Статья Как работать учебным текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как работать учебным текстом

При организации учебно-познавательного процесса учитель учитывает содержание школьного учебника, в котором он всегда может найти учебный материал, соответствующий теме урока. Но далеко не всегда школьный учебник эффективно используется как учителями, так и учащимися. Чтобы усилить роль школьного учебника, вспомним, что учебная книга есть продукт речемыслительной деятельности авторов учебника и что те, кто работает с учебником, также занимаются речемыслительной деятельностью, как, например: чтением, говорением, слушанием. Итак, реальный учебный процесс протекает на фоне речемыслительной деятельности учителя и учащихся. Перечислим ее функции:

• помощь в активном восприятии информации учителя и ответов товарищей, приобретение содержательной основы
познавательных процессов ученика и форм речевого выражения;

• выражение результатов собственных познавательных приобретений учащихся, наполняемости их знаний, широты, глубины.
особого их характера, мобильности знаний и умений;

• становление межсубъектных отношений на уроках - и как выражение позиции ученика, и как стремление его воздействовать на учителя, товарищей, доказать, убедить в обоснованности своих суждений;

• основа общения с товарищами и учителем во всех ее проявлениях: в обмене опытом, взглядами, суждениями, настроениями.

Организация речемыслительной деятельности учащихся целиком зависит от учителя, который должен создать благоприятные условия для взаимодействия, и оно в силу этих условий должно привести
к возникновению внутреннего общения учащегося с самим собой. Источник активности заключается в деятельности, в потребности познавать. Чтобы активно мыслить, человек должен захотеть познавать, должен захотеть получить новое знание. Познавательная потребность зависит от уровня ее сформированное.
Учащийся должен уметь мыслить предметными (языковыми,

математическими, физическими, химическими и т.д.) категориями, а также нравственными. политическими, экономическими, правовыми понятиями. И все это должно найти выход на операциональный уровень. Один из таких путей - это работа с учебным текстом школьного учебника.

ГСтатья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомлубина постижения учебного текста зависит от того, насколько развита речь учащихся. В свою очередь, развитие речи учащихся напрямую связано с их успешной речевой деятельностью. Лингвистика различает следующие виды речевой деятельности, которые можно представить в виде такой схемы: Речевая деятельность


Статья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомЧтение письмо говорение слушание

Прослеживается несомненная связь между парами «чтение - письмо» и «говорение - слушание». В каждой из названных пар имеется тот компонент, о котором можно сказать, что проблема устной (говорение) и письменной (письмо) речи нашла должное отражение в учебно-методической литературе. Хочу остановиться на некоторых узловых моментах, имеющих большое значение для процесса постижения учебных текстов на страницах школьных учебников.

Обратимся к чтению, так как на каждом уроке текст учебника задействован в том или ином виде. Небрежное отношение к учебному тексту со стороны учителя приводит к тому, что учащиеся считают учебник необязательным, а подчас и ненужным атрибутом, не стоящим даже того, чтобы его открывать. Для того чтобы чтение учебного текста стало для учащихся не просто привычкой, а необходимостью, потребностью, учителю следует вести целенаправленную систематическую работу.

Во-первых, важна мотивация, ради чего читается текст.

Во-вторых, учащийся должен утвердиться в мысли, что без чтения учебного текста невозможно в полной мере усвоить содержание учебного материала.

В-третьих, у него должна выработаться устойчивая привычка обращаться к соответствующей справочной литературе по мере надобности. В первую очередь это относится к школьному учебнику.

Что подразумевается под целенаправленной систематической работой в приучении учащихся к чтению учебных текстов? В учебнике каждая учебная тема сопровождается соответствующим текстом учебного параграфа, в конце которого помещаются вопросы, призванные выявить степень понимания и глубину усвоения учебного материала. Не всегда количество и содержание таких вопросов удовлетворяет учителя. Тогда у учащихся появляется прекрасная возможность поработать с содержанием параграфа таким образом, чтобы суметь самим сформулировать вопросы и тем самым показать, насколько глубоко понят и усвоен ими предлагаемый учебный материал. Вопросы, как данные в самом учебнике, так и придуманные учащимися, обязательно должны быть отработаны. Путей отработки может быть несколько.

