Рабочая программа по литературному краеведению

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу предмета «Литературное краеведение», располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.  Обучение по программе «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество  связано с жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»





АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Ступень обучения (класс) основное общее , 7 классы

Количество часов 35

Уровень базовый

Учитель Безрукова Мария Павловна, высшая квалификационная категория







2014-2015 уч.г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой для авторской рабочей программы по литературному краеведению в 9 классе являются нормативно - правовые документы и программы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089;

  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждено

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.03.2001 № 196;

  1. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2011 - 2015 годы»;

  2. Методическое письмо УИПКПРО г. Ульяновска «Методические рекомендации

к составлению рабочих программ по предмету для основной и средней школы»;

7. Устав МБОУ СШ № 2.

Учебный план МБОУ СШ № 2 отводит на изучение предмета « Литературное краеведение» в 7-ом классе 1 час в неделю, в год - 34 часа.

Уровень обучения базовый.

Обоснование программы

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу предмета «Литературное краеведение», располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Обучение по программе «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившем писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи с со всей родной страной».

Наш край, его природа и люди служили и служат неисчерпаемым источником вдохновения для многих деятелей отечественной литературы и русской культуры в целом. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.М.Карамзин, С.Т.Аксаков, Н.М.Языков, Д.Д.Минаев, И.А.Гончаров - вот далеко не полный перечень имён, связанных с историей Симбирского края и навечно вписанных в историю мировой культуры.

Жизнь и творчество наших знаменитых земляков - благодатный материал для глубокого познания родного края, воспитания любви к «тихой родине», а также пример самоутверждения для подрастающего поколения. Изучение литературы Симбирского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из учебных дисциплин в школе остается предмет «Литературное краеведение ». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» повсеместно введен в школах. Программа курса подробно изложена в сборнике: « Родное слово» (фольклор, язык, литература: Учебное пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. В. Н. Янушевского.- Ульяновск: ИПК ПРО, « Корпорация технологий продвижения», 2010. Программа курса «Литературное краеведение 9 класс» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Димитровграда, Ульяновской области, выявить связь известных русских писателей с Симбирским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает поисковую, проектную деятельность, связанные с расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Изучение литературного краеведения на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • становление духовного мира ребенка, формирование личности, ознакомление учащихся с краеведением, с творчеством поэтов и писателей родного края;

  • вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Симбирским краем и отражает его жизнь.

  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Задачи курса:

  • воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

  • сформировать их представление о месте Симбирского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

  • расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Симбирского края; помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края; развить практические навыки исследовательской работы обучающихся с литературно-краеведческим материалом.

Цели курса определяет характер конкретных задач:

социально-педагогические сформировать у обучающихся представление о месте Симбирского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

обучающие обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация;

познавательные формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Симбирского края;

развивающие развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;

воспитательные воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников

Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы занятия данного курса как традиционные - это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.

Реализация. Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе - составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

  • использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

Программа основана на следующих принципах:

  • поэтапность и системность;

  • учет возрастного и индивидуального подхода;

  • формирование нравственного и духовного идеала, гражданского становления личности.

Данная программа предусматривает, как познавательный, так и воспитывающий аспект.

Задача программы - воспитание любви к своему отечеству.

Ожидаемый результат: участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах по краеведению (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа способствует формированию общеучебные умений и навыков, применению различных методов ( наблюдение, исследование, беседа, анализ, сопоставление, эксперимент). Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей:

  • обращение к другим видам искусства, истории, философии; историческому краеведению - обращение к музыкальным образцам, творчеству известных русских композиторов;

  • прослушивание произведений, озвученных мастерами художественного слова.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися и требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса литературы в основной школе, способствуют приобщению к богатствам русской культуры , предоставляет широкие возможности для социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок -экскурсия, урок-путешествие.

Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение тестирования, зачетов, различных видов работ по развитию речи. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции, семинары

Технология обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.

Формирования ключевых компетенций обучающихся

Содержание обучения 7 классах структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая, коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления, умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование теоретико-литературных знаний в различных речевых ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Языковая компетенция - владение нормами речевой деятельности учащихся на уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Культуроведческая компетенция - осознание специфики литературы в ряду других искусств, исторической эстетической обусловленности литературного процесса, взаимосвязь литературы и истории, овладение нормами речевого этикета.

Организационная компетенция предполагает умение организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования и проектирования, вступать в проектную деятельность.

