Интегрированный урок по сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца

Данный урок представляет собой подготовку к написанию сжатомго изложения по тексту сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца" с использованием "технологии погружения" (автор-педагог новатор М.П. Щетинин). Важным условием реализации данной технологии служит межпредметная интеграция, которая позволяет рассмотреть определенную тему с разных точек зрения. На уроках русского языка учащиеся изучают раздел "Текст" в разное время, и такие понятия как "тема", "идея", "план" отделены друг от друга, поэтом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра словесности и культурологи





Инновационный проект

«Система работы над сжатым изложением в средней школе (5-9 классы)

в рамках подготовки к ГИА»






Выполнена учителем 1 категории

Гудаевой Л.В.,

школа №90 Сормовского района

г. Нижнего Новгорода





2010 г

I. ИДЕЯ ПРОЕКТА.

Одним из ведущих направлений в современной методике преподавания русского языка является текстоцентрический подход к анализу языковых явлений, позволяющий рассматривать язык как систему взаимосвязанных уровней. В связи с этим ведущим дидактическим материалом на уроке становится сам текст, а одним из этапов урока - текстоконструирование, вариантом которого является написание изложения.

Актуальность темы данного проекта связана еще и с тем, что Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений предусматривает написание сжатого изложения (часть 1 - С1).

На протяжении нескольких веков изложение остается одним из самых распространенных видов работы с текстом на уроках русского языка (в 19 веке оно носило название переложение), без него невозможно представить систему занятий по развитию речи в школе. Это один из эффективных приемов, который используется не только для развития речи, но и для выявления уровня сформированности коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей учащихся. Написание сжатого изложения демонстрирует насколько ученик может:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости ( компрессии);

  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

Н.А.Сенина в пособии «Русский язык. 9 класс. Подготовка к Государственной итоговой аттестации - 2010» отмечает, что «анализ специальной литературы и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о том, что в педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению. Школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Кроме того, в сжатых изложениях выпускников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием»1.

В связи с этим основная цель данного проекта - разработать методику подготовки написания сжатого изложения с использованием инновационных технологий.

Задачи:

  1. учитывая возрастные особенности учащихся, выделить этапы работы над изложением;

  2. выявить специфику работы над сжатым изложением, способы и приемы компрессии текста;

  3. разработать сквозное планирование темы «Написание сжатого изложения» для каждой возрастной группы;

  4. представить основные методы и приемы работы над сжатым изложением на разных этапах изучения данной темы.



II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА.

В современной методике преподавания русского языка накоплен большой дидактический материал, необходимый для организации и проведения изложений в классе. Однако в методике работы над сжатым изложением наблюдается весьма существенный пробел: отсутствует четкая и подробная информация о том, на какой принцип должен опираться ученик, сворачивая текст; какова должна быть степень такого сжатия и т.п.

Одним из примеров систематического подхода к подготовке и написанию сжатого изложения является методическое пособие И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя»2. Система работы над изложением в рамках школьной программы, с ее точки зрения, состоит из трех этапов:

1 этап - подготовительный - 1-4 класс

2 этап - систематический - 5-9 класс

3 этап - завершающий - 10-11 класс.

И.Д. Морозова, обозначая данные этапы, не рассматривает специфику работы на каждом из них, уделяя внимание разным формам изложения и специфики их написания.

До проведения специального урока, на котором учащиеся познакомятся со сжатым изложением как одним из способов воспроизведения содержания текста, следует провести пропедевти­ческую работу. Эта подготовительная работа будет опираться на речевые умения, заложенные в начальной школе, совершен­ствовать, расширять их и готовить учеников к сжатым изложениям. Пропедевтические упражнения могут быть нескольких типов3:

1) выделение главной информации предложения (простого или сложного);

  1. выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца);

  2. выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;

  1. сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;

  2. расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.;

  3. подбор обобщающего слова (родового понятия) к ряду слов;

  4. подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Для сжатых изложений могут быть предложены тексты разных стилей: художественного, публицистического, научного, официально-делового. Учащиеся могут использовать различные приемы компрессии исходного текста - содержательные и языковые.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

  2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Н.А. Сенина выделяет следующие основные языковые приемы компрессии исходного текста 4:

1.Замены:

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчиненного предложения простым;

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

2.Исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.

Степень сжатия исходного варианта определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной. В зависимости от этого, например, описываются три возможных варианта сокращений:

  1. сокращая художественный текст, исключать только незначительные детали, попутные замечания автора и т.д. Стиль исходного текста при таком варианте сжатия сохраняется;

  2. в этом случае текст сокращается в значительной степени, воспроизводится самое основное в общих чертах. Изложение представляет собой «сухой и холодный указатель происшествий»;

  3. текст может быть сокращен до одного предложения, выражающего главную мысль произведения.