Один из них традиционный, когда учащиеся читают учебный текст дома как дополнение и подкрепление к услышанному от учителя в классе. Но тогда нет полной уверенности, что учащиеся проверяет себя с помощью вопросов учебника. Поэтому предпочтительнее другой подход, который, по мнению многих учителей, чреват потерями во времени.

Суть второго подхода заключается в том, чтобы учебные тексты отрабатывались на уроке. Да, поначалу будут потери во времени, так как у учащихся нет навыков работы с текстом. Это, во-первых. Во-вторых, и учитель привык работать по-другому. В основном он выполняет информационную функцию, а не создает условия, при которых учащийся сам добывает знания. Здесь должна работать такая схема:

Статья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомСтатья Как работать учебным текстомЧтение учебного текста Письменные ответы по содержанию текста Озвучивание собственного ответа Прослушивание ответа остальными учащимися

Как видно из схемы, все четыре вида речевой деятельности: чтение - письмо -говорение - слушание - взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если учитель из этой четырехзвенной цепочки либо выпускает хотя бы одно звено, либо отдает предпочтение одним звеньям перед другими, то нельзя вести речь о достаточно продуманной и планомерной работе по развитию речи учащихся. Следует помнить, что каждый из четырех этапов работы над учебным текстом должен быть ограничен во времени, то есть учащиеся должны привыкнуть работать в определенных временных рамках. Далее на каждом этапе учитель должен четко поставить цель работы, другими словами, имеется в виду мотивация учебной деятельности. И обязательное дидактическое правило: все задания должны быть проверены в той или иной форме.

В качестве примера обратимся к статье о творчестве Н.М.Карамзина в учебнике русской литературы для 9 класса. На изучение творчества основоположника русского сентиментализма отводится всего 2 часа. При условии предварительного прочтения текста повести «Бедная Лиза» целесообразно на первом уроке отвести 15 минут на отработку содержания текста учебной статьи. При внимательном прочтении текста можно увидеть, что он
распадается на две части: в первой - рассказывается о фактах биографии Карамзина, во второй - дается текстуальный анализ «Бедной Лизы». Будет совершенно естественно, что и класс разделится на две части, работая над учебным материалом по
предложенному учителем плану:

1. Чтение учебного текста в течение 5 минут каждой группой своей части.

2. Краткие письменные ответы на вопросы в конце учебной статьи (учитель предупреждает, что учащиеся должны ответить только на те вопросы, которые непосредственно касаются содержания той части, над которой они работают) в течение 3 минут.

3. Выборочное прослушивание ответов сначала одной группы, потом - другой в течение 5 минут.

4. Подведение итогов учителем и учащимися в течение 2 минут.

Самый трудный этап такой учебной деятельности -это прослушивание. Именно здесь важна четкая и ясная мотивация, ради чего слушаются ответы товарищей по классу. Ученик должен уметь слушать. Данное умение предполагает выполнение следующих правил:

  • при слушании не допускать никаких побочных мыслей;

  • не обдумывать вопрос, который следует задать и не готовить контраргументы - можно пропустить то, что, говорит товарищ;

• сконцентрироваться на сущности обсуждения предмета, отбросив все второстепенное;

• сосредоточиться только на той теме, о которой идет речь.

Итак, при прослушивании можно предложить учащимся несколько вариантов, которые помогут сделать процесс слушания продуктивным:

• отследить, насколько полно и точно излагается учебный материал;

• определить красоту и правильность речи говорящего;

  • выявить наличие или отсутствие трехчастного членения речи: вступление, основная часть, заключение.

  • суметь сформулировать собственные вопросы относительно содержания речи говорящего (можно мотивировать подобную
    деятельность учащихся выставлением оценки в журнал за самый красивый вопрос).