Виды и формы контроля

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ обучающихся по изученному материалу

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии со стандартом

В результате изучения литературы родного края обучающийся должен знать/понимать

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

  • воспроизводство содержания текста, анализ и интерпретация произведения, использование сведений по истории и теории литературы;

  • соотнесение художественной литературы с общественной жизнью и культурой; выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы; соотнесение произведения с литературным направлением эпохи; определение родов и жанров произведений;

  • выявление авторской позиции, оценивание и сопоставление, выделение и формулирование, характеристика и определение, выразительное чтение и владение различными видами пересказа, умение строить устные и письменные высказывания, участие в диалоге, понимание чужой точки зрения и аргументированное отстаивание своей, написание рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.





ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ


№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

I

Введение

1

II

Литература 19 века.Мир детства и мир взрослых в произведениях писателей и поэтов Симбирского края.

7

III

Литература 20 века. Нравственные искания юных героев в произведениях писателей Симбирского края.

7

IV

Мир детства в произведениях современных писателей и поэтов Симбирского края.

5

V

Литературный Димитровград.

11

VI

Итоговый урок.

1

VII

Резервные уроки.

3

Итого

35


Практическая часть ( тесты, проверочные работы, защита проектов) - 4 часа.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Мир детства


1. Введение.

Детство как важнейший период формирования личности.
Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели - «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.


2. Литература 19 века. Мир детства и мир взрослых в произведениях писателей и поэтов Симбирского края.

2.1. Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».
«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.
Литературно-художественные особенности произведения.
Теория литературы: понятие о сентиментализме.

2.2. С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» - история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.
Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.

2.3. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.
Теория литературы: Идея произведения.

2.4. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».
Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».
Поэт о неестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).

Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.
Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.

2.5. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты».
Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.
Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».
Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.

2.6. А.А. Коринфский. Стихотворения: «Моя мать», «Детский мир», «Малолетка».
Странички симбирского детства поэта. Поэзия для детей - важнейшая часть творчества Коринфского. Страстная проповедь бережного отношения к миру детства в стихотворении «Детский мир». Гуманизм и патриотизм автора в стихотворении «Моя мать». Стихотворение «Малолетка» - проникновенный рассказ о прекрасной поре детства вопреки жизненным «метелям» и «туманам». Богатство изобразительных средств.
Теория литературы: тропы.

3. Литература 20 века. Нравственные искания юных героев в произведениях писателей Симбирского края.

3.1. А.Н. Толстой. «Детство Никиты».
Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.
Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.
Теория литературы: юмор.

3.2. А.С. Неверов. «Ташкент - город хлебный».
Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.
Теория литературы: сюжет, фабула.

3.3. А.И. Царёв. «Неслух».

Слово об авторе. Чудесный мир мальчишек и девчонок в повести, их дружба и мечты. Деятельность и активность как основа характеров героев.
Теория литературы: повесть как эпический жанр.


3.4. А.И.Царев. «Детство и юность Александра Матросова», «Ольга-клад», «Полинка-хмелинка».

Военное время в произведениях писателя.

Теория литературы: документальный очерк, поэма.

3.5. Л.Л. Фомин. «Белая рыбка», «Повесть о Ёлке и сером волке».
Слово об авторе. Мир детства конца 60-х г.г. Повседневное и героическое, грустное и забавное в повестях. Нравственный поиск героев.

3.6. Л.Л. Фомин. «Мы - мужчины».

Тема взросления, совершенствования, приобретения нравственного опыта в произведениях писателя. Проблема противостояния добра и зла в повести.

Теория литературы: повесть как эпический жанр.

3.7. В.А. Дедюхин. Книга очерков «Краски Прислонихи».

Слово о писателе. Встречи писателя с художником А.А.Пластовым - основа очерков «Краски Прислонихи».

Теория литературы: очерк.

4. Мир детства в произведениях современных писателей и поэтов Симбирского края.

4.1. А.И. Тихонов. «Лихолетье».

Слово о писателе. Повесть о драматическом, голодном и памятном военном детстве. Проблемы сострадания и милосердия в произведении писателя.

4.2. А.И. Тихонов. «Сказки Суходола», «Любовь юной испанки».

Тема детства, проблемы взросления и связи поколений - основные темы прозы писателя.
Теория литературы: рассказ, повесть.

4.3. В.Н. Дворянсков. Сборники стихотворений «Свет июльских полей», «Утро будет ясным», «Ранний снег» и другие.

Слово об авторе. Волжская природа в стихотворениях поэта. Художественное мастерство Дворянского-поэта.

Теория литературы: тропы.