Во всех случаях сжатие художественного текста повлияет не только на его объем, но и повлечет за собой те или иные изменения в композиции и языке. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста, подготовленности учащихся.



III. ИННОВАЦИОНННЫЙ ОПЫТ.







В рамках учебного предмета «Русский язык» отводится определенное количество часов на уроки развития речи. Соблюдая преемственность в работе над изложением, мы создали методическую систему, учитывающую возрастные особенности учащихся. С одной стороны, для каждого этапа характерно преобладание использования одной из определенных инновационных технологий, с другой - каждый последующий этап синтезирует ранее апробированные приемы, что позволяет повысить эффективность работы над изложением.

1 этап - 5 класс - методика развития воссоздающего воображения;

2 этап - 6 класс - технология «погружение»;

3 этап - 7 класс - интегрированный урок словесности с использованием ИКТ;

4 этап - 8 класс - работа с «отрицательным» дидактическим материалом;

5 этап - 9 класс - использование технологии развития критического мышления.

Представим сквозное тематическое планирование темы «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Планирование

Класс

Тема

Методы и приемы

Формируемые умения и навыки

5 класс

Сжатое изложение «Из Петровского в Михайловское» (2 ч).

Методика воссоздающего воображения (Н.Борисенко, Г. Граник): лингвистические сигналы, выстраивание ассоциативного ряда, составление коллажа.

Развитие воссоздающего воображения, умение выделять ключевые слова, выстраивание ассоциативных рядов (индивидуального, авторского).

6 класс

Интегрированный урок по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сжатому изложению - 2 ч).

Технология «погружения» (М.П.Щетинин: групповая работа по исследованию текстов разных типов с использованием информационных карт).

Закрепить понятие о тексте, о типах текста (описание, рассуждение, повествование), выработать умение компрессии тестов повествования, описания, рассуждения.

7 класс

Подготовка и написание сжатого изложения «Михайловское» (2 ч).

Применение ИКТ: мультимедийная презентация «По пушкинским местам», эвристическая беседа по анализу текста.

Выделение микротем, членение текста на абзацы, сжатие текста, работа по редактированию текста, формирование орфографических, пунктуационных навыков.

8 класс

Редактирование текста сжатого изложения (1 ч).

Работа над ошибками:

  • отступление от темы;

  • нарушение логической последовательности;

  • фактические ошибки;

  • речевые ошибки;

  • грамматические ошибки;

  • орфографические ошибки;

  • пунктуационные ошибки.

Умение выделять нужную информацию, умение видеть нарушение логики, формирование орфографической и грамматической зоркости.

9 класс

Сжатое изложение по сказке Ф.Кривина «Волк на елке» (2 ч).

Написание сжатого изложения на основе прослушанного текста (1 ч).

Чтение с остановками, составление кластеров, синквейнов.


Закрепить умения: выделять микротемы, видеть ключевые слова, выстраивать ассоциативные ряды.

Закрепить навыки по компрессии текста, развить умение составлять кластеры на основе исходного текста, умение редактировать текст.

Проверить сформированные навыки написания сжатого изложения

«Методика воссоздающего воображения» (Н. Борисенко, Г. Граник) (5 класс).

Воображение играет огромную роль в жизни человека. «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»5.

Воссоздающее воображение у школьников развито неодинаково, и добиться того, чтобы, читая художественные тексты, учащиеся видели и слышали то, что они читают, непросто, но возможно.

Приемы развития воссоздающего воображения:

  1. подбор определенных текстов, содержащих «лингвистические сигналы», которые неизбежно включают воображение школьника;

  2. выстраивание ассоциативного ряда образной структуры исходного текста;

  3. составление коллажа на основе текста.

Работа воссоздающего воображения пронизывает весь учебный процесс. Но особую роль воссоздающее воображение играет при чтении художественных текстов и написании изложений. Г.Г. Граник считает, что «воссоздающее воображение - необходимая ступень у пониманию, а от него к запоминанию текста».6 Если воображение во время чтения было активно, то пересказ будет полным и точным, что позволит избежать фактических и логических ошибок в изложении. Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель - узнать, "про что здесь говорится" и "что случится дальше", - пишет известный психолог Б.М. Теплов, - не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно "видишь и слышишь" все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и "живешь" в ней - такое чтение невозможно без самой активной работы воображения»7. Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения.

Задача учителя - сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателями.

Примером реализации данной технологии является фрагмент урока по подготовке к написанию сжатого изложения в 5 классе по тексту К.Паустовского «В ОКРЕСТНОСТЯХ МИХАЙЛОВСКОГО».

«Как-то на обратном пути из Петровского в Михайловское я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага светились маленькие озера. Солнце садилось. Неподвижный воздух был красноват и горяч. С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу. Казалось, что в вечернем небе над Михайловским поднимался и рос громадный средневековый город. Белые башни окружали его. Разнесся глухой пушечный гром, ветер вдруг прошумел на поляне и затих в зарослях.

