Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекасова Анастасия Игоревна 3 уровень Отчет В - 2

Группа № 2 27.05.2015г

г. Кокшетау

Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.

Современный мир требует, чтобы подрастающая молодежь, наше будущее, была компетентной, самомотивированной, критически мыслящей, в совершенстве владеющей русским, казахским и английским языками.

Большую часть своей жизни дети и подростки проводят в образовательных учреждениях.

Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011). Именно на учителя возложена миссия обучить учеников тому, как учиться.

При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.

Развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.

Конструктивисткие представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. (Руководство для учителя, стр.94)

По счету это был второй урок, тема «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Цели, которые ставила на урок: Знать : Правило о деепричастии; виды деепричастия. Уметь: Различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Планируя данный урок в седьмом классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки.

Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. Кабинет имеет интерактивное оборудование. Интерактивное оборудование мне было необходимо для демонстрации видеоролика для мотивации участников, демонстрации презентации по теме занятия. При планировании сразу возник вопрос, как буду оценивать работу в группе. Перечитав теоретический материал по «Руководству для учителя», я поняла, что учителя не являются единственными оценивающими лицами, ученики могут быть вовлечены в оценивание. « Оценка деятельности и поведение ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Эти слова Ш. Амонашвили можно взять за основу при оценивании.

Мне хотелось, чтобы все участники урока чувствовали себя комфортно, и я постаралась создать спокойную атмосферу, в которой они могли бы обсуждать проблемы и высказывать собственное мнение. Мне удалось позитивно настроить учеников, мотивировать для активной работы.

Урок я начала с психологического настроя и мини - тренинга, учащиеся немного расслабились, стали улыбаться. Просмотр позитивного ролика настроил учеников на хорошее настроение. Создание атмосферы сотрудничества должно иметь постоянный характер на уроке, так как именно оно определяет основу работы в группах. Деление на группы позволило создать коллаборативную среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничества. В кабинете ученики работали по группам. Почему я выбрала именно эту тему? Дело в том, что, побывав недавно на курсах повышения квалификации, я узнала много полезного о международном исследовании PISA, еще более глубоко осознала важность формирования функциональной грамотности и развития критического мышления наших детей.

После проведения мини - тренинга, проверила активность ребят игрой «Да-нет -уточни». С помощью слайдовой презентации, я использовала стратегию «толстых и тонких вопросов», которая позволяет ученикам выражать своё понимание темы, помогает им осознавать и аргументировать разные идеи. С помощью этой стратегии я понимаю, на какой стадии процесса обучения находятся мои ученики. Результаты научных исследований показывают, что диалог в классе занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

При постановке вопросов каждый ученик формулирует в голове свой ответ, отличный от того, который планируем мы. Учитывая ответы учеников, я вносила изменения в вопросы. Например, некоторые ученики не смогли ответить на поставленный мною вопрос. В таких ситуациях ученикам задавались переформулированные вопросы, т.е. такие, которые были им более понятны. В урок я включала как закрытые, так и открытые вопросы. Более часто я использую вопросы на знание и понимание, реже на применение, синтез и анализ. Иногда использовала уточняющие вопросы, обычно начинались со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ..?» Цель этих вопросов - уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. При использовании таких видов вопросов как творческие, оценочные, практические у детей развивается мышление на более высоком уровне, то есть они начинают более глубоко думать, размышлять, критически подходить к проблеме.

Размышляя о своей реакции на «неверные» ответы учащихся, думаю, что, реагирую «правильно». Например, если ответ ученика «неверный», я не говорю об этом резко и категорично. Могу в этом случае обратиться к классу с вопросом: есть другие мнения? Или к этому же ученику: подумай еще, и.т.д.

Отвечая на вопросы учащихся, стараюсь, чтобы ответы были понятны, интересны. Иногда отвечаю вопросом на вопрос, задаю наводящие вопросы. И таким образом мы вместе находим ответ.

