Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 175.

Тема: Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений.


Цель: формировать представление о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений.

Форма: общеклассная.

Вид: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, обучающая презентация, ПК+ интерактивная доска, тетради, учебник С.И.Львовой, справочные материалы к учебнику.

Методы: исследовательский, коммуникативный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Повторение темы «Возвратное местоимение».

1) Фронтальный опрос.

- К какому разряду относится местоимение СЕБЯ? В чём особенности состава местоимений этого разряда?

- Объясните, почему местоимение СЕБЯ называется возвратным.

- С какой морфемой местоимение СЕБЯ совпадает по своему значению? Покажите это на примерах?

- Как изменяется местоимение СЕБЯ?

- Какой падежной формы не имеет возвратное местоимение?

2) Исправление ошибок в предложении.

Слайд 1.

Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений


Вывод: в предложениях действие, названное глаголом-сказуемым, как бы возвращается к действующему лицу, такое значение невозможно выразить с помощью личных местоимений - оно выражается возвратным местоимением. Поэтому в данных предложениях падежные формы личных местоимений: МНЕ, ДЛЯ ТЕБЯ, НАМИ - необходимо заменить этими же падежными формами местоимения возвратного.

  1. Объявление темы и целей урока.

На прошлых уроках вы познакомились с разрядами местоимений, изучили возвратное и личные местоимения. Сегодня мы продолжим работу в этом направлении и поговорим о притяжательных местоимениях. Запишите тему урока. Слайд 2.

На этом уроке вы должны познакомиться с особенностями притяжательных местоимений:

- изучить, что обозначают местоимения этого разряда;

- узнать, как они изменяются;

- определить их синтаксическую роль;

- научиться различать омонимичные формы личных и притяжательных местоимений.

IV. Работа над темой урока.

1) Слайд 3.

Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

2) Значение притяжательных местоимений. Слайд 4.

Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

3) Заполните данную таблицу, используя материал учебника на стр. 154,155. Ответьте на вопрос. Слайд 5.

Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений


4) Синтаксическая роль. Слайд 6.

Конспект к уроку Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

V. Закрепление материала.

1) Упражнение 830. Выпишите словосочетания притяж. мест.+сущ.

Упражнение выполняет у доски один обучающийся, доказывая на примерах словосочетаний, что притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, НАШ, СВОЙ, как местоимения-прилагательные, связаны с главным словом - существительным - с помощью согласования.

2) Упражнение 831. Самостоятельная работа.

С данными именами существительными обучающиеся составляют словосочетания притяж. мест.+сущ., записывают полученные словосочетания и обозначают род существительных. Обучающиеся, испытывающие затруднения в определении рода существительных, пользуются справочными материалами. Затем следует совместная проверка.

VI. Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ. Сообщение подготовленного ученика по упражнению 836.

В ответе по заданию упражнения 836 ученик использует сделанные самостоятельные выводы о возможности соотнесения притяжательных и личных местоимений на том основании, что значение их определяется по отношению к участникам диалога. Притяжательные местоимения ЁЁ, ЕГО, ИХ образованы от личных местоимений 3-го лица, поставленных в форму родительного падежа, и не изменяются. Подчёркивается необходимость различать эти грамматические омонимы: формы родительного падежа личных местоимений и образованные от них притяжательные местоимения.

VII. Подведение итогов урока.

Обучающиеся составляют и записывают в тетради «тонкие» и «толстые» вопросы по теме урока, а затем задают их своим одноклассникам.

Домашнее задание.

  1. Карточки. Определить разряд использованных в предложениях местоимений.

Карточка 1.

Бежит, бежит тропиночка, и путь её далёк. (С.Михалков)

Если вам по душе красота земная, берегите её, устали не зная. (М.Пляцковский)

С небес далёких коротко глядит на них луна; вся комната сиянием её озарена. (А.Плещеев)

На боку его сверкает меч - волшебный кладенец. (Л.Мезинов)

И под утро снегом поле забелело, точно пеленою всё его одело. (И.Суриков)

Карточка 2.

Зелёные стебли, как сосны в лесу, на крыльях его осыпают росу. (Л.Квитко)

Летали кукушки да галки над самой его головой. (С.Михалков)

Не пекут заводы сказов, не завозят их в буфет. (ЮМориц)

Долго раздавался смех их над рекой... (А.Плещеев)

Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. (К.Чуковский)

  1. Выучить теоретический материал учебника на стр.154-157.

  2. Устно выполнить упражнение 837.

© 2010-2022