4.4. И.А. Гатауллин. «Одуванчиковое лето», «Семь плюс семь», «А зря никто не верил в чудеса…».

Слово об авторе. Главные темы творчества - дружба, первая любовь и ожидание любви. Детские радости и огорчения в рассказах писателя.

Теория литературы: рассказ как эпический жанр.

4.5. И.А. Таранов. Роман-сказка «Маэлла и Башня господина «В».

Слово о писателе. Любовь к природе, мечта о прекрасном, доброта и честность в произведении писателя.

Теория литературы: роман-сказка.

4.6. Литературный Ульяновск.

Ульяновские писатели, члены Союза писателей России: Власенко Е. Ю., Водкина-Кувшинникова Е. В. , Гогин С. В. , Горобцов Ф. А., Ермилов А. Ф. , Игнатьева - Тароват В. Н., Крылова Н. В., Лайков А. Д., Малахов В. Л., Марцинкевич В. П., Матлина С. И., Марасов А.Н, Мельник Т.П. и другие.

5. Литературный Димитровград.

5.1. Обзорная лекция. Писатели родного города . Понятие « литературная жизнь города».

5.2. Е.С.Ларин - поэт из народа.

Слово о поэте. Творческий путь.

5.3. Е.С.Ларин. «Кузнец». «Дороже золота». «Сказки Мудрого кота». «Грозы над Русью».

Фольклорные мотивы в произведениях поэта.

5.4. Е.С.Ларин. «Вечный поклон». «Пока бьется сердце».

Тема войны в творчестве Е.С.Ларина.

Теория литературы: документальная повесть, фронтовая лирика.

5.5. А. Ф. Никонов. «Лунный кит».

Слово о писателе. Вечная тема борьбы добра и зла в произведении писателя.

Теория литературы: философская сказка.

5.6. А. Г. Белова. Мотивы лирики. «Тема военного детства» в творчестве поэтессы.

5.7. Литературная гостиная. Встреча с поэтами и писателями родного города (Н.В. Алиева, А.Г.Белова, Ф.Д. Касимов, Р.И. Кашкирова, А.С.Осипов и другие).

5.8. Экскурсия по литературным местам города Димитровграда.

6. Итоговый урок. Обобщение изученного.

7. Резервные уроки.





Требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» обучающиеся должны

знать и понимать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • историю создания произведений;

  • биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

  • характеристику героев;

  • характерные особенности эпохи и жизни Симбирского края, отраженные в изученных произведениях;

  • жанровые особенности произведений; тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь:


  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое; выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения; давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих; писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте; составлять рассказ об авторе книги;

  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении; выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их; работать со справочной и критической литературой; вести переписку



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Список литературы.

II

Карамзин Н.М.
1. Карамзин Н.М. Рыцарь нашего времени. // Избранное. - М., 1991.
2. Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.
3. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 5-17.
4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 12-15.
5. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
6. Край прелестный - это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.
7. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.

Аксаков С.Т.

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. - М., 1990.
2. В.А. Кошелев. Время Аксаковых. - // «Литература в школе», № 4, 1993, с. 9.
3. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 29-37.
4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 91-100.



Григорович Д.В.

  1. Григорович Д.В. Повести и рассказы. - М., 1973.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 1, 1990, М.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 177-178.


Минаев Д.Д.

  1. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 65-76.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 2, 1990, М., с. 35-38.

  3. Русская поэзия детям. - Л., 1989, с. 211-216, 696.

  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 51-56.

  5. Край прелестный - это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 180.


Гарин-Михайловский Н.Г.

1. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Гимназисты, - Минск, 1985.

2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 1, 1990, М.

3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 180-182.


Коринфский А.А.

  1. Русская поэзия детям. - Л., 1989, с. 400-421.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 69-70, 186.


III

Толстой А.Н.

  1. Толстой А.Н. Детство Никиты. - М., 1989.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 156-161.

Неверов А.С.

  1. Неверов А.С, Ташкент - город хлебный. Рассказы, повести. - М., 1983.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 2, 1990, М., с. 66-67.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 162-174.


Царев А.И.

  1. Ульяновские писатели - детям. Памятка читателю. - Ульяновск, 1971, с. 21-23.

  2. Царёв А.И. Неслух. - Ульяновск, 1963.

  3. Царев А.И. Детство и юность Александра Матросова. - Саратов, 1984.

  4. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с. 189-215.

Фомин Л.Л.

  1. Ульяновские писатели - детям. Памятка читателю. - Ульяновск, 1971, с. 17-20.

