Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени

Цели: 1.    образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки. 2.    развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости. 3.    коррекционные:учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.


Урок русского языка в 9 классе.

Учитель: Мись Е.В.

Цели:

  1. образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки.

  2. развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости.

  3. коррекционные: учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей; учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

  4. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, к родному краю, прививать навыки дружеского общения.

Оборудование: учебник "Русский язык. 9 класс" (Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, В.И.Стативка), компьютер, проектор, экран, видеосюжеты, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент. (Знакомство с классом).

II. Повторение изученного материала.

1. Определение уровня подготовки класса. Упражнение «Разминка для ума»:

Даны три предложения. Ваша задача их прочитать и ответить на мои вопросы. (слайд)

1. Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями, которые тревожат сердце. (Н. Карамзин)

2. В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. (Т.Г. Шевченко)

3. Отечеству мы обязаны любовью, родине - уважением. (Дарий)

Задания к данным предложениям:

Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Обратите внимание на значение слов «Родина» и «отчизна» в последнем предложении.

Как вы понимаете слово «Отчизна»? Отчизна - Отечество, родина (словарь Ожегова), Отчизна - отчим, отчина и пр. см. отец. (словарь Даля)

Что такое родина, как вы понимаете это слово? В словаре Ожегова мы находим такое толкование: 1) Родина - Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь

2) Родина - Отечество, родная страна

Объясните постановку тире в 4 предложении.

Объясните написание гласных и согласных.

Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

Вывод: при выполнении заданий определили основную мысль высказываний, вспомнили: лексические значения слов, виды сложноподчиненных предложений, правило постановки тире в неполных предложениях и орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные».

2. Проверка домашнего задания (теоретический материал, проводится при помощи заранее снятых видеосюжетов).

А сейчас мы проверим ваши знания по материалам предыдущих уроков. И сделаем это при помощи таких же, как вы девятиклассников. Внимание на экран.

Видео.

- Добрый день, девятиклассники 2-й школы! Передаем вам привет из школы-гимназии №1! Ответьте на наши вопросы:

1. - Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

2. - На какие виды делятся сложные предложения?

3. - Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

4. - Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

5. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

6. - Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

- Мы составили несколько предложений, определите их вид и составьте схемы:

Гимназия, в которой мы учимся, находится в центре города.

Мы мечтаем о том, чтобы наша школа-гимназия становилась краше с каждым днем.

Здание, в котором расположена гимназия, построено в 1941 году.

Там, где находится наш кабинет, во время войны жили оккупанты.

Когда начинаются каникулы, у детей наступает праздник.

- Я думаю, последние два предложения вызвали у вас затруднение.

- И это естественно, ведь это новая тема урока! Изучив ее, вы сможете правильно не только рассказывать о родной школе, но и писать!

- Ну что ты все 1, 2 школы. Какая разница, в какой школе мы учимся! Главное, что все мы живем в прекрасном городе Судаке! Пусть все сегодняшние предложения будут связаны с темой родного города!

- Удачи вам в изучении сложноподчиненных предложений!

III. Изучение нового материала.

1. Постановка целей урока.

Итак, запишем тему урока: «Придаточные обстоятельственные места и времени». (слайд) Мы должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные места и времени, научиться находить эти предложения и правильно расставлять знаки препинания.

2. Обобщение изученного.

Вы уже знаете, что придаточные предложения похожи на второстепенные члены предложения. Чем похожи? Правильно, вопросами! (слайд) Придаточные определительные похожи на … (подсказываем!) определения и отвечают на вопросы … (какой, чей), придаточные изъяснительные похожи на дополнения и отвечают на вопросы … (косвенных падежей). Придаточные обстоятельственные похожи на … (естественно, обстоятельства). Назовем вопросы, на которые отвечают обстоятельства. (записывается на доске, в столбик:

где? куда?, откуда?

Когда?, с каких пор?, до каких пор?

Почему?, отчего?

Как?