В процессе исследования я провела небольшой эксперимент. В ходе диалога задавала вопросы и выдерживала паузу от двух до семи секунд. При увеличении длительности паузы увеличилось количество ответов учеников и их ответы были более глубокие. Увеличение времени на размышление позволило достичь большей эффективности в диалогическом обучении. Мое отношение к применению опроса на уроке изменилось, я поняла, что он играет очень важную роль в развитии мышления детей на более высоком уровне. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Такая форма работы детям очень понравилась, так как диалогическое обучение предоставляет возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление. В ходе данного урока прослеживалась заинтересованность детей в изучении и вырабатывалось умение формулировать и задавать вопросы, в каких-то случаях аргументировать свои ответы. Дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Очень важно давать ученикам время отвечать и при возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того что они говорят. Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.

После, перед ребятами поставила задачу: внимательно рассмотреть таблицу на экране, подумать и объяснить эту таблицу. Тем самым, мы подошли к изучению новой темы. Далее, я подробно объяснила тему урока, привела примеры. В ходе проделанной работы учащиеся активно находили ответы на поставленные им задачи. В работу вливались даже те ребята, которые в обычной моей педагогической практике вели себя пассивно на уроках и не проявляли интереса к работе, проводимой в классе. При выслушивании вопросов и ответов детей я использовала разные типы реакций на ответы учеников: принятие ответа, повторение ответа для осмысления смысла, подчёркивание отдельного элемента, перефразирование ответа, корректирование ответа, похвалу. Задавая вопросы ученикам, давала время на размышление и обдумывание ответа. Это способствовало тому, что ребята имели возможность продумать свой ответ, дать более продуманные и глубокие ответы. Увеличение времени ожидания активизировало участие в диалоге менее способных ребят. Так можно было услышать ответы на вопросы от Дениса и Виктора, которые не любят участвовать в совместном обсуждении. Конечно, ребята отвечали на вопросы низкого уровня, но уже само участие в процессе урока повышало их самооценку и оценку их деятельности в общем процессе одноклассниками.

Давая задания для учеников по саморегуляции, передо мной стояла задача добиться того, чтобы дети выросли инициативными, думающими, способными творчески подходить к любому делу, поэтому я предложила индивидуальную работу - прочитать материал учебника по данной теме. После самостоятельного изучения детям было предложено ознакомить с полученными знаниями каждого члена группы. Таким образом, дети самостоятельно изучили теоретический материал учебника. В каждом классе можно найти таких детей, которые сильны в каком-либо направлении. Учителю нужно выявлять эти таланты и направлять их на выявление сильных сторон ребенка на уроках. Это задача каждого педагога с целью повышения мотивации работы на любом уроке и при изучении любого предмета.

Прежде чем приступить к закреплению, мне важно было, чтобы ребята не только зрительно определяли деепричастия, но и на слух. Провела разминку в стихотворной форме, ученик, услышав деепричастия должен поднять руку и объяснить свой выбор. Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят. Ученики после ответа подходили к доске и под своим именем клеили стикер. Эта «Лента имен» позволила ученикам и присутствующими наблюдать активность.

После ребята принялись выполнять задания по закреплению темы.

Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.

Еще я хотела чтобы учащиеся и присутствующие наблюдатели видели результаты учеников, для этого, на доске была вывешена «Лестница успеха».Ученик, выставив отметку в оценочный лист, прикреплял отметку на лестницу успеха. Чем мне понравился такой зрительный прием? По окончанию урока можно смело определить процент усвоения данной темы.

По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству, они стали приходить друг другу на помощь при решении задач;

появилась позиция «наравне», учащиеся стали более лояльно относиться к мнениям других и понимать, что любое мнение важно выслушать, каким бы оно ни было;

появился более демократичный стиль общения, то есть ребята стали развивать равенство между собой, нет лучших и худших;

стала развиваться адекватная самооценка,

На данном уроке были задействованы идеи семи модулей, но в такой форме урока преобладал в основном модуль диалогового обучения.