Я пытался представить себе, как по этим простым дорогам шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего молчаливого всадника. Леса, озера, парки и небо - это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.» (По К. Паустовскому)

Работа с текстом.

  1. Выделить лингвистические сигналы (ключевые слова), разделив на две группы: мир природы и мир человека.

    Мир природы

    Мир человека

    Лесные овраги

    Петровское

    Озёра

    Михайловское

    Солнце

    Средневековый город (сравнение)

    Воздух

    Белые башни

    Гроза

    Молчаливый всадник

    Вечернее небо

    Верховой конь

    Пустынные места

    Столбы электричества

  2. Выстроить ассоциативные ряды:

а) образа грозы (индивидуальные - ученик, авторские)

Индивидуальный ассоциативный ряд

Грозовое небо

страх

красотаИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнцаИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

гром

ливеньИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

молнияИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

Авторский ассоциативный ряд

Грозовое небо

Многоцветие



Средневековый городИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнцаИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнцаИнтегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

Пушечный гром

Неподвижный воздух

б) образа пути. Путь из Петровского в Михайловское.

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца


3) Рефлексия.

Составить коллаж на основе данного текста. (См. Приложение № 1)

Технология «погружение» (М.П. Щетинин) (6 класс).

О технологии "погружение" впервые стало известно после публикации книги педагога-новатора М. П. Щетинина "Объять необъятное"8. Первая важная характеристика данной технологии - принадлежность ее к технологиям концентрированного обучения - это специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет изменения механизмов ее усвоения, структуры информации, форм ее предъявления или иного (отличного от традиционного) временного режима занятий9. Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра). Одним из условий реализации данной технологии служит межпредметная интеграция, которая позволяет рассмотреть определенную тему с разных точек зрения.

Раздел «Текст» изучается в разное время, а такие важные понятия для понимания текста, как тема, идея, план отделены друг от друга, что нарушает системность в восприятии данного раздела. Такое структурирование учебного материала не способствует целостному формированию у учащихся представления о тексте, а наоборот, рассеивает их внимание, приводит к быстрому забыванию основных понятий темы. Поэтому в шестом классе я проводила день - «погружение в текст» при подготовке к сжатому изложению. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, я использовала технологию «погружение» и в более широком смысле: объединила уроки литературы и русского языка общей темой - подготовка к написанию сжатого изложения по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца».

На уроке подготовки к написанию изложения мы не только учимся приемам сжатия информации, но и наблюдаем, как М. Пришвин описывает природу Блудова болота, создает портреты детей, при помощи каких изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений) возникает пред нами сказочная картина леса.

Таким образом, использование элементов технологии «погружение» на уроках русского языка и литературы способствует развитию связной речи учащихся, развивает их творческие способности и прививает любовь к родному языку.

6 класс

Модель урока «Подготовка к написанию сжатого изложения по фрагменту сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цель урока: обучение сжатию текста разных типов речи.

Задачи: продолжить формировать понятие типов текста;

выработать алгоритм сжатия разных текстов.

Ход урока:

1.Разделить класс на 3 группы, каждая из которых работает над определенным типом текста (учащиеся сами определяют тип текста и доказывают его принадлежность). Фрагменты текста взяты из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Работа с текстами в группах на основе сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Данная работа учитывает индивидуальные особенности учащихся и представляет собой разноуровневые задания:

1 группа - повествование

2 группа - описание

3 группа - рассуждение

Учащиеся в группах работают с текстом, выделяя ключевые слова, выстраивая ассоциативные ряды, исключая «ненужный» материал. Далее они пишут изложение по текстам, с которыми работали на уроке. Этап обсуждения полученных работ отсутствует, т.к. учащиеся самостоятельно погружаются в изучаемый материал.

1 группа - текст - повествование.

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет.. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетел сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему».

2 группа - текст-описание.

«Дети были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке» ,улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх»

3 группа - текст-рассуждение.

«Деревья так жалобно стонали, что из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и точно так же, в тон деревьям, жалобно завыла. Зачем же надо было вылезать собаке так рано из теплого, належанного подвала и жалобно выть, отвечая деревьям?

Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок.

Вот этот плач и не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. Этот плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о собственном горе.

Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч».

2.Составление кластера по типу речи. Данные кластеры являются информационными картами при работе с предложенными текстами. (см. Приложение 2)

Приложение 2

Тема «Погружение в типы речи»

Кластеры «Типы речи»

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

3.Групповая работа с текстами по их сжатию на основе предложенной схемы, написание одного группового изложения.

4.Прослушивание полученных текстов, их обсуждение по данной схеме.

