Внеклассное мероприятие по литературе Встреча с Чеховым

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Внеклассное мероприятие по литературе Встреча с ЧеховымМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 13 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»













Внеклассное мероприятие

по литературе

для учащихся 6-7 классов




Учитель русского языка и литературы

высшей категории:

Немировская Елена Борисовна
















2015/2016 учебный год

Внеклассное мероприятие по литературе

для учащихся 6-7 классов

«ВСТРЕЧА С ЧЕХОВЫМ»

Цель:

  • пробудить у ребят интерес к творчеству Чехова;

  • увлечь творчеством А.П.Чехова;

  • формировать нравственные качества;

  • развивать творческие способности учащихся

Задачи:

  • вспомнить биографию А.П.Чехова;

  • воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова;

  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • презентация;

  • музыкальное сопровождение

Оформление:

  • в центре - портрет Чехова, годы жизни;

  • эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;

  • выставка книг А.П.Чехова и литературы о нём;

  • выставка детских рисунков по произведениям Чехова;

  • уголок Чехова: портрет А.П.Чехова, томик Чехова с рассказами, перо, чернильница, листы бумаги, свеча.

Задания учащимся:

1. Прочитать рассказы: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Радость», «Хамелеон». «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчету». Проиллюстрировать. + 7 класс

2. Инсценирование по ролям.

3. Выпуск газеты.

4. Индивидуальные задания: интересные факты из жизни Чехова.

5. Подготовить презентацию.

6. Изучить биографию.

7. Подготовить ведущих.


Чехов умеет писать так,

чтобы словам было тесно,

а мыслям - просторно.

А.М.Горький

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (презентация)

1. Дорогие гости! Мы пригласили вас на Встречу, встречу с писателем. Сегодня мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Его произведения актуальны и в наши дни, потому что главное в них - страстное желание нравственного совершенствования человека.

Антон Павлович Чехов. Его жизнь - невероятна, его творчество - удивительно.

2. И сегодня, 29 января, в день рождения великого писателя, мы приглашаем всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны.

3.Учитель:

Мы рады видеть вас! Приветствуем, друзья!

Ребята собрались сегодня здесь не зря.

А знаете ли вы, кто Чехов был такой?

Ученик:

- Писателем он был. И с ним знаком любой.

Учитель:

- А знаете ли вы, какой был человек?

Ученик:

- Живет в сердцах людей уже второй он век.

Учитель:

- А знаете ли вы, о чем же он писал?

Ученик:

- А он писал о том, о чем он много знал:

Писал он про людей, живущих в время то.

И так, как он писал, не пишет уж никто.

Трое учащихся (с цветами в руках) читают стихотворение

Аллы Крон «Чехову»

(прочитав шестистишие, учащийся кладёт цветок к портрету)

4.Я стою перед старым портретом,

Озаренный таинственным светом

Предвечерней, усталой тиши,

Перед взглядом спокойным, молчащим,

Слышу голос, с тоской говорящий

О страданиях русской души.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый мечтательным светом

Уходящих вечерних лучей.

Вдруг повеяло свежей прохладой,

Ароматом Вишневого Сада

И степных многозвездных ночей.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый тускнеющим светом.

Серых будней томителен круг…

Но, мне кажется, Чехов улыбкой

Хочет сгладить их боль и ошибку,

Точно верный, испытанный друг.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый таинственным светом,

Здесь повеяло Чайки крыло…

Сквозь печаль невеселого смеха

Мне кивает приветливо Чехов,

Улыбаясь тому, что ушло.

II. ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ

(рассказ учащихся (5 человек) с сопровождением презентации)

1. Антон Павлович Чехов родился 17 января - по старому стилю (29) 1860 года в Таганроге, в купеческой семье.

5. 2. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам.

6. 3. Обстановка в доме Чеховых была традиционно-патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось.

7. 4. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям.

8. 5. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел. Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

9. 1. Мать - Евгения Яковлевна Чехова - художница-пейзажистка, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру.

10. 2. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

11. 3. Брат Александр со временем сделался литератором, был образован, но, наследовав некоторые дурные черты отца, позднее спился, загубил свой талант.

4. Николай был весьма одаренным художником, но рано умер от чахотки.

5. Рисовала и музицировала Мария Павловна. Она окончила высшие женские курсы профессора истории Герье в Москве.

1. Писателем, юристом сделался младший брат, Михаил. Чехов должен был, по его словам, выдавливать из себя «по капле кровь раба», преодолевать деспотизм и ложь гимназического воспитания.

12. 2. В 1869-1879 годах Чехов учился в Таганрогской гимназии. Чехов не блистал успехами в учебе: в третьем и пятом классах просидел по два года. Ясно, что тут дело было в системе обучения и воспитания. Духовное созревание Чехова шло помимо гимназии.

13. 3. Авторитет Антона в семье вырос и был всеми родными признан, когда отец, разорившись, должен был бежать от кредиторов из Таганрога в Москву (в апреле 1876 года), где учились его старшие сыновья - Александр и Николай. Вскоре в Москву уехала и Евгения Яковлевна с младшими детьми - Марией и Михаилом.

4. А в Таганроге с делами и кредиторами, продажей домашних вещей, без крова и средств к существованию остались Антон и Иван. Антон зарабатывал на жизнь репетиторством, оставаясь до окончания учебы в гимназии в Таганроге.

14. 5. В 1879 году он приезжает в Москву к семье только для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.

15. 1. В 1880 году в № 9 и 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность А.П. Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа юморески, сценки, подписывается псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

2. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мальпомены».

16. 3. После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске больнице (сейчас это город Истра). Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей.

17. 4. С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска, к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.

