Конспект урока на тему Роль глагола в разных стилях речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Роль глагола в текстах разных стилей»

Цель урока: дать представление о роли глагола в текстах разных стилей;

Задачи урока: обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстовыми заданиями, персональный компьютер.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я надеюсь, что вы поможете мне провести очень хороший урок русского языка. А я буду стараться, чтобы вам было интересно.

II Вступительное слово учителя.

Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

- Конечно, это глагол. Как вы понимаете эти слова?( Животворит - одухотворяет).

- На прошлых уроках мы говорили о синтаксической роли глагола в словосочетании, предложении и в художественных текстах. Помимо художественного стиля речи есть ещё и другие стили.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Роль глагола в текстах разных стилей)

- Изначально слово глагол обозначало просто слово, а «глаголить» значило говорить. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу языка в разных стилях речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

III Тема урока

Попробуем сформулировать цели урока:

Знать: какую роль играют глаголы в тексте.

Уметь: находить глаголы, определять их значение/

- Вы уже знакомы с употреблением глагола в художественном стиле.

- А какие еще стили речи вы знаете? (официально-деловой, разговорный публицистический, научный)

- Посмотрите на экран. На уроке мы будем работать с глаголами на основе трех стилей: публицистическом, официально-деловом и разговорном. А в конце нашего занятия мы выполним небольшую самостоятельную работу.

- Класс поделен на 3 группы: 1 ряд- публицистический стиль, цвет этой группы зеленый. 2ряд- официально-деловой стиль, их цвет -красный. 3 ряд -разговорный стиль, цвет -синий. Знания каждой из команд будут отображаться с помощью их цвета на экране. У каждой из команд есть три задания на карточках. Ими вы будете пользоваться при выполнении заданий.

- Итак, приступаем к работе !

Публицистический стиль

Фронтальный опрос. (работает весь класс)

- Для того чтобы выполнить задание, нужно вспомнить основную информацию об этом стиле.

- Назовите сферу применения этого стиля? (газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях).

- Перечислите основные стилевые черты. (призывность, яркость, эмоциональность)

- Какие языковые средства используются в этом стиле?( обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика)

- Теперь можно приступить к заданию.

- Прочитайте текст в карточке под номером 1 и подумайте к какому стилю речи относится этот текст.

(чтение текста учащимися)

Карточка№1

Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.

М.Шолохов. Наука ненависти

-Слово учителя:

- Совсем скоро вся страна и мы с вами будем отмечать День Защитника Отечества.

Нашу страну, наш народ на протяжении ее истории много раз защищали наши доблестные воины. Они побеждали в самых трудных битвах и сражениях, выигрывали самые тяжелые войны, последней из которых была Великая Отечественная война 1941-1945 годов, унесшая 27 миллионов жизней. Победой в этой войне мы обязаны всем: рядовым и генералам, женщинам и старикам, а еще детям, которые были вашими сверстниками или старше вас. Вот почему на сегодняшнем уроке весь текстовый материал будет посвящен именно этому тяжелейшему испытанию, выпавшему на долю нашей Родины.

(ответы детей)

- Да, это отрывок написан в публицистическом стиле. А написал его наш земляк Михаил. Алекс. Шолохова.

- Сформулируйте основную мысль данного текста.(2 противоположных чувства помогают человеку противостоять врагу, несмотря ни на что идти к победе).

- Перечислите 1 группа по цепочке все глаголы в тексте.

- С помощью каких глаголов автором выражено отрицательное отношение героя к войне? (причинили, пришлось страдать, заставляет драться).

- Найдите в тексте, с помощью каких глаголов Герасимов говорит о другом, совсем противоположном чувстве?(приведут, хранится, будет храниться, бьются, улыбнулся).

- Какие морфологические признаки глаголов (время, лицо, число, наклонение), употребленных в данном тексте, позволили автору придать ему достоверность и выразительность? Докажите на примерах.

- Молодцы, справились совсем трудным заданием. Делаем вывод.

- Так какова же роль глаголов в публицистическом стиле?( Глаголы подчеркивают характер героев, помогают нам увидеть говорящего и услышать его, оценить персонаж, делают речь более понятной, вырпзительной.)

Официально-деловой стиль

Фронтальный опрос.

