- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по теме Жизнь - подвиг и пример. .. » (А. Гайдар)
Разработка урока по теме Жизнь - подвиг и пример. .. » (А. Гайдар)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бубчикова Н.И. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы
« Жизнь - подвиг и пример . . .»,
проведенный в 8 кл. «А» ГБОУ СОШ № 717
учителем русского языка и литературы
Бубчиковой Ниной Ивановной.
Тема урока: « Жизнь - подвиг и пример. . .»
(Жизнь и творчество А.П. Гайдара )
Тип урока: урок - размышление
Цель урока: совершенствование умений осознанного творческого чтения текста художественных произведений.
Задачи урока:
образовательная -1 знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара ;
2 активизация мыслительной деятельности учащихся;
3 обогащение словарного запаса учащихся.
развивающая -1 развитие познавательного интереса учащихся к отечественной литературе;
2 развитие умения логически мыслить, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы и обобщения.
воспитательная -1 привитие нравственных понятий: дружба, взаимопомощь, честь - на материале повести А.П. Гайдара «Судьба барабанщика»;
2 формирование умений преодолевать трудности.
Педагогическая технология: технология критического мышления,
технология проблемного обучения.
Словарная работа: псевдоним, судьба, барабанщик, репрессии.
Оборудование: портрет А.П. Гайдара, выставка книг писателя, ИКТ.
Любимых детских книг творец и верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат. С.Маршак
Ход урока
I Организационный момент.
П Сообщение темы и целей урока.
(Внимание учащихся обращается на эпиграф к уроку)
Ш Работа по новой теме.
1. Вступительное слово учителя с комментариями учащихся.
Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара (настоящая фамилия Голиков ) с использованием презентации, выполненной учащимися:
*1904г. детство (место рождения; самостоятельное изучение французского и немецкого языков - любимое занятие родителей; переезд в Арзамас-город яблок и церквей);
*1914-1918г.школьная жизнь (обучение в реальном училище; участие в сценических представлениях; первые стихи);
*1919-1924г.-боевая молодость (вступление в Красную Армию; в 15 лет - командир роты, в 17 лет - командир полка по борьбе с бандитизмом);
*1924г.отправлен в запас (в 20 лет!) после многочисленных ранений и контузий.
*1925г.начало литературного творчества (журналист, писатель);первое произведение «Угловой дом» подписано псевдонимом Гайдар.
-выяснение значения слова «псевдоним»;
-сообщение учащихся о происхождении псевдонима «Гайдар» (3 версии);
* перечень наиболее известных произведений А.П. Гайдара,
* фотография А.П. Гайдара с сыном Тимуром (Тимур в переводе с монгольского - «железо»)
-рассказ учащихся о военном периоде в жизни писателя и обстоятельствах его гибели
* 1941г. на войне («Не хочу быть в запасе». Военный корреспондент, окружение, пулеметчик в партизанском отряде);
*26 октября 1941г. Село Леплява, железнодорожное полотно - место гибели А.П. Гайдара
*жизнь А.П. Гайдара продолжается в его книгах;
-рассказ учащихся о памятниках, поставленных А.П. Гайдару и его литературным героям; о школах, библиотеках, улицах, которым присвоено имя Гайдара А.
*Книги Аркадия Гайдара о честности и смелости, доброте и человечности, о подвиге и любви.
2. Анализ повести «Судьба барабанщика»
- словарная работа:
- выяснение значений слов «судьба», «барабанщик»;
- почему повесть получила такое название?
- определение темы и идеи данного произведения (запись на доске и в тетрадях )
(тема - о сложном жизненном пути человека честного, смелого, пользующегося уважением товарищей; идея - «книга не о войне, но о делах суровых и опасных - не меньше, чем сама война», - А.Гайдар)
С главным героем мы знакомились в самый счастливый день его жизни - его назначили барабанщиком, и в самый трагический день его жизни - арест отца.)
- о каком периоде истории нашей страны рассказывается в повести ? (1937-1938 г. Сообщение учащихся: характеристика социально-политической обстановки в стране в 30-е годы с использованием цифр и фактов)
(Повесть «Судьба барабанщика» была откликом на волну репрессий тридцать седьмого - тридцать восьмого годов. В те годы погибли многие друзья юности А.Гайдара. Погибли многие его соратники по Гражданской войне. Была репрессирована жена. В дневнике писателя появилась запись: «Проклятая «Судьба барабанщика» крепко по мне ударила».)