  2. Фомин Л.Л. Белая рыбка. - Саратов, 1967.

  3. Фомин Л.Л. Повесть о Ёлке и сером волке. - Саратов. 1970.

  4. Фомин Л.Л. Мы - мужчины. - Саратов, 1987.

  1. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.165-188.

Дедюхин В.А.

1. Дедюхин В.А. Краски Прислонихи. - Саратов. 1970.

2. Рабинович Ц.М. Дедюхин Василий Аполлонович // Ульяновская Симбирская энциклопедия. - Ульяновск, 2000, с 160-161.

3. Николаев В. Палитра родного края. // Ульяновская правда.- 1970, 3 июня.

4. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.83- 96.

IV

Тихонов В.А.

1. Тихонов А.И..Лихолетье. - Ульяновск, 1993.

2. Тихонов А.И.. Сказки Суходола. - Ульяновск, 2002.

3. Тихонов А.И.Любовь юной испанки. - Ульяновск, 2003.

4. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.83- 96.

Дворянсков В.Н.

1. Дворянсков В.Н. Свет июльских полей. - Саратов, 1982.

2. Дворянсков В.Н. Утро будет ясным. - Саратов, 1986.

3. Дворянсков В.Н. Сенгилеевские горы. - Ульяновск, 2003.

4. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.66- 82.

Гатауллин И.А.

1. Гатауллин И.А. Одуванчиковое лето. - Ульяновск, 1999.

2. Гатауллин И.А. Семь плюс семь. - Ульяновск, 1997.

3. Гатауллин И.А. А зря никто не верил в чудеса… - Димитровград, 1995.

4. На любовь свое сердце настрою… / авт.-сост. Т.А. Инюточкина. - Ульяновск, 2002.

5. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.9-28.

Таранов И.А.

1. Таранов И.А. Маэлла и Башня господина «В». - Ульяновск: Дом печати, 2003.

2. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогр. отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.133-154.

IV

Ларин Е.С.

1. Ларин Е.С. Кузнец. - Саратов, 1982.

2. Ларин Е.С. Дороже золота. Саратов, 1992.

3. Ларин Е.С. Сказки Мудрого кота. -Ульяновск, 2004.

4. Ларин Е.С. Грозы над Русью. - Димитровград, 1996.

5. Ларин Е.С. Вечный поклон. - Димитровград, 2000.

6. Рогачев Я. Ларин Евгений Степанович // Ульяновская-Симбирская энциклопедия. - Ульяновск, 2000, с.324.

7. Писатели нашего края - детям и юношеству: библиографический указатель. Вып.2/ Ульян.обл.б-ка для детей и юношества, информ.-библиогра. Отд. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006, с.115-133.

Белова А. Г.
1. Белова А. Г. Боль и радость моя. - Димитровград, 1996.

2. Белова А. Г. Сквозь тучи прошлого. - Ульяновск, 2010.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

pandia.ru›text/78/084/61312.php

ulgov.ru›page/index/permlink/id/1769/

ipk.ulstu.ru

ipk.ulstu.ru›?q=node/511

Примерное календарно-тематическое планирование


Количество часов

Тема занятия

Краткое содержание материала

Литературоведческое понятие

Типы и виды деятельности

(Наличие презентаций, использование ИКТ)

Самостоятельная работа учащихся

(контроль)

1



1



Введение.

Тема детства в художественных произведениях.


Детство как важнейший период формирования личности. Интерес писателей к этой поре человеческой жизни.

Писатели - «тоже родом из детства».

Богатство и многообразие художественных произведений о детстве.

Авторы и герои произведений.

Роды и жанры литературы.




Учебная лекция с элементами беседы.

Знакомство с книгой «Литературное краеведение»

Урок в форме кейс-технологии: работа в малых группах.


Тезисы лекции

Создание памяток по работе с разными источниками информации


Литература 19 века. Мир детства и мир взрослых в произведениях писателей и поэтов Симбирского края.

7 часов.

2



1



Н. М. Карамзин. Слово о писателе. «Рыцарь нашего времени».



Жизненный и творческий путь писателя.

Тематика произведений.

«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе.

Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей среды, обстоятельств жизни для становления души главного героя.

Литературно-художественные особенности произведения.

Тема и идея произведения.

Сентиментализм.



Учебный фильм с презентацией

Составление кластера.



Защита иллюстрации к произведению Карамзина.



3



1


Д. В.Григорович. Слово о писателе. «Гуттаперчевый мальчик».