- Какие же основные стилевые черты у этого стиля? (точность формулировок, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста…)

- Назовите сферу применения этого стиля? (различные документы)

- Прочитайте текст в карточке под номером 2 и попробуйте доказать почему этот текст относится к офиц.-деловому стилю?

(чтение учащимися)

Карточка №2

«Выдержка из директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом. <…>».

Итак, 2 группа работает, остальные помогают и добавляют ответы.

- Почему этот текст относится к офиц.-деловому стилю?(это документ-заявление, сжатое и лаконичное изложение текста, построен текст по клише…)

- Напишите все глаголы в тексте. (1 у доски) А остальные отвечают на вопрос:

- Какое значение имеют глаголы в данном тексте?

- Молодцы., справились с этим заданием.

Физминутка.

- Поработали, пора и отдохнуть.

- Встали, расслабились, выполним несколько упражнений:

- брови свести и развести;

- глаза прищурить, затем широко открыть;

- губы максимально растянуть в улыбке, а теперь поджать;

- шею максимально вытянуть, опустить;

- плечи свести и развести;

- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.

Свою пока не нашла.

Разговорный стиль

- Теперь послушайте и догадайтесь ,это признаки какого стиля речи.

Преобладает устная форма общения (обычно диалог), возможен монолог, речь заранее не готовится. Используется в обыденной речи, в беседах. Цель его -общение, обмен мыслями, впечатлениями.

-Молодцы. Разговорный стиль.

3-я команда выполняет задание.

Определить какие из глаголов относятся к разговорному стилю на интерактивной доске:

Сносит (башку), задумывались, купились (на шутку), зашкаливает, сосредоточился, доминировать, подевался (куда), обращаться.

- Отлично справился с заданием, проходи на свое место.

- А сейчас возьмите карточки под №3. Прочитайте и подумайте, о чем здесь идет речь.

Карточка №3.

Он встает и, подсев к мальчику на нары, вполголоса и, как я понимаю, не

в первый раз инструктирует его:

- ...В овраге держись самого края. Помни: весь низ минирован... Чаще

прислушивайся. Замирай и прислушивайся!.. По траншеям ходят патрули, значит,

подползешь и выжидай!.. Как патруль пройдет - через траншею и двигай

дальше...

Я звоню командиру пятой роты Гущину и, сообщив ему, что он остается за

меня, отдаю необходимые распоряжения. Положив трубку, я снова слышу тихий голос Холина:

- ...будешь ждать в Федоровке... На рожон не лезь! Главное, будь

осторожен!

- Ты думаешь, это просто - быть осторожным? - с едва уловимым

раздражением спрашивает мальчик.

- Знаю! Но ты будь! И помни всегда: ты не один! Помни: где бы ты ни

был, я все время думаю о тебе. И подполковник тоже...

( В. Богомолов « Иван»)

- Так о чем идет речь в этом тексте? (мальчик уходит на задание…….)

- Назовите глаголы. Насколько важны глаголы в разговорном стиле? (Главная, ключевая роль)

- В состав какой лексической единицы входят некоторые глаголы, например, на рожон не лезь?(фразеологизм) Для чего автор применяет фразеологизм в разговорном стиле?

- Глаголов какого наклонения больше всего в данном диалоге? Чем это объяснить?

-Какова же роль глаголов в разговорном стиле?( Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность).

IV Подведение итога урока.

Домашнее задание: страница № …, упр.№…...Списать данный текст и определить стили речи.

- Сейчас вы, работая в группах, подведете итог нашему занятию.

1-я группа. Готовит статью-размышление на тему «« Мир - это самое главное для всех»- 5 предложений. Постарайтесь употребить в своей статье как можно больше глаголов.

2-я группа. Придумывает письмо народам всего мира от учеников 6 класса -5 предложений, используя официально-деловой стиль стиль, на тему «Нам не нужна война!».

3-я группа Составляет диалог из 5 реплик, используя глаголы , употребляемые в разговорном стиле, на тему «Сегодня в нашей школе проходит конкурс -конкурс учителей»

- Чем вам запомнится сегодняшний урок?

-Мы сегодня еще раз убедились, что глагол - живая и подвижная часть речи. Богатство русского языка позволяет не только назвать слово, действие, но и выразить разнообразные оттенки значения.

- Спасибо вам, дети, за участие в уроке! А еще берегите мир! Всегда помните о тех, кто его отстоял!

.



© 2010-2022