Каким образом?

Зачем? С какой целью?

И т.д.

Существует много видов придаточных обстоятельственных, также, как и самих обстоятельств. Ответьте мне, пожалуйста, на какие вопросы отвечают обстоятельства времени? Обстоятельства места?! И обстоятельственные времени и места будут отвечать именно на такие же вопросы!

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

3. Работа с учебником и таблицей.

Открыли учебник, страница 80, прочитаем правило. Правило мы рассмотрим в виде таблицы.

(слайд)

Запомните: средства связи в придаточных места - это только союзные слова, но не союзы!


  1. Составление алгоритма.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Где? Куда? Откуда?

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

(указательное слово)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Сказуемое + там придаточные

места с

Туда союзными

оттуда , словами

где, куда

откуда

6. Закрепление материала (работа у доски).

Запишем предложения.

Определим вид придаточного, найдем обстоятельственные места. Для того, чтобы это правильно сделать, нужно вдумчиво задать вопрос.

В городе, где я живу, много достопримечательностей.

Судак расположен там, где плещется Черное море.

Там, где находятся памятные мемориальные знаки, в годы войны шли бои.

Мы не знаем точно, где находятся могилы героев войны.

Разбор предложений, составление схем.

Действительно, из всех этих предложений придаточными обстоятельственными места являются только второе и третье, потому что отвечают на вопросы обстоятельства - где?

7. Работа с учебником и таблицей.

Я думаю, вам нетрудно будет ответить, на какие вопросы будут отвечать обстоятельственные времени. Да, это вопросы когда?, с каких пор?, до каких пор? А что эти обстоятельственные обозначают, расскажет нам учебник. Итак, страница 81.

То, что мы узнали из правила, рассмотрим в нашей таблице. (слайд)

И составим алгоритм, который поможет нам в составлении схем.

8. Составление алгоритма.

Когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

указательные слова:

тогда, после того, придаточные

до тех пор и др. времени с

союзами: когда

, пока, как, только, лишь и др.

9. Закрепление материала (работа у доски).

Запишем предложения, составим схемы:

  1. Уже вечерело, когда мы возвращались из похода.

  2. Когда солнце сияет, город становится еще прекраснее.

  3. Ранним утром, лишь только солнце позолотит вершины гор, я люблю искупаться в ласковой морской водице.

10. Творческое задание.

Переделайте простые предложения в сложноподчиненные. (слайды)

В Новом Свете был создан заповедник. Нам удалось сохранить многие виды можжевельника. (Когда)

Судак отметил 1800-летний юбилей. Популярность города возросла. (После того, как)

Поздней осенью наш городок опустел. (когда)

11. «Минута отдыха»

А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: « А зачем мы все это с вами делаем? Говорим о каких-то там придаточных, строим схемы? Какая наша конечная цель?

Да правильно, все это мы делаем ради одной такой маленькой закорючки, ради запятой. А для чего нужны запятые?

Да, если мы делаем паузу в речи, нам ее необходимо отобразить и на письме. И делаем мы это при помощи запятой. Отдохнем немножко и вспомним детство, посмотрим фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

Видео.

Вот видите, оказывается, от запятых иногда и жизнь человека зависит!

12. Работа с учебником и слайдами.

А мы с вами выполним упражнение 106. Единственное условие: составьте предложения о своей школе. Для того, чтобы вам немного помочь, я составила слайды с изображением школьных праздников.

Проверка (лучшие предложения записываются в тетради).

IV. Итоги урока (метод «Микрофон»)

Подведем итоги сегодняшнего урока. Я уверена, что в будущем многие из вас станут знаменитостями, будут давать много интервью. Представим, что в руках у вас микрофон, и продолжим одну фразу: «Сегодня на уроке я узнал …». Я очень рада, что наше общение не прошло даром. В свою очередь я хочу поставить вам следующие оценки.

V. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание: выучить правила параграфа 20, выполнить упражнение 107.


© 2010-2022