Жизненный и творческий путь писателя.

Гражданская позиция и нравственные принципы писателя.

Идея произведения.

Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети.

Гуманизм автора.

Идея произведения.



Диалог с текстом.

Беседа.

Исследовательская деятельность.


Сообщения.



4





1





Д. Д.Минаев. Слово о писателе. «В детском кругу», «На баррикаде».



Жизненный и творческий путь писателя.

Гражданская позиция писателя. Своеобразие языка стихотворений: эпичность, образность, эмоциональность.

Поэт о неестественности «сословных различий в среде детей» («В детском кругу»).

Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде».

Интерес к детской литературе « взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество с журналом «Задушевное слово».

Сюжет в поэтическом произведении.




Презентация.

Литературная гостиная.




Чтение наизусть.




5





1





Н. Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы». «Гимназисты».



Жизненный и творческий путь писателя.

Писатель как мастер детских портретов.

Мир детства в произведения писателя.

Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство темы».

Тёма и сверстники.

Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».


Система образов художественного произведения.

Повесть как литературный жанр.

Портрет в литературном произведении.

Лекция с элементами беседы.

Защита творческих работ.




Письменный ответ на проблемный вопрос.




6



1



А. А. Коринфский. Симбирское детство поэта. «Моя мать», «Детский мир», «Малолетка».


Странички симбирского детства поэта.

Поэзия для детей - важная часть творчества поэта.

Страстная проповедь бережного отношения к миру детства в стихотворении «Моя мать». Стихотворение «Малолетка» - проникновенный рассказ о прекрасной поре детства вопреки жизненным «метелям» и «туманам».

Богатство изобразительных средств.

Разнообразие тропов





Урок взаимообучения.

Работа в группах.





Чтение наизусть

Анализ стихотворения



7

2

Обобщающий урок по литературе 19 века.

Многообразие художественных произведений о детстве.

Развернутый ответ на вопрос.

Выразительное чтение стихотворений.

Защита проектов.

Литература 20 века. Нравственные искания юных героев в произведениях писателей Симбирского края.

7 часов.

8






1






А. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство Никиты».





Жизненный и творческий путь писателя.

Роль воспоминаний детства в творчестве писателя.

Волшебный мир детства в автобиографической повести А.Н.Толстого.

Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей.

Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.

Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.

Юмор в произведении






Учебная лекция с презентацией.

Диалог с текстом.






Защита иллюстрации к произведению А.Н.Толстого..

Создание буктрейлеров

«Книга в кадре»





9



1



А. С. Неверов. Слово о писателе. «Ташкент - город хлебный».



Жизненный и творческий путь писателя.

Гуманизм и оптимизм его мировосприятия.

Самобытность авторского языка. «Взрослое « детство в повести. Противостояние красоты юной души страшным реалиям большого мира. Красота детской души и страшный реализм окружающего мира.

Сюжет.

Фабула.



Урок - путешествие.

Реализация метапредметных связей с географией.



Творческие работы.

Тест.



10


1


А. И. Царёв. Слово о писателе. «Неслух». «Детство и юность Александра Матросова», «Ольга-клад», «Полинка-хмелинка».

Жизненный и творческий путь писателя.

Чудесный мир мальчишек и девчонок в повести, их дружба и мечты.

Деятельность и активность как основа характера героев.

Военное время в произведениях писателя.

Отражение нравственных исканий писателя в произведениях для детей.

Повесть как эпический жанр.

Документальный очерк, поэма.

Урок-конференция.

Сообщения учащихся.

Выразительное чтение отрывков.


Составление кластера.


11



1



Л. Л. Фомин. Слово о писателе. «Белая рыбка». «Мы - мужчины».


Жизненный и творческий путь писателя.

Мир детства конца 60-х годов. Повседневное и героическое, грустное и забавное в повестях.

Тема взросления, совершенствования, приобретения нравственного опыта в произведениях писателя.

Проблема противостояния добра и зла в повести.

Лекция с элементами беседы



Письменный ответ на проблемный вопрос.


12


1


В.А. Дедюхин. Слово о писателе. «Краски Прислонихи».


Встречи писателя с художником А.А.Пластовым - основа очерков «Краски Прислонихи».


Очерк


Урок - заочное путешествие в Прислониху.


Мини-сочинение «Каким я увидел А.А. Пластова в произведении писателя?»

13



2



Обобщающий урок по литературе 20 века.



Нравственные искания юных героев в произведениях писателей 20 века.






Развернутый ответ на вопрос.

