Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе Диктанты для 9-11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе



Диктанты для 9-11 классов

Текст № 1

Во двор пожаловали сваты. Послышались радостные приветствия, веселые крики. Девушки затеяли вокруг костра шумный ёхор. Тут же были и парни, привезшие приданое невесты, мебель для дома. Две нарядные молодые женщины ходили у костра. Помахивая горящим поленом и деревянным ковшом с арсой: «К нашему добру прибавьте еще добра». Со стороны жениха и со стороны невесты выступило вперед по три парня. Началась шумная борьба за подушку новобрачных. Вручают молодым подушку парни-победители.

А невеста все это время пряталась где-то в укромном месте. Она не может показаться, пока не подадут мясное угощение.

Гостям разносили белое угощение, раскладывали на тарелках сушеный творог со сметаной, почетных гостей угощали вареной бараньей головой.

Сваты строго следили, чтобы ни один обычай не был нарушен. Близкие подруги матерей обмениваются зеленым прессованным чаем, целуются - теперь они родня.

(X. Намсараев)

Творческие задания

  1. Напишите мини-сочинение об одном известном вам обычае, связанном со свадьбой у бурят, у русских.

  2. Выпишите из текста собственно бурятские слова, зачем их вводит автор?

  3. В тексте есть выражение «белое угощение». Что это: 1) метафора, 2) сравнение, 3) эпитет? Выбор объясните.

Лингвистические задания

  1. Образуйте все возможные формы причастий от глагола «разносить», покажите, как шел процесс образования, выделите основу, суффикс.

Текст № 2

Сухэ ехал к табуну. После недавнего дождя все освежилось и ярче выглядело. Рябило в глазах от множества полевых цветов. В голубом небе кружил орел. А вдали, на берегу озерка, плясали танец алтан цаг грациозные даурские журавли. В степи, насколько хватало глаз, мирно паслись животные, пастух заунывно тянул о своей старенькой матери, которой уже за восемьдесят лет, собаки дружно лаяли в тарбаганью нору, пытались рыть, но каменистая земля не поддавалась им.

Раздольна, широка степь в пойме реки Селенги! Трава вымахала в рост человека. А диких коз великое множество в перелесках и приречных кустах. То и дело выскакивают они из-под ног и, испуганно озираясь, прыг, прыг вверх, а податься вперед они не могут. А сколько кабанов! Поодаль от реки, нисколько не боясь человека, разгуливают величественные дрофы. В Селенге вода светлая, с высокого берега видны бревна в обхват - это не бревна, а громадные таймени стоят в омуте. Монголы не едят рыбу - великий грех, они рыбу называют не иначе, как водяной червяк/Монголы покупают у рыбака несколько рыб, тут же отпускают их в воду и молятся - сколько рыбок отпустят, столько же им грехов отпустится.

(М. Жигжитов)

Творческие задания

  1. Озаглавьте текст, используя восклицание или риторический вопрос.

  2. С помощью каких органов чувств воспринимает степь Сухэ? Какими словами, фразами выражено это восприятие в тексте?

  3. Какова основная идея текста?

  4. К какому типу (или каким типам) речи можно отнести данный текст? Докажите.

Лингвистические задания

  1. Постройте схему последнего предложения первого абзаца.

  2. К какому пунктуационному отрезку относится «насколько хватало глаз»?

  3. К какой части речи относятся слова «столько», «несколько», «сколько», почему?

  4. Постройте словообразовательную цепочку и разберите по составу слово «освежилось».

  5. Графически обозначьте орфограммы в слове и...пуга...о.

Текст №3

1. В летнике бедно, но опрятно, затвердевший земляной пол чисто подметен, на низеньком столике почерневший от старости деревянный ящик - божница. 2. На ней одна-единственная медная чашечка с обгорелыми остатками можжевельника и богородской травы. 3. В хойморе - почетном мужском месте - поставлена накруглых деревянных чурках аккуратно заправленная постель, накрытая стареньким козьим одеялом. 4. По левую сторону высится натреножнике небольшой котел, схваченный железным обручем, рядом крынка, ведерко, на низеньком посудном шкафу тарелки и чашки. 5. Возле очага на рваном тюфяке сидит седая женщина в поношенном синем халате со слезящимися глазами от дымящихся гнилых дров. 6. Из остатков старой рубахи старуха кроит рукавицы 7. На середине летника под самой крышей слепили глиняное гнездо две желтогрудые ласточки. 8. Они то и дело влетают и вылетают из своего гнезда, нося птенцам корм и вынося прочь помет. 9 Иногда они кружатся по летнику или садятся где-нибудь на перекладине и без устали галдят, точно о чем-то советуясь между собой. 10. Старуха по-доброму ворчит: «Ишь стрекочут. Вот ведь вольные божьи птахи! Хорошо, что вы свили гнездо под самой середкой нашего хоймора, это добрая примета. Небось добра желаете моему сыну, чертенята, чтобы он жил спокойно.

(X. Намсараев)

Творческиезадания

1. Расскажите, какие вы знаете приметы у русского и бурятского пародов.

2. Назовите слова, которые помогают понять отношение автора ксемье кочевника,

3. Перечитайте речь старой бурятской женщины. Назовите признаки разговорной речи.

Лингвистические задания

1. Какой частью речи является слово «поношенном» в 5-м предложении?

2. Из 10-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Покажите процесс образования данного слова.

  1. Укажите номера предложений, в которых есть неоднородные определения.

  2. Укажите в первом предложении количество основ.

  3. Из 1-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.



© 2010-2022