«Когда он [Антон Павлович] слушал «Лунную сонату», лицо его было серьезно и прекрасно», - вспоминали современники. Музыка, танцы, неистощимый юмор, пение. В доме Чехова постоянно звучали романсы.


18. Звучит романс «Утро туманное»


19. 5. По возвращении в Москву, в 1886 году, Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д.В. Григоровича, едет в Петербург, выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С. Суворина в газете «Новое время».

1. В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.

20. 2. В 1888 году по решению Академии наук писатель получает Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всевозрастающую известность и литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.

21. 3. В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

4. Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретиться с Суворовым. Они решают ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, Париж.

22. 5. В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний.

23. 1. В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали туда.

2. Мелиховский период - это не только литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной чумы Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт. В Мелихове и ого окрестностях строит 3 школы, колокольню и пожарный сарай, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, огранизует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязями, кленами, соснами и дубами.

24. 3. Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

25. 4. В 1897 году у Чехова обостряется туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М. Антокольским, который впоследствии, по просьбе Чехова изготавливает памятник Петру Первому. Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку ее в Таганрог.

26. 5. В 1898 году Чехов строит дом в Ялте. В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь.

27. 1. 1990 год. Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, проводит вместе с Чеховым весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь. Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. И 25 мая Антон Павлович и Ольга Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке.

2. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей.

3. Разлуки эти были мучительны для обоих. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении уже не могло быть и речи. Здесь Чехов только облегчил свои страдания.

4. 15 июля 1904 года во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

28. 5. 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён А.П. Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки.

1. В годовщину смерти А.П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского.

29. 2. Прожил Чехов всего 44 года. Когда он умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной литературы, но 4 деревенские школы, да шоссейная дорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру 1, да посеянный на пустоши сад.

Учитель: А.П. Чехов любил своих героев: чиновников и врачей, учителей и архиереев, портных и подмастерьев, лавочников и художников. Любил всей силой своей великой души, страдал их болями, радовался их радостям. И только одного не прощал людям - раболепия, покорности, смирения. Не прощал их готовности быть «маленькими людьми». Ему было больно и стыдно за эту добровольную приниженность. Ведь не для того рождается ЧЕЛОВЕК!



III. ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО

Посыльные гонцы афиш (перекрёстные выкрики):

Внимание! Внимание! Все в театр! Вечернее представление по рассказам господина Чехова. Антон Павлович. «Толстый и Тонкий». Все на премьеру!

К театру идут попарно зрители (3 пары), ведя между собой беседу, раскланиваясь встречающимся, обмахиваясь веерами:

1. А вы знаете, милочка, что дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но впоследствии смог выкупить себя и свою семью на волю.

2. По-видимому, он был первым грамотным человеком в семье, это и помогло ему получить вольную и вывести в люди своих сыновей.

1. А сам Антон Павлович говорит: «Во мне течет мужицкая кровь».

1. А вам случалось видеться с Чеховым? Говорят, он невысок и хрупок.

2. Что вы? Он высокий, настоящий «русский богатырь»: 2 аршина 9 вершков. Это выше 180 сантиметров.

1. Вы слышали, в 1890 году Чехов был на Сахалине. Это ведь «каторжный остров», место ссылки заключенных.

2. Да, он путешествовал по Сибири, изучая быт каторжников... Он ведь первый из русских писателей, который едет в Сибирь.

1. К чему он предпринимает эту поездку? Ведь Сахалин - малоизученное, «никому не интересное» место, нет даже данных о численности населения острова.

2. Так говорят, что Антон Павлович в течение трех месяцев проделал огромный труд: провел перепись населения острова, изучил быт и условия жизни каторжан. А уж «с его легкой руки Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

1. Что вы говорите? Удивительно!

2. Более того, в числе каторжан на острове находилась и Софья Блювштейн - Сонька-Золотая Ручка. Это легендарная воровка, которая легко перевоплощалась в аристократок, говорила на нескольких языках и продумывала свои преступления так тщательно, что полиция долгое время не могла найти на нее управы. Так вот Чехов встречался с ней и даже описал легендарную мошенницу.

1. Вы знаете, что помимо медицины и литературы, господин Чехов занимается благотворительностью: собирает средства для нуждающихся, строит школы.

2. А вы вспомните его рассказ «Крыжовник», где он говорит: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

1. Не зря же он в 1892 году во время эпидемии холеры, угрожавшей средней полосе России, работал санитарным врачом - объезжал вверенные ему 25 деревень, четыре фабрики и монастырь, проверял состояние изб, строил холерные бараки, собирал средства для борьбы с болезнью, обходя состоятельных людей.

1. А вы знаете, что скрывая своё настоящее имя Антон Павлович придумывал себе псевдонимы.

2. Да его фантазия не знает границ: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Дяденька.

1. Да, я слышала, что их около 50, но самое известное, без сомнения, «Антоша Чехонте».

1. Нужно спешить: скоро первый звонок. Посмотрите, сколько людей?! Аншлаг!!! А вам где посчастливилось приобрести билет.

2. Партер. Пятый ряд. Я, уверена, что премьера, как обычно, будет хороша. Поспешим же!!!


Все усаживаются на места.

Инсценированное действие по рассказу А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



Заключительное слово учителя.

Давайте вернемся к автору рассказа. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой - никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Его рассказы учат быть добрыми, бескорыстными, правдивыми. И прежде всего, уважать себя самих. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.

В заключение хотелось бы обратиться к словам А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Нельзя не согласиться с великим писателем. Человек должен быть красив не только лицом и одеждой, но и красив душой и мыслями.

Именно такими людьми я хотела бы, чтоб мы с вами были.






© 2010-2022