Работа с текстом.
-Какие детали эпохи встретились вам в тексте? (найти и прокомментировать примеры из текста)
Проверка исследовательской деятельности учащихся (Учащимся при подготовке к уроку было предложено проанализировать причины ареста отца Сергея Щербачева в разных вариантах повести и в фильме. Оказалось, писатель несколько раз менял причину ареста отца героя. Почему?
Вывод: Причина ареста не меняла главного - суровости удара, который должен пережить 14-летний мальчишка, любивший, уважающий своего отца, гордившийся им, а теперь вынужденный стыдиться его. (Найти подтверждение в тексте)
-Какую цель преследовал писатель, доверяя повествование своему юному герою?
-Какие трудности пришлось пережить Сергею в этот страшный период?
-Что бы вы посоветовали предпринять Сергею в данной ситуации?
-После ареста Сергей « горько и крепко» простился о отцом. При каких обстоятельствах вспоминает герой об отце? (ответ найти в тексте)
-Но при этом отец был вором и растратчиком. Как это могло случиться? Чувствует ли отец себя виноватым? (ответ найти в тексте)
-Нет ли в этом образе противоречия, сознательно допущенного Гайдаром? (Вспомните, в какое время повесть была написана)
-Какая деталь повести прямо намекает на то, что отец Сергея осужден несправедливо?
(Он отбывает наказание на Беломорканале, где трудились и гибли политические зэки тех лет )
-Можно ли было написать об этом в книге «прямо, честно и открыто»?
(А.П. Гайдар рассказывает нам как бы 2 повести одновременно. Одну - приключенческую - о шпионах и бдительности, о том, как герой доверился бандитам и невольно стал их сообщником. В конце повести отец и сын, рискуя жизнью, искупили свою вину. Здесь все понятно и просто.
В другой повести, которая не о приключениях, а о судьбе барабанщика, виноватых не было.
Отец и сын Щербачевы были жертвами того незримого чудовища, что рождало ощущение непонятной тревоги, страха.(найти материал в тексте) А.П. Гайдар был честен. В его книгах др.приметы эпохи.)
Вывод: итак, в повести А.П. Гайдара, помимо описанных, действуют не называемые обстоятельства. Обстоятельства не названы. но истинные чувства героя, которые они вызывают, воссозданы мастерски.
-Вспомните, что переживает Сережа Щербачев, читая книжку о маленьком французском барабанщике? (Пересказ)
-Есть ли что-то общее в судьбах этих двух барабанщиков?
-Вспомните, в какой момент события приобретают опасный для жизни Сергея оборот?
-Почему «дядя» так легко завоевывает симпатии Сергея и управляет его поведением? (доверчивый, никогда самостоятельно не принимал решений, не готов отвечать за свои поступки
-Что же помогает Сергею выстоять и после многих ошибок найти в себе силы и мужество преградить путь врагам Родины - шпионам и убийцам? (В Сергее «заговорил голос совести», заговорило все, что было воспитано в нем отцом.)
-К кому обращены гневные слова героя: « Так будь же все проклято! Будь ты проклята такая жизнь, когда человек должен всего бояться, как кролик, как заяц, как серая трусливая мышь! Я не хочу так!» Только ли к «дяде» и старику Якову?
Слово учителя. Сама судьба барабанщика была «тревожным сигналом». А.П. Гайдар словно говорил детям: будьте осторожны, зло многолико! Форма рассказа от 1-го лица позволяет показать переживания героя, дать его самооценку. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях. Но автор явно рассчитывал на то, что повесть прочитают и взрослые. Чудовищно и преступно калечить судьбы детей.
Осиротевшие, обездоленные - они легко могут утратить основы душевной устойчивости, потому что оскорблены и унижены их самые святые чувства - любовь к отцу - матери -дому- Родине. Так, в детской повести Гайдар рассказал о том, о чем лишь совсем недавно мы смогли прочитать в газетах, в журналах, книгах. Рассказать так, что книга, пусть не сразу, но все же была напечатана и помогала мальчишкам 30-х годов сохранить достоинство, готовила поколение к «делам суровым и опасным».
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание. ( После просмотра спектакля «Судьба барабанщика» в театре «Эрмитаж» подготовить сообщение: «Актуальность проблем, затронутых А.П. Гайдаром в повести «Судьба барабанщика» (1вариант), «Повесть «Судьба барабанщика» в моем представлении и в театральной постановке» (2 вариант).