Конспект урока по литературе на тему Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева Есть в осени первоначальной. .. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока по литературе с использованием приемов смыслового чтения

Учитель: Власова Е.С.

Класс: 5

Тема урока: Ф. Тютчев Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии смыслового чтения

Учебник: В.Я. Коровина Литература 5 класс
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование:

  • Аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

  • А. Смирнов "Есть в осени первоначальной..."- запись

  • Презентация


Ход урока:

Организационный момент

Создание атмосферы психологического комфорта

-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, которое позволит вам настроиться на интересную и продуктивную работу.

1. Слово учителя

Несмотря на то, что за окном еще стоит зима, мне хотелось бы задать вам вот какой вопрос: какие ассоциации у вас возникают со словом «осень»? (ответы учеников)

Многие композиторы, поэты, писатели, художники обращались в своих произведениях к данному времени года (слайды с изображением осенних пейзажей).

Сегодня на уроке я хочу вам предложить соприкоснуться с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева (слайд с портретом Ф.И. Тютчева)

Ф.И Тютчев жил в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.

(прослушивание аудиозаписи).

2. Формулирование цели и задач.

Слово учителя: Ребята, конечно же, вы поняли, что сегодня мы будем говорить о стихотворении Тютчева «»Есть в осени первоначальной». А что конкретно нас будет интересовать? Какие цели мы поставим перед собой? (ответы ребят), слайд (цель и задачи урока)

Цель: проанализировать стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

Задачи:

  • определить тему и идею стихотворения

  • понять настроение и чувства лирического героя

  • рассмотреть образные средства стихотворения

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Слово учителя: Безусловно, очень важно название произведения. Почему?

А какое название у этого стихотворения? (ответы учеников).

Ребята, о таком названии по первой строчке говорят, что оно нулевое. Раз заглавия как такового нет, мы должны обратить пристальное внимание на первую строчку. О чем в ней говорится? Что такое «первоначальная осень»? (ответы учеников). Кто знает, как по-другому называют этот период времени? (бабье лето)

Давайте перечитаем первую строфу (один из учеников читает).

Какое настроение создается после прочтения? Какие образные средства использует поэт?

«Дивная пора» - эпитет. Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «дивная»? Называя эту пору дивной, Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный и теплый привет уходящего лета.

«День как бы хрустальный» - сравнение. Что оно означает?

Обратите внимание, с использованием союза как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный - удивительное авторское сравнение.

Хрусталь - это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

  • День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее

  • Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.

  • День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер, и кончатся тишина, покой, безмятежность.

«Лучезарны вечера» - эпитет. Подумайте над его смыслом (светлые, ясные, теплые).

4. Релакс-пауза

Я предлагаю ненадолго отвлечься от работы, сделать небольшую паузу. Сегодня мы отвлечемся не на физминутку. Я предлагаю послушать музыкальную композицию Можно закрыть глаза, постараться представить что-то под музыку. Хочу сказать, что название произведения связано с осенью. Постарайтесь во время слушания догадаться, о каком месяце идет речь в произведении (звучит композиция П.И. Чайковского «Октябрь»)

Кто хочет предположить, о каком месяце это произведение и почему? (ответы учеников).

Продолжаем работу над анализом стихотворения.

Переходим ко второй строфе (один ученик читает). Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (слайд со словами)

Серп - ручное орудие, служащее для срезания колосьев при уборке хлебов.

Борозда - длинная канавка на поверхности почвы, проведенная плугом, служащая для посадки в нее растений.

Праздный - пустой, ничем не занятый; чуждый забот и тревог, погруженный в покой.

Что вы представили, когда слушали эту строфу?

Почему серп назван «бодрым»? (он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья).

А почему борозда «праздная»? (урожай уже убран, она отдыхает).

«Бодрый серп» и «праздная борозда» - это эпитеты.

«Паутины тонкий волос» - олицетворение.

Прочтем к третьей строфе (один ученик читает).

Обратите внимание, какие однокоренные слова используются во второй и третьей строфах? (пусто, пустеет). Для чего автор это делает? (пусто на земле, пусто в воздухе - картина пространства расширяется: пустое необъятное поле, пустое бескрайнее небо…)

Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? «Но далеко еще до первых зимних бурь». Поэт как бы призывает наслаждаться данной порой, ведь она так быстротечна.

А что такое «лазурь»? (слайд со словом)

Лазурь - светло-синий цвет, синева (устар. и высок)

«Льется лазурь» - метафора

«Чистая и теплая лазурь» - эпитеты

«Отдыхающее поле» - олицетворение.

5. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла.


Слово учителя: Ребята, мы разобрали стихотворение. Сейчас я попрошу вас выразительно его прочитать, учитывая все знаки препинания, соблюдая правильную интонацию (чтение двумя-тремя учениками)

6. Рефлексия

Какие чувства вы испытали сегодня на уроке? Что вы ощутили? И хотели ли вы попробовать себя в роли поэта?

Я предлагаю вам окунуться в творческий процесс и попробовать написать синквейн (слайд с объяснением понятия синквейн, слайд с достоинствами синквейна)

7. Домашнее задание

Написать синквейн на тему урок литературы





© 2010-2022