Я считаю, что диалоговое обучение, является самым доступным, наиболее эффективным и самым распространённым на сегодня методом обучения. Единственное, что нужно помнить учителю: должны больше говорить ученики, чем преподаватель, тогда он добьётся большего успеха от учеников. Надо дать ученикам высказаться и быть позитивно настроенными на их ответы, тогда ученики в благодарность будут раскрываться и быть заинтересованными в вашем уроке.

В будущем считаю нужным увеличить время на высказывания от трех до семи секунд, что предоставит возможность ученикам: увеличить продолжительность ответов, появится больше желающих отвечать, то есть добровольцев, появятся новые вопросы учеников.

После проведения урока я заметила некоторые изменения в своих учениках:

они стали открытыми к изменению своего мнения другими учащимися, то есть стали менее болезненно воспринимать несогласие с их мнением;

сумели признать множественные истины, то есть, напротив, осознавать, что его мнение не совсем корректное в данной ситуации;

появилось стремление к сотрудничеству, они стали приходить друг другу на помощь при решении задач;

появилась позиция «наравне», учащиеся стали более лояльно относиться к мнениям других и понимать, что любое мнение важно выслушать, каким бы оно ни было;

появился более демократичный стиль общения, то есть ребята стали развивать равенство между собой, нет лучших и худших;

стало развиваться адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию.

Планируя свою будущую практику, буду продолжать применять на своих уроках разные виды бесед, изучать и применять разные подходы критического мышления. Для получения более объективной оценки на уроках русского языка, необходимо разработать более тщательно критерии оценивания, оценочные листы. Продолжать планировать работу с ребятами способными и с ребятами с низкой степени обученности, продумывать дифференцированные задания. В своей педагогической практике мы не должны забывать, что «Зачатки творческой силы существуют почти у всех, надо лишь создавать для проявления её подходящие условия» (С. Т. Шацкий)

Домашнее задание было разноуровневым.

Рефлексия была организована с помощью техники «Учебная мишень», «Барометр ощущений».

Закончен второй урок в данной моей практике, и я пришла к выводу, что не зря выбрала именно этот класс. Не потому, что ребята, на которых я возлагала надежды, оправдали мои ожидания. Это оказалось не так важно. Важно то, что на таких уроках удается больше времени уделять каждому из ребят. В результате учащиеся с низкой успеваемостью не отделяются учителем от более успешных. У них повышается саморегуляция, возникает чувство собственной значимости. Мне важно было услышать «Голос ученика», для этого я предложила ребятам на стикерах написать свое мнение, которое останется «за кадром». Я ожидала, что учащиеся смогут осмыслить свои рассуждения и основательно написать об этом. Но дети ограничились лишь тем, что написали, что урок им очень понравился, и им хотелось бы, чтобы такие уроки проходили чаще. Проанализировав рефлексию детей, я пришла к выводу, что несмотря на неплохие отметки, ребята еще не совсем уверенно чувствуют себя на уроке.

На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность.

Мы все еще не все успеваем по запланированному времени, во время урока приходится перестраиваться. При планировании следующего урока я более тщательно буду распределять временной режим на каждый этап урока. Заранее ознакомлю учащихся с новыми формами работы. Постараюсь уделить больше внимания учащимся с низкой мотивацией. Продолжу работу по созданию атмосферы сотрудничества в классе. Продумаю возможность вовлечения детей с разной степенью обученности.

Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными. От коллег получила замечательные отзывы на стикерах, которые заранее раздала для обратной связи.

Результаты урока : На уроке присутствовало 9 учеников ,2 - отсутствовали по уважительной причине. «5» - 2 «4» - 7.

Я внедряю в практику своей работы новые подходы. На сегодняшний день с уверенностью могу сказать, что удалось достичь пусть небольших, но достижений. Во-первых, я сама поняла четко, как планировать урок, как правильно формулировать цели, как прийти к ожидаемым результатам. Если в начале урока правильно сформулировать ожидаемые результаты, к ним легко создать задания, затем важно озвучить или довести до сведения обучающихся возможные критерии оценивания, еще лучше, сформулировать их вместе с ребятами. Я благодарна директору школы Меркер Н.А, которая дала новый толчок к размышлениям, развитию лидерских качеств.



© 2010-2022