Следует особо сказать о последнем предложенном варианте: учащихся надо нацелить на то, что на собственный вопрос они должны уметь дать полный и обстоятельный ответ в случае, если на него никто не сможет ответить. Здесь приведено четыре варианта мотивации слушания. Их может быть значительно больше. Все зависит от учебного предмета, содержания учебного текста, от степени подготовленности учащихся и уровня квалификации учителя.

Обязательным этапом в работе над учебным текстом является подведение итогов. Главная роль, конечно, отводится учителю; он, обобщая все сказанное, может дать дополнительные сведения, которых не было в учебнике. Или учитель может поручить работу по подведению итогов одному из наиболее сильных учащихся, подготовленных заранее.

Следующий прием, о котором мы хотим вам рассказать. Называется «многоступенчатый выбор». Его можно использовать по завершении изучения целого раздела или главы. На первой ступени учащимся предлагается выбрать наиболее понравившуюся учебную тему и взять заготовленный учителем конверт с соответствующей надписью. В конверте этой учебной темы выбрать одно из заданий, которые распределены на непродуктивный и продуктивный уровни усвоения учебного материала. Причем учащиеся выбирают задания по своим силам, то есть они настроены на получение положительной оценки. При выполнении задания следует использовать учебный текст школьного учебника. По окончании работы учащиеся по желанию могут взяться за выполнение более трудных заданий. И наконец, можно предложить им самим придумать задания на поиск нового способа работы из числа наиболее трудных для них, нового осмысления предложенной темы и т.д.

Очень эффективен прием «незавершенные рассказы на учебные темы». Можно предложить учащимся при изучении текста параграфа остановиться на выбранном учителем месте и самим продолжить развитие темы. Конечно, следует учитывать жизненный опыт учащихся и уровень приобретенных ими знаний. Ситуации должны быть типичными для учащихся. Суть названного приема сводится к следующему:

  • неожиданный вызов к доске для продолжения темы;

  • обсуждение интересной проблемы в контексте изучаемого материала;

  • проверка и оценка учеником своих знаний, полученных ранее;

  • выбор легкого или трудного варианта контрольной работы.

Как видно из перечисленного, использование данного приема требует от учащихся внимательного и вдумчивого прочтения учебного текста.

Наконец, хочу остановиться на том, с чего начинается любой текст. Речь пойдет о заголовке. Образно говоря, заголовок - это «входная дверь» текста. Какие заглавия обычно имеют параграфы в школьных учебниках? «Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина». «Географическое положение Казахстана». «Действия над числами и величинами». «Казахстан в средние века». «Строение атомов», «Кровеносная система земноводных» и т.д. Можно менять названия стран, имена поэтов, даже сами формулировки, но все равно подобные заголовки навевают уныние и на учителя, и на учащихся. Следует предложить учащимся пофантазировать после прочтения заголовка, данного авторами учебника, а каким же будет материал в самом тексте? Потом сравнить свое видение учебной темы с содержанием параграфа. И последний этап работы с заголовком - это придумывание своего варианта. Пусть у параграфа будут два названия - официальный и неофициальный. Например, к теме «Омонимы» можно придумать заголовок «Слова-двойники», к теме «Строение атомов» - «В глубины атома», к теме «Кровеносная система земноводных» - «Какого цвета кровь лягушки?» и т.д. Безусловно, не все темы поддаются такой обработке, но при каждой удобной возможности в целях активизации речемыслительной деятельности учителю следует взять на вооружение прием «второй заголовок».

Итак, можно сделать вывод, что учебная деятельность, организованная, как предложено нами, будет способствовать глубокому и осознанному пониманию учебного материала, уважительному отношению учащихся к учебному тексту школьного учебника. И учебник будет выполнять именно ту функцию, ради чего он создан: не только информатор, но и помощник, друг и советчик в огромном океане знаний.


© 2010-2022