5.Редактирование текстов, исправление недочетов.

6.Домашнее задание: написать сочинение любого типа речи и доказать его принадлежность.

Информационно-коммуникативные технологии в подготовке

к написанию сжатого изложения (7 класс).

Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимая психологические проблемы и барьеры, ИКТ создают реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Презентация, созданная по теме урока, актуализирует знания учащихся, способствует конкретизации и визуализации предмета речи, направляет учащихся на диалоговое общение с текстом, предоставляет опорный материал для работы на уроке.

Примером использования данной технологии является разработка фрагмента урока в 7 классе по тексту С. С. Гейченко «У Лукоморья».

«(1) Есть на земле места, которые в памят.. народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любов..ю. (3) Среди них - особо дорогие места, связанные с жизн..ю и творчеством Пушкина на Псковщин..: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали нац..ональным государственным имением.

(5) Сегодня Пушкинский заповедник - своеобразная л..тературная Мекка.

(6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретит..ся с Пушкиным.

(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ.., они вступают в мир образов поэта, прон..каются строем его мыслей и чу..ств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общени.. с простым русским народом, добрыми деревенскими друз..ями, с родной пр..родой формировалось п..этическое мирово..рение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов» деревенские главы «Евгения Онегина» «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» - ссылки 1824 - 1826 годов.

(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он - неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского любуетесь лугами озёрами и рощами вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страница лирического дневника Пушкина.

(18) Удивительное состояние испытывает человек когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается и он слышит голос живого поэта».

Так как данный текст содержит описание памятных пушкинских мест, возникает необходимость в культурологическом комментарии, иллюстрировании данного материала. В связи с этим мы предлагаем «виртуальную экскурсию» по Михайловскому, Тригорскому, которая облегчит восприятие данного текста. (см. Приложение 3).

Кроме иллюстративной функции ИКТ могут быть использованы и в качестве редактирования текста. Использование интерактивной доски (демонстрация исходного текста, его редактирование, сжатие) позволяет сделать работу по компрессии текста наглядной.

Редактирование текста: использование «отрицательного»

дидактического материала (8 класс)

Одним из средств обучения, роль которого ещё недостаточно изучена методической наукой, является используемый дидактический материал, в том числе и тот, который Л.В. Щерба назвал «отрицательным»10. Вслед за многими методистами, признававшими пользу для развития речи школьников приёма редактирования (М.Т. Баранов, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Плёнкин, М.С. Соловейчик, Л.А. Тростенцова, Л.П. Федоренко и др.), мы считаем, что, наряду с образцовым, может быть поставлен на службу обучению русскому языку и «отрицательный» дидактический материал.

В особенности это касается сжатого изложения, где работа с «отрицательным» дидактическим материалом будет способствовать выявлению наиболее продуктивных приемов компрессии текста, позволит редактировать разные виды ошибок.

Фрагмент урока по теме «Редактирование текста сжатого изложения»

Исходный текст представлен в Приложении 4. Он высвечивается на экране, а деформированный текст находится на партах (подразумевается работа в парах).

Этапы работы над содержанием изложения.

1 этап. Определение темы, идеи, выделение микротем исходного текста.

2 этап. Работа в парах над деформированным текстом. Анализ содержания.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие микротемы исходного текста отсутствуют в сжатом изложении?

  • Восстановите абзацное членение исходного текста.

  • Вставьте пропущенные микротемы.

  • Какие приемы по сжатию текста встречаются в данном изложении?

(упрощение, обобщение, исключение). Приведите примеры.

  • Найдите логические ошибки и исправьте их.

3 этап. Оценка грамотности и фактической точности речи.

  • Найдите фактические ошибки. Исправьте их.

  • Найдите речевые ошибки. Исправьте их.

  • Найдите грамматические ошибки. Исправьте их.

  • Найдите орфографические ошибки. Исправьте их.

  • Найдите пунктуационные ошибки. Исправьте их.

Деформированный текст.

МЯТА11.

С давних пор человек оценил пахучие травы. Их арамат атбивал дурной запах оздоравлял воздух в помещении. В Древнем Риме из разных стран стекались дарагие благовония. На пирах родовитых партийцев гостей осыпали лепестками роз источавших нежный аромат. Для приема гостей столы палировали свеже-сорванной мятой, а стены и полы обрызгивали настоянной водой на мятных листьях. Едва переступив порог дома, аромат мяты привлекал гостя. Об этом говорил ему запах мяты служивший у римлян добрым признаком. Они считали что мятный запах поднимает настроение и способствует приятной столовой беседе. В русских деревнях ни чего не знали про обычаи древних римлян. Но и здесь ценили мяту. Листья ложили в щи - еда становилась духовитой. А тот, у кого небыло аппетита, пил перед обедом отвар из мятных листьев. Древние ученые уверяли что растение благотворно влияет и на работу мозга. Поэтому знаменитый римский историк Плиний Старший постоянно носил на голове венок, сплетеный из свежей мяты, и советовал делать тоже самое своим ученикам.

