Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую темуМоделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Моделирование при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Дергунова И.В. МБОУ СОШ № 69 г. Пензы, Россия

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку - одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только раскрыть смысл цитаты писателя, ученого-языковеда, философа, продемонстрировав знания разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением аргументов, иллюстрирующих языковые явления из прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи - рассуждению, и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению учащегося аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Одним из эффективных способов подготовки учащихся к написанию сочинения является моделирование - создание модели (на основе шаблона) текста. Модель текста сочинения создается с учетом критериев оценки содержания и речи, способов выражения мысли. Опираясь на многолетний опыт работы по обучению создания текста сочинения на лингвистическую тему, можно выделить две модели композиционного построения творческой работы.

  1. Модель сочинения (от частного к общему):

Тезис. Рассуждения о смысле высказывания.

Первый пример языкового явления и его роль в тексте.


Второй пример языкового явления и его роль в тексте.

Вывод

  1. Модель сочинения (от общего к частному):

Вступление

Первый пример языкового явления и его роль в тексте.


Второй пример языкового явления и его роль в тексте.


Тезис

При обучении сочинению-рассуждению наиболее понятной и доступной для учащихся является модель сочинения от частного к общему. Моделирование текста сочинения - рассуждения создается в соответствии с абзацным членением и критериями оценивания представлено в таблице.

Критерии оценки, баллы. Речевая задача (РЗ)

Композиционные части (схема, шаблон)

Модель

Способы выражения мысли

1-ый АБЗАЦ



С1К1 - тезис

РЗ - сформулировать позицию автора и объяснить смысл его высказывания

(2 балла)





Вступление

Тезис
















Комментарий (понимание исходного тезиса)

Выдающийся лингвист С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».


Действительно, культура речи - умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. По тому, как человек строит свою речь, какими словами выражает мысль, можно многое сказать о нем самом, об его отношении к окружающим.

Цитирование

Использование глаголов: (автор) считает, убеждает нас, утверждает…

Вводные конструкции: по мнению…, по словам…




Вводные слова: действительно, на самом деле, безусловно, на мой взгляд…

2-ой АБЗАЦ




С1К2 - аргументы

РЗ - доказать правильность своего мнения

(3 балла)

Основная часть. Доказательства (примеры - аргументы, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления)

1-ый аргумент











2-ой аргумент

Чтобы доказать эту мысль, обратимся к тексту А.Алексина. Так, в предложении 7 при помощи удачно отобранных слов и словосочетаний «таскала папку с рисунками», «готовила краски», «мыла кисточки» писатель помогает понять, как Люся обожает свою подругу.

А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «стремясь доставить матери радость», дает возможность почувствовать любовь, заботу, внимание Люси к близкому для нее человеку, матери.


СПП с придаточным цели



Вводные слова: например, во-первых, во-вторых…







Сочинительные союзы как средство связи предложений

3-ий АБЗАЦ

Заключение

(Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам)

Таким образом, умелое использование различных средств языка для выражения мыслей и чувств позволяет судить о культуре речи человека, его нравственных качествах.


Вводные слова: следовательно,.. итак,… таким образом,..

СБП с двоеточием

Сделаем вывод:…

Подведем итог:…

Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему в виде модели решает главное - создание целостного, пусть и шаблонного, вида работы. Однако степень уверенности для слабого ученика и возможность гибкого использования для сильного ученика только повышается.


© 2010-2022