле, безусловно, на мой взгляд…
2-ой АБЗАЦ
С1К2 - аргументы
РЗ - доказать правильность своего мнения
(3 балла)
Основная часть. Доказательства (примеры - аргументы, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления)
1-ый аргумент
2-ой аргумент
Чтобы доказать эту мысль, обратимся к тексту А.Алексина. Так, в предложении 7 при помощи удачно отобранных слов и словосочетаний «таскала папку с рисунками», «готовила краски», «мыла кисточки» писатель помогает понять, как Люся обожает свою подругу.
А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «стремясь доставить матери радость», дает возможность почувствовать любовь, заботу, внимание Люси к близкому для нее человеку, матери.
СПП с придаточным цели
Вводные слова: например, во-первых, во-вторых…
Сочинительные союзы как средство связи предложений
3-ий АБЗАЦ
Заключение
(Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам)
Таким образом, умелое использование различных средств языка для выражения мыслей и чувств позволяет судить о культуре речи человека, его нравственных качествах.
Вводные слова: следовательно,.. итак,… таким образом,..
СБП с двоеточием
Сделаем вывод:…
Подведем итог:…
Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему в виде модели решает главное - создание целостного, пусть и шаблонного, вида работы. Однако степень уверенности для слабого ученика и возможность гибкого использования для сильного ученика только повышается.