В конфетах Холодок в мятных леденцах и пряниках тоже пресутствует наша добрая знакомая! Давно уже не кладут в щи мятных листьев, не натирают к приходу гостей пахучой травой столы. И все-же мятный дух не исчез из наших квартир. Каждый раз, когда зубная щетка начинает «наводить порядок» у нас во рту, мы ощущаем приятный запах и ароматный вкус. Без мяты не обходятся ни зубные пасты, ни порошки.

Домашнее задание: используя дополнительный материал, подготовить письменное сообщение о лекарственных растениях Нижегородской области, применяя приемы сжатия текста (упрощение, обобщение, исключение).

Исходный текст см. Приложение 11.

Технология развития критического мышления (9 класс)

Педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. Среди российских исследователей, занимающихся данной проблемой, можно назвать С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинскую. Использование методов и приемов технологии развития критического мышления делает более качественным усвоение знаний учащихся, развивает интеллект школьников и воспитывает активную личность. Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что методы и приемы ТРКМ дают возможность подготовить учащихся к написанию творческих работ, в том числе сжатого изложения.

Приемы и методы технологии развития критического мышления учат детей рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру, что является необходимым на уроках русского языка в рамках компетентостного подхода. В технологии развития критического мышления урок строится по схеме: «вызов - осмысление содержания - рефлексия». Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. (см. Приложение 5). Также в Приложении представлен развернутый конспект урока с использованием приемов данной технологии (см. Приложение 6).




Подготовка к написанию сжатого изложения на основе

прослушанного текста (9 класс)

При подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку на уроках необходимо использовать сжатое изложение как средство контроля знаний. При обучении сжатому изложению важно познакомить учащихся с приемами сжатия текста (см. Приложение 7).

Предлагаем структуру урока в рамках данного подхода.

  1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока изложения - развитие речевых способностей учащихся на примере литературных образцов. Частная цель урока сжатого изложения - сократить текст, используя различные приемы компрессии.

Алгоритм написания сжатого изложения

на основе прослушанного текста:

-определите тему текста (о чем текст?);

-сформулируйте основную мысль (чему учит текст?);

-определите стиль текста и тип речи;

-определите особенности построения текста: (в повествовании - начало события, ход его, кульминация конец; в описании предмет речи и его значимые существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

  1. Первичное знакомство с текстом (учитель читает полный текст изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста, составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их, или написать опорный конспект, используя ключевые слова.

  1. Языковой анализ текста.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных, дать толкование непонятных (например, историзмов, неологизмов, устаревшей формы слов и др.) ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

  1. Вторичное чтение текста.

Цель: обратить внимание учащихся на особенности авторского стиля, использование изобразительно-выразительных средств. Во время чтения корректировка плана.

  1. Написание изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

  1. Заключительное чтение.

Цель: дать возможность учащимся проверить написанное, критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Исходный текст и работа учащегося (сжатое изложение) представлены в Приложении 8.




IV. ДИАГНОСТИКА.


Наиболее типичными ошибками учащихся при написании сжатого изложения являются:

1.Неумение узнавать в тексте слова и выражения, отмечающие ключевые моменты содержания.

2.Тяготение к полному изложению, не требующего анализа содержания исходного текста.

3.Пропуск микротем или расширение информации исходного текста - отсутствие адекватности восприятия текста на слух.

4.Неумение отделять главную и второстепенную информацию.

5.Сокращения носят случайный, субъективный характер.

6. Не владеют языковыми приёмами сжатия текста.

7.Пишут вместо текста тезисный план или конспект.

Разработанная нами методика работы над сжатым изложением позволила повысить коммуникативные умения учащихся по сжатию текста, а также сократить количество речевых недочетов. Свидетельством тому служит следующая диаграмма, отражающая эффективность выбранных нами методик.

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

Рис. 1. Диагностика эффективности применяемых методик на основании критериев оценки ГИА

1 - содержание изложения (% успешно справившихся)

2 - сжатие исходного текста (% успешно справившихся)

3 - смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (% успешно справившихся).

Таким образом, мы видим, что к концу учебного года вследствие применения разработанной методики компрессии текста, учащиеся успешно справляются с поставленной задачей. Данные изложения были оценены в соответствии с критериями, представленными в нормативных документах для проведения ГИА по русскому языку в 9 классе (ИК1, ИК2, ИК3). В результате обработки полученных данных наблюдается повышение качества работ учащихся, о чем свидетельствует и традиционный анализ ученических работ (см. Приложение 9).

