Разработка урока по теме Жизнь - подвиг и пример. .. » (А. Гайдар)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок литературы

« Жизнь - подвиг и пример . . .»,

проведенный в 8 кл. «А» ГБОУ СОШ № 717

учителем русского языка и литературы

Бубчиковой Ниной Ивановной.







Тема урока: « Жизнь - подвиг и пример. . .»

(Жизнь и творчество А.П. Гайдара )

Тип урока: урок - размышление

Цель урока: совершенствование умений осознанного творческого чтения текста художественных произведений.

Задачи урока:

образовательная -1 знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара ;

2 активизация мыслительной деятельности учащихся;

3 обогащение словарного запаса учащихся.

развивающая -1 развитие познавательного интереса учащихся к отечественной литературе;

2 развитие умения логически мыслить, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы и обобщения.

воспитательная -1 привитие нравственных понятий: дружба, взаимопомощь, честь - на материале повести А.П. Гайдара «Судьба барабанщика»;

2 формирование умений преодолевать трудности.

Педагогическая технология: технология критического мышления,

технология проблемного обучения.

Словарная работа: псевдоним, судьба, барабанщик, репрессии.

Оборудование: портрет А.П. Гайдара, выставка книг писателя, ИКТ.

Любимых детских книг творец и верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат. С.Маршак

Ход урока

I Организационный момент.

П Сообщение темы и целей урока.

(Внимание учащихся обращается на эпиграф к уроку)

Ш Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя с комментариями учащихся.

Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара (настоящая фамилия Голиков ) с использованием презентации, выполненной учащимися:

*1904г. детство (место рождения; самостоятельное изучение французского и немецкого языков - любимое занятие родителей; переезд в Арзамас-город яблок и церквей);

*1914-1918г.школьная жизнь (обучение в реальном училище; участие в сценических представлениях; первые стихи);

*1919-1924г.-боевая молодость (вступление в Красную Армию; в 15 лет - командир роты, в 17 лет - командир полка по борьбе с бандитизмом);

*1924г.отправлен в запас (в 20 лет!) после многочисленных ранений и контузий.

*1925г.начало литературного творчества (журналист, писатель);первое произведение «Угловой дом» подписано псевдонимом Гайдар.

-выяснение значения слова «псевдоним»;

-сообщение учащихся о происхождении псевдонима «Гайдар» (3 версии);

* перечень наиболее известных произведений А.П. Гайдара,

* фотография А.П. Гайдара с сыном Тимуром (Тимур в переводе с монгольского - «железо»)

-рассказ учащихся о военном периоде в жизни писателя и обстоятельствах его гибели

* 1941г. на войне («Не хочу быть в запасе». Военный корреспондент, окружение, пулеметчик в партизанском отряде);

*26 октября 1941г. Село Леплява, железнодорожное полотно - место гибели А.П. Гайдара

*жизнь А.П. Гайдара продолжается в его книгах;

-рассказ учащихся о памятниках, поставленных А.П. Гайдару и его литературным героям; о школах, библиотеках, улицах, которым присвоено имя Гайдара А.

*Книги Аркадия Гайдара о честности и смелости, доброте и человечности, о подвиге и любви.

2. Анализ повести «Судьба барабанщика»

- словарная работа:

- выяснение значений слов «судьба», «барабанщик»;

- почему повесть получила такое название?

- определение темы и идеи данного произведения (запись на доске и в тетрадях )

(тема - о сложном жизненном пути человека честного, смелого, пользующегося уважением товарищей; идея - «книга не о войне, но о делах суровых и опасных - не меньше, чем сама война», - А.Гайдар)

С главным героем мы знакомились в самый счастливый день его жизни - его назначили барабанщиком, и в самый трагический день его жизни - арест отца.)

- о каком периоде истории нашей страны рассказывается в повести ? (1937-1938 г. Сообщение учащихся: характеристика социально-политической обстановки в стране в 30-е годы с использованием цифр и фактов)

(Повесть «Судьба барабанщика» была откликом на волну репрессий тридцать седьмого - тридцать восьмого годов. В те годы погибли многие друзья юности А.Гайдара. Погибли многие его соратники по Гражданской войне. Была репрессирована жена. В дневнике писателя появилась запись: «Проклятая «Судьба барабанщика» крепко по мне ударила».)

Работа с текстом.