Выразительное чтение прозаического текста (отрывок).


Защита проектов




Мир детства в произведениях современных писателей и поэтов Симбирского края.

5 часов

14

1

А.И. Тихонов. Слово о писателе. «Лихолетье».

«Сказки Суходола», «Любовь юной испанки».

Повесть о драматическом, голодном и памятном военном детстве. Проблемы сострадания и милосердия в произведении писателя.

Тема детства, проблемы взросления и связи поколений - основные темы прозы писателя.

Рассказ

Повесть


Лекция с элементами беседы.



Составление синквейна.


15


1


В.Н. Дворянсков. Слово о писателе. «Свет июльских полей», «Утро будет ясным», «Ранний снег» и другие.

Волжская природа в стихотворениях поэта. Художественное мастерство Дворянского- поэта.


Тропы



Работа в парах или группах: анализ стихотворений.


Выразительное чтение стихотворений.


16

1

И.А. Гатауллин. Слово о писателе. «Одуванчиковое лето», «Семь плюс семь», «А зря никто не верил в чудеса…».

Главные темы творчества - дружба, первая любовь и ожидание любви. Детские радости и огорчения в рассказах писателя.

Рассказ как эпический жанр

Урок-конференция по рассказам писателя.

Мини-сочинение о дружбе.

17



1



И.А. Таранов. Слово о писателе. «Маэлла и Башня господина «В».


Любовь к природе, мечта о прекрасном, доброта и честность в произведении писателя.


Роман-сказка



Диалог с текстом.



Защита иллюстрации к произведению И.А.Таранова.


18


1


Литературный Ульяновск.


Ульяновские писатели, члены Союза писателей России: Власенко Е. Ю., Водкина-Кувшинникова Е. В. , Гогин С. В. , Горобцов Ф. А., Ермилов А. Ф. , Игнатьева - Тароват В. Н., Крылова Н. В., Лайков А. Д., Малахов В. Л., Марцинкевич В. П., Матлина С. И., Марасов А.Н, Мельник Т.П. и другие.



Урок - телепередача



Сообщения учащихся о жизни и творчестве ульяновских писателей

Литературный Димитровград.

11 часов

19

1

Обзорная лекция. Писатели родного города . Понятие « литературная жизнь города».

Тематика произведений писателей Димитровграда. Разнообразие жанров.

Лекция с элементами беседы.

Составление кластера.

20

1

Е.С.Ларин - поэт из народа.

Жизненный и творческий путь поэта.

Военная юность.

Работа в газете.

Первые публикации.

Интервью с поэтом.

Составление синквейна

21










1



Е.С.Ларин. «Кузнец». «Дороже золота». «Сказки Мудрого кота». «Грозы над Русью».


Фольклорные мотивы в произведениях поэта. Отражение нравственных исканий поэта в произведениях для детей.

Стихотворная сказка



Литературно- музыкальная композиция.



Составить вопросы викторины по содержанию сказок для взаимоконтроля.

22

1

Е.С.Ларин. «Вечный поклон». «Пока бьется сердце».

Тема войны в творчестве Е.С.Ларина.

Документальная повесть Фронтовая лирика

Аналитическая работа с текстом.

Выразительное чтение (на выбор)

23



1



А. Ф. Никонов. «Лунный кит».



Слово о писателе. Вечная тема борьбы добра и зла в произведении писателя.


Философская сказка



Урок-диалог

Сравнительный анализ с произведением

А. Экзюпери « Маленький принц»

Отзыв на сказку А.Ф. Никонова.




24


1


А. Г. Белова. Стихотворения.


Мотивы лирики.

«Тема военного детства» в творчестве поэтессы.


Тропы



Интервью с поэтом. Выразительное чтение стихотворений.

Развернутый ответ «Мое любимое стихотворение А.Г.Беловой»

25



3



Литературная гостиная.

Встреча с поэтами и писателями родного города (Н.В. Алиева, А.Г.Белова, Ф.Д. Касимов, Р.И. Кашкирова, А.С.Осипов и другие).


Урок-телепередача

(или интервью с поэтом)


Вопросы к встрече с поэтами.



26



2



Литературные места города Димитровграда.

Экскурсия по литературным местам города Димитровграда.


Урок-экскурсия (или библиотечный урок)



Проект « Мой литературный Димитровград» Памятка для гостя города.

27

1

Итоговый урок.

Обобщение изученного. Конкурс знатоков (на краеведческом материале).

Викторина.

28

3

Резервные часы



29

35 ч.


31


© 2010-2022