Для диагностики результативности данной методики мы также использовали метод анкетирования в 9 классе. (см. Приложение 10). В ходе данного исследования мы обнаружили, что девятиклассникам (60%) нравится писать сжатое изложение. Они владеют приемами сжатия текста (90%), а при выборе творческой работы отдают предпочтение (60%) именно этому виду. Большинство из опрошенных осознанно относятся к компрессии текста, понимая, что сжать текст - это значит «убрать лишнюю информацию» (75%), а не просто уменьшить его объем (20%).

Хотелось бы отметить, что наиболее интересными приемами работы с текстом ученики считают коллаж (40%), составление кластера (30%), создание синквейна (20%) и опорный конспект (10%).

В разных разделах Приложения нами представлены творческие работы учащихся: сжатое изложение, кластеры, синквейны, коллаж, сказка.


Список использованной литературы


  1. Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение. Русский язык. - 2008. - №19. С.3-9. (Первое сентября).

  2. Генике Е.А., Трифинова Е.А. Развитие критического мышления. - Кн.1: М., БОНФИ. 2002.

  3. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. Первое сентября. - .2007. - № 23. - С.23-28.

  4. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// Русский язык в школе. - 2006. - № 6. - С.3-10.

  5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению// Русский язык в школе. - 2009. - №3. - С.11-17.

  6. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста/ / Русский язык в школе. - .2007. - №4. - С.24-27.

  7. Евграфова Е.М. Понимание и воображение. Русский язык в школе// 2003. - .№5. - С.14.

  8. Ибрагимов Г. И. Опыт концентрированного обучения в школе // Народное образование. - 1993.-№ 4. - С. 27 - 30.

  9. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. - Москва.: Просвещение. - 1995. - С.3-9.

  10. Капинос В.И., Сергеева И.Н. Изложение как вид учебной деятельности. -Москва: Просвещение, 1991. - С.6-11

  11. Морозова И.Д. Виды изложения и методика их проведения. - Москва. Просвещение. - 1984. - С.17-19.

  12. Селевко Г. К. Педагогические технологии. - М : Народное образование, 2005. - С. 116 - 121.

  13. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке знаний с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008.

  14. Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в 9 классе// Русский язык в школе. - 2010. - №1. - С.17-18.

  15. Щетинин М. П. Объять необъятное. Записки педагога. - М : Педагогика. - 1986.










ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1





Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца



















Приложение 2

Тема «Погружение в типы речи»

Кластеры «Типы речи»

Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца

















Приложение 5.

Приемы работы с текстом по ТРКМ.

Первый прием - это кластер (гроздь), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, стратегией урока в целом. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером очень проста и доступна всем детям. Наша тема урока - это центр (т.е. «гроздь») и от этого центра отходят лучи - крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный прием можно использовать на всех этап ах уроках.

Инсерт - это интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Это маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения текста дети делают на полях пометки, а потом заполняют таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Пометы могут бы следующие:

+ - то, что ученик уже знал по данной теме

- - то, что для ребенка является новым,

? - то, что непонятно, или хотелось бы получить более подробный ответ. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы учащиеся еще раз возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. «Инсерт» и таблица - это путь от «старого» знания к «новому». Графическая форма помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Таблица вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. ТРКМ ориентирова на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся надо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На стадии рефлексии после изучения текста учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав самые интересные, которые можно задать всему классу.

Синквейн - одна из художественных форм письменной рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение, состоящее из пяти строчек: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета, в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Это и средство творческого самовыражения.








Приложение 6

Конспект урока по русскому языку


Тема: Подготовка к сжатому изложению

по сказке Ф.Кривина «Волк на елке»

(с применением ТРКМ)

Тип урока: комбинированный

Форма урока: чтение с остановками

Цель урока: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи: - вспомнить приемы компрессии текста и применить их при написании сжатого изложения;

- развить речевые умения редактирования текста, логическое и образное мышление; умение вести дискуссию;

- воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Работа с текстом

1 остановка.

Обсуждение названия данного текста «Волк на елке». (О чем этот текст?)

Чтение текста:

«В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки, он брел по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица -- и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.

Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много -- перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало... Да, в волчьем мире зайцы решают все.

Елки, елки... "Елки-палки, -- думал Волк, -- когда же все это кончится? Никуда не денешься от этих елок, хоть из лесу беги!"

И вдруг…»

2 остановка.

Беседа по фрагменту:

- Каким предстает Волк в данном тексте? Совпал ли этот образ с тем, который вы представляли до прочтения сказки?

- Как вы понимаете фразу «в волчьем мире зайцы решаю все»? Какой художественный прием использует здесь автор? В чем необычность трактовки данного образа?

- Какие ассоциации вызывает у вас образ елки, представленный в данном фрагменте?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Учащиеся пишут свои предположения. Сверяем с текстом).

«Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под елкой сидит самый настоявший, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

"Интересно, что он там увидел? -- подумал Волк. -- Дай-ка и я погляжу". И он поднял глаза на елку.»

3 остановка.

-- Как вы думаете, что увидел волк?-

- Какими будут его дальнейшие действия?

«Сколько елок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной елочной игрушки.

-- Елки-палки! -- сказал Волк и замер с открытым ртом.

Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него - и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается -- не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется - только сидеть и смотреть».

4 остановка.

Вопрос:

- Фраза «елки-палки» повторяется дважды. Как, по-вашему, отличается их смысловое наполнение?

- Как данный фрагмент характеризует волка?

- Чем, по-вашему, заканчивается сказка?

«Так и сидели они рядышком -- Заяц и Волк -- под новогодней елкой, и смотрели на нее, и внутри у них что-то переворачивалось.

И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, елки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье...»

- Ожидали ли вы именно такого финала сказки?

- Как вы понимаете смысл последней фразы?

Перечитайте сказку еще раз. Каков, по вашему мнению, философский смысл произведения?

Стадия «Рефлексия».

Учащимся предлагается разделиться на группы по 5-6 человек. Каждая группа выполняет своё задание.

1 группа - написать синквейн про волка, нарисовать рисунок

2 группа - провести кластерный анализ сказки

3 группа - написать синквейн про зайца, нарисовать рисунок

Подведение итогов работы над текстом.

Примеры синквейнов.

Волк.

Одинокий, несчастный.

Размышляет, видит, понимает.

В чем счастье жизни?

Чудо!

Заяц.

Живой, настоящий.

Сидит, смотрит, восхищается.

В чем сила красоты?

Чудо!

Текстоконструирование. Написание сжатого изложения.

Домашнее задание: написать сказку от лица зайца по мотивам данного произведения.







Кластерный анализ сказки «Волк на елке»


Интегрированный урок по сказке-были М.М. Пришвина Кладовая солнца



Сказка

«Заяц на елке».

В новогоднюю ночь грустный, уставший Заяц, петляя по лесу, уныло размышлял о своем существовании. «Вся жизнь в бегах,- думал Заяц .- Дом, семья, все впопыхах, потому что постоянно боишься преследования. Эти волки, сколько из-за них неприятностей! В этом мире все решает сила и крепкие зубы: если нет волчьей хватки - ты не жилец!»

И вдруг Заяц увидел елку - самую настоящую, новогоднюю, искрящуюся. Казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной елочной игрушки.

Заяц застыл под елкой, задрав голову. Бывает же такое чудо! Страх, жалость к себе, беспокойство куда-то исчезли, испарились, пропали совсем, и осталось только одно ощущение счастья и красоты.

Краем длинного уха и толикой чуткого нюха Заяц почувствовал приближение Волка, но на душе было чудесно и внутри что-то тихонечко переворачивалось, так что блаженство пересилило страх. «Ну и пусть, - лениво пошевелилось где-то в мозгу у Зайца, - пусть идет, но я не упущу этой минуты, я никому не отдам этих мгновений, пусть они последние, но они - мои, самые радостные и прекрасные!» Отчего-то елка-красавица точно также подействовала и на Волка. Волк сел рядышком, и оба они, отрешенные и какие-то ненастоящие, смотрели вверх, на новогоднее чудо. И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, честно говоря, ведь не в зайцах счастье…

( Литовченко Алена, 9 класс)



Приложение 7

Приёмы сжатия текста


1. Свёртывание информации - обобщение.

Ведь воображение, по точному замечанию одному из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. -

А воображение - это не только то, что связано с фантазией.

2. Замена части предложения определительным местоимением с обобщающим значением («всё»), исключение повторов и одновременное слияние двух предложений в одно.

«Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди» - Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему.

3. Исключение второстепенной информации (содержательный приём).

4. Слияние двух предложений в одно.

5. Исключение фрагмента предложения.



Приложение 8.


Сжатое изложение прослушанного текста.

Исходный текст.

Открытие, которое опоздало на двести лет.

Вот одна поучительная история.

Лет сто назад в одном городе России жил математик. Всю свою жизнь он терпеливо бился над решением сложной математической задачи. Ни посторонние, ни знакомые не могли понять, над чем мучается чудак.

ОДНИ ЕГО ЖАЛЕЛИ, ДРУГИЕ НАД НИМ СМЕЯЛИСЬ. Он не обращал внимания ни на кого и ни на что вокруг. Он жил, как Робинзон на необитаемом острове. Только его остров был окружен не морем воды, а морем непонимания.

Все математические правила, кроме самых главных, которые он успел узнать, когда недолго учился в школе, он открывал для себя заново.