-Какие детали эпохи встретились вам в тексте? (найти и прокомментировать примеры из текста)

Проверка исследовательской деятельности учащихся (Учащимся при подготовке к уроку было предложено проанализировать причины ареста отца Сергея Щербачева в разных вариантах повести и в фильме. Оказалось, писатель несколько раз менял причину ареста отца героя. Почему?

Вывод: Причина ареста не меняла главного - суровости удара, который должен пережить 14-летний мальчишка, любивший, уважающий своего отца, гордившийся им, а теперь вынужденный стыдиться его. (Найти подтверждение в тексте)

-Какую цель преследовал писатель, доверяя повествование своему юному герою?

-Какие трудности пришлось пережить Сергею в этот страшный период?

-Что бы вы посоветовали предпринять Сергею в данной ситуации?

-После ареста Сергей « горько и крепко» простился о отцом. При каких обстоятельствах вспоминает герой об отце? (ответ найти в тексте)

-Но при этом отец был вором и растратчиком. Как это могло случиться? Чувствует ли отец себя виноватым? (ответ найти в тексте)

-Нет ли в этом образе противоречия, сознательно допущенного Гайдаром? (Вспомните, в какое время повесть была написана)

-Какая деталь повести прямо намекает на то, что отец Сергея осужден несправедливо?

(Он отбывает наказание на Беломорканале, где трудились и гибли политические зэки тех лет )

-Можно ли было написать об этом в книге «прямо, честно и открыто»?

(А.П. Гайдар рассказывает нам как бы 2 повести одновременно. Одну - приключенческую - о шпионах и бдительности, о том, как герой доверился бандитам и невольно стал их сообщником. В конце повести отец и сын, рискуя жизнью, искупили свою вину. Здесь все понятно и просто.

В другой повести, которая не о приключениях, а о судьбе барабанщика, виноватых не было.

Отец и сын Щербачевы были жертвами того незримого чудовища, что рождало ощущение непонятной тревоги, страха.(найти материал в тексте) А.П. Гайдар был честен. В его книгах др.приметы эпохи.)

Вывод: итак, в повести А.П. Гайдара, помимо описанных, действуют не называемые обстоятельства. Обстоятельства не названы. но истинные чувства героя, которые они вызывают, воссозданы мастерски.

-Вспомните, что переживает Сережа Щербачев, читая книжку о маленьком французском барабанщике? (Пересказ)

-Есть ли что-то общее в судьбах этих двух барабанщиков?

-Вспомните, в какой момент события приобретают опасный для жизни Сергея оборот?

-Почему «дядя» так легко завоевывает симпатии Сергея и управляет его поведением? (доверчивый, никогда самостоятельно не принимал решений, не готов отвечать за свои поступки

-Что же помогает Сергею выстоять и после многих ошибок найти в себе силы и мужество преградить путь врагам Родины - шпионам и убийцам? (В Сергее «заговорил голос совести», заговорило все, что было воспитано в нем отцом.)

-К кому обращены гневные слова героя: « Так будь же все проклято! Будь ты проклята такая жизнь, когда человек должен всего бояться, как кролик, как заяц, как серая трусливая мышь! Я не хочу так!» Только ли к «дяде» и старику Якову?

Слово учителя. Сама судьба барабанщика была «тревожным сигналом». А.П. Гайдар словно говорил детям: будьте осторожны, зло многолико! Форма рассказа от 1-го лица позволяет показать переживания героя, дать его самооценку. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях. Но автор явно рассчитывал на то, что повесть прочитают и взрослые. Чудовищно и преступно калечить судьбы детей.

Осиротевшие, обездоленные - они легко могут утратить основы душевной устойчивости, потому что оскорблены и унижены их самые святые чувства - любовь к отцу - матери -дому- Родине. Так, в детской повести Гайдар рассказал о том, о чем лишь совсем недавно мы смогли прочитать в газетах, в журналах, книгах. Рассказать так, что книга, пусть не сразу, но все же была напечатана и помогала мальчишкам 30-х годов сохранить достоинство, готовила поколение к «делам суровым и опасным».

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание. ( После просмотра спектакля «Судьба барабанщика» в театре «Эрмитаж» подготовить сообщение: «Актуальность проблем, затронутых А.П. Гайдаром в повести «Судьба барабанщика» (1вариант), «Повесть «Судьба барабанщика» в моем представлении и в театральной постановке» (2 вариант).


© 2010-2022