Конспект урока в 4 классе по литературному чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Урок 6.

Тема раздела: Любимые книги

Тема: Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2 3

Проверка домашнего задания.

Творческие пересказы от имени разных героев.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.





2 4 2 2 3 4

Работа с произведением Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

1. Работа с текстом до чтения.

1) Самостоятельное чтение авторского текста, с. 25 учебника.

2) Переход к теме урока - выполнение задания в тетради.

(Т) Задание I.1. Это строки из стихотворений Ю. Мориц, прочитанных в младших классах (1-я строчка - «Что над чем?», 2-4-я - «Ворона»).

Чтение фамилии автора (Что читали? В чём особенности произведений Юнны Мориц?)

3) Анализ заголовка.

- Что такое баллада? (Рассказ в стихах героического или исторического содержания.)

- Читали ли вы баллады?

- Придумайте название какой-нибудь баллады. (Баллада о подвиге доблестного рыцаря, о великом сражении, о мужестве и т.д.)

- Сравните с названием баллады Ю. Мориц. Что необычного в названии?

- Рассмотрите иллюстрацию (с. 26).

- Каким, по-вашему, будет содержание этой баллады? Какие стихи любит читать Оля?

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение баллады учащимися про себя.

- Оправдались ли наши предположения, что читать будем: смешной и весёлый текст?

- Какое слово точнее подходит к балладе: смешная или весёлая?

- Над чем смеётся автор?

2) Повторное чтение 1-й строфы вслух с комментариями.

- Как начинается баллада?

- Докажите, что стихи звучат одновременно торжественно и иронично (т.е. насмешливо).

съесть пожелал - шоколадку украдкой

сделал открытие - «я не дурак!»

Такой приём создания смешного называется несоответствие. Мы встретились с ним уже в заголовке произведения.

Чтение 2-3-й строф.

- Найдите несоответствие в этой части баллады. («Всех обгонял», «мчался вперёд», «держал марафон Олимпийский», «не мог Николай укусить шоколадку, он мчался и ел её только вприглядку».)

- Почему столько восклицательных предложений в этой части?

4-я строфа.

- Как вы понимаете слова «пылал Николай»?

- Обратите внимание на сравнения в балладе, прокомментируйте их (выполнение задания II.2 в тетради).

- Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая картина. (Рубеж - «и вышла осечка».)

5-6-я строфы.

- Прочитайте фантастическую картину. Зачем она введена в текст?

- Почему нам его не жаль?

7-я строфа.

- Какое выражение лица у Николая-Шоколая, стоящего на витрине (покажите)?

- Сравните свою точку зрения с решением художника.

Выполнение заданий в тетради (II.3, 4, 5).

3. Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

- Над чем смеётся Ю. Мориц в своей балладе?

- Какой урок вы для себя вынесли?

- Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?

2) Подготовка к выразительному чтению баллады.

- В стихах Ю. Мориц всегда много разных героев, голосов (её стихи полифоничны). Чьи голоса вы услышали в балладе? (Автор, Николай, друзья, шофёр, рассказчик.)

- Как каждый из них участвует в этой истории? (Автор - смеётся и поучает, Николай - доволен собой, жадничает, ревёт, друзья - видят со стороны старания Николая.)

- Перечитайте балладу и определите, чей голос звучит в каждой строфе. (1 - рассказчик, 2 - Николай, 3-4 - друзья и автор, 5 - рассказчик, 6 - Николай, шофёр, рассказчик, 7 - автор.)

- Обратите внимание, в каком темпе надо читать 2-7-ю строфы

(Николай мчится, несётся, летит - чтобы только не делиться с друзьями! Это надо передать с помощью быстрого темпа.)

- Где вы замедлите темп чтения? («Ревёт Николай...»)

Ролевое чтение баллады.

3) Выполнение задания в тетради (III.6).

Конспект урока в 4 классе по литературному чтению.Конспект урока в 4 классе по литературному чтению.Конспект урока в 4 классе по литературному чтению.- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

- Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть (по выбору):

- самый смешной отрывок;

- самый фантастический отрывок;

- самый поучительный отрывок.

2) Подготовить рассказ о любимом литературном герое. (См. урок 7.)


1МБОУ «Архиповская СОШ»

© 2010-2022