Подготовка к итоговой аттестации

Итоговая аттестация – проблема, которая встает перед учащимися и учителями. То, что все учащиеся должны пройти аттестацию успешно, а для этого нужно обеспечить качественное преподавание предмета на протяжении всех лет обучения, понятно каждому учителю. Но как построить при этом процесс обучения? В данном фрагменте выступления представлен опыт работы по подготовке к итоговой аттестации. Материал был использован для выступления на ММО учителей русского языка и литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к итоговой аттестации

(выступление на ММО учителей русского языка и литературы)


Итоговая аттестация - проблема, которая встает перед учащимися и учителями. То, что все учащиеся должны пройти аттестацию успешно, а для этого нужно обеспечить качественное преподавание предмета на протяжении всех лет обучения, понятно каждому учителю. Но как построить при этом процесс обучения. В выпускном классе дети с разным уровнем обученности. Я прилагаю все усилия, чтобы дети успешно сдали выпускные экзамены: работаю с детьми на уроках (в контрольно - тематическом планировании выделены специальные уроки на подготовку к ГИА), во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации), обучающимся предложен курс по выбору «Трудные вопросы русского языка». Большое внимание уделяется и работе по заполнению бланков. Несколько раз в год проводятся пробные ГИА по русскому языку.

Работу по подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ я веду в системе, начиная с 5 класса. В настоящее время достаточно много средств для того, чтобы сделать работу на уроке как можно более продуктивной. При подготовке к итоговой аттестации тесты (тематические, промежуточные, итоговые) незаменимы как набор заданий по всем разделам русского языка. По результатам теста можно определить уровень знаний и умений учащихся, регламентированных программой по русскому языку, увидеть, качественно ли ученик подготовлен к итоговой аттестации. Диагностировать и корректировать умения и навыки применения теоретических знаний на практике помогут готовые программы («Репетитор», «Семейный наставник», «Русский язык +» и другие). Я сама составляю тесты с помощью программы «Конструктор тестов». По всем классам у меня есть книги с наборами тестов для проверки знаний по изученным темам. Естественно, тестированием нельзя злоупотреблять. Нельзя сводить роль уроков русского языка к изучению грамматики и правописания. Ведь изучение языка не самоцель, а основа для овладения речью. А владение речью предполагает адекватное замыслу говорящего или пишущего выражение определенной информации и адекватное понимание чужих текстов.

Но новая форма итоговой аттестации позывает недостаточную сформированность комплекса умений при работе с текстом, а именно: непонимание прочитанного текста, неумение использовать информацию, содержащуюся в нем, в качестве аргумента, непонимание особенностей жанров сжатого изложения на экзамене в 9-м классе и сочинения-рассуждения в 9 и 11 классах. Действительно, для того чтобы работать с текстом, надо его понять, а этим умением обладают лишь немногие выпускники, о чем говорит множество фактических ошибок в работах. Следовательно, на уроках русского языка основной единицей изучения должен стать ТЕКСТ. А умение работать с текстом не формируется стихийно, поэтому задача учителя - научить правильно читать и понимать текст.

Тренировочный материал, с помощью которого можно формировать приемы понимания текста, достаточно разнообразен: даже самые небольшие тексты, например, пословицы, выражающие только одну мысль, дают широкие возможности для такой работы. Богатство пословиц неисчерпаемо, они могут быть носителями большого, общечеловеческого смысла.

Вот некоторые примеры заданий:

1.Выберите пословицы, имеющие скрытую мысль.

Хороший человек хоть сам и умрет, но его слово не умирает. Глаза страшатся, а руки делают. Когда умелый человек возьмется, в руках его и снег огнем займется. В гостях хорошо, а дома лучше. Век живи, век учись.

2. Объедините пословицы парами так, чтобы у них был одинаковый смысл.

Ворона белой не станет, если даже искупается (лакская). Когда лгун правду говорит, никто не верит (адыгейская). Что заслужил, то и получай (русская).

Наденешь на осла седло - все равно лошадью не станет (лезгинская). У лжеца загорелся дом - никто не поверил (татарская). Не споешь, так и ужин не получишь (английская).

3. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту? Почему?

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

(А. Гербер)

а) Сила уму уступает.

б) И медведь думает, что он красив.

в) Не все золото, что блестит.

г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

Некоторые приемы обучения пониманию текста предлагаются авторским коллективом под научным руководством акад. РАО Г.Г. Граник:

«Работаем в бюро прогнозов» (для постановки знаков препинания по ходу письма предлагается задание: по первым словам предложения предсказать смысловую структуру и общий смысл).

«Расшифруйте предложение» (извлечь из предложения всю заключенную в нем информацию).

«Составляем рассказ по предложению» (из извлеченной из предложения информации составить рассказ). Предлагаемые задания могут послужить для учителя образцом создания собственных упражнений с учетом развития класса.

В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные виды работы, разные виды изложения (подробное, сжатое, выборочное, с продолжением), чтобы избежать однообразия и скуки. Для работы на уроке необходимо подбирать тексты, обладающие определенными качествами, иметь в виду не только содержание, но и то, как оно выражено: может ли текст оказать эстетическое воздействие, вызвать отклик, заинтересовать, воспитать хороший вкус? Для некоторых учеников работа с текстом становится иногда событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка, событием, необходимым для ориентации в окружающей жизни. Эпизодическое применение отдельных приемов на понимание текста не дает нужного эффекта. Эффективность обучения пониманию текста во многом зависит от систематичности и последовательности в работе над пониманием текста. Только при этом условии ученики смогут на итоговой аттестации четко разграничить понятное и непонятное в тексте; если возникнет вопрос, ответ на него они будут искать целенаправленно, вчитываясь в сигналы текста, при чтении выделят главное, осознанно подойдут к тому, что, зачем и как они делают, смогут интерпретировать текст. Именно эти способности необходимы каждому современному человеку для ориентации в окружающей жизни. Большую помощь в работе с текстом мне также оказывают тетради на печатной основе А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста», учебник Е.И. Никитиной «Русский язык. Русская речь». В пособии А.Б. Малюшкина анализ текстов начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа, стиля, выделение микротем, составление плана.




© 2010-2022