И то, что он хотел выстроить из них, он строил так, как Робинзон строил свою лодку. Так же мучился, так же ошибался, так же делал ненужную работу и начинал переделывать все сначала, потому что никто не мог ему ни помочь, ни посоветовать.

Прошло много лет. Он закончил свою работу и показал ее знакомому учителю математики. Учитель долго разбирался в ней, а когда разобрался, передал его работу в университет. Через несколько дней чудака пригласили к себе ученые. Они глядели на него с восхищением и жалостью. Было чем восхищаться и было за что жалеть. Чудак сделал великое математическое открытие! Так сказал ему председатель собрания. Но, увы, за двести лет до него это открытие уже сделал другой математик - Исаак Ньютон.

Вначале старик не поверил тому, что ему сказали. Ему объяснили, что свои книги по математике Ньютон писал по-латыни. И он на старости лет засел за учебники латинского языка. Выучил латынь. Прочитал книгу Ньютона и узнал: все, что ему сказали на заседании в университете, - правда. Он действительно сделал открытие. Но открытие это уже давно известно миру. Жизнь прожита напрасно.

Печальную эту историю рассказал писатель Н.Гарин-Михайловский. Рассказ о чудаке он назвал «Гений» и сделал к рассказу примечание, что история эта не выдумана, а произошла в действительности.

Кто знает, какие открытия мог бы подарить людям это неведомый гений, если бы раньше узнал об открытии Ньютона и направил бы свой талант на открытие того, что еще не известно людям. (325 слов ). (С.Львов).

Сжатое изложение.

Вот одна поучительная история. Лет сто назад жил в России математик. Всю жизнь он бился над решением сложной математической задачи. Никто не мог понять, над чем мучается чудак.

К нему относились по-разному: кто жалел, а кто смеялся. Он же жил как Робинзон на необитаемом острове, окруженный морем непонимания.

Все математические правила, кроме самых главных, выученных им за недолгую школьную жизнь, он открывал для себя заново.

Так же, как Робинзон строил свою лодку, математик мучался и ошибался, делал ненужную работу и переделывал ее.

Прошло много лет. Закончив свою работу, он показал ее знакомому математику. Тот в свою очередь, разобравшись в решении задачи, отнес в университет. Через несколько дней чудака пригласили к себе ученые. Они глядели на него с жалостью и восхищением. Чудак сделал великое математическое открытие! Но, увы, это открытие уже сделал двести лет назад Исаак Ньютон. Старик не поверил сказанному. Но ему объяснили, что Ньютон писал все свои книги по-латыни. И он, выучив на старости лет латынь, прочитал книгу Ньютона и узнал: его открытие давно известно миру. Жизнь прожита напрасно.

Эта печальная история о чудаке не выдумана, а произошла в действительности. Кто знает, какие открытия мог бы подарить людям этот неведомый гений, если бы направил свой талант на открытие неизвестного.








Приложение 9

АНАЛИЗ

сжатого изложения.

В классе учится_20__чел.

Изложение писали_18__чел.

Результаты изложения:

содержание и речь грамотность

«5» - 6 «5» - 2

«4» - 8 «4» - 9

«3» - 4 «3» - 6

«2» - 0 «2» - 1

Тема раскрыта: а) полно…14….б)частично……4..

Основная мысль передана…15……

Стиль и жанр речи сохранены…14…..

Характерные для текста языковые средства сохранены:

В большей степени……12…..в меньшей степени………6…..

Анализ фактических ошибок (искажение реальных фактов)…2……

Анализ логических ошибок:

  • Не выделен абзац…6…

  • Неоправданно выделен абзац…2….

  • Нарушена последовательность в изложении мысли…4……

  • Пропуск части……4..

  • Неоправданно использованные приемы сжатия текста 5

Анализ речевых недочетов и ошибок:

  • Употребление слова в несвойственном ему значении:…3…….

  • Нарушение лексической сочетаемости…4……..

  • Употребление лишнего слова…4……..

  • Употребление рядом однокоренных слов…7…….

  • Повторение одного и того же слова или выражения……6…

  • Неудачное употребление личных и указательных местоимений…3……...

  • Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм…4……

  • Бедность и однообразие синтаксических конструкций………5…..

  • Неудачный порядок слов в предложении……3……..

  • Употребление слов разной стилевой окраски……2….

Анализ орфографических ошибок:

  • Безударная гласная…10……..

  • Сомнительная согласная в корне…3…..

  • Непроизносимая согласная в корне……2….

  • Удвоенные согласные……4…

  • ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ…1……

  • Разделительные «ъ» и «ь»…2…..

  • Правописание предлогов …3……

  • Ь знак на конце слов после шипящих…2……

  • Безударные гласные в окончаниях существительных…3………

  • Безударные гласные в окончаниях прилагательных…2……….

  • Безударные гласные в окончаниях глаголов…2………..

  • ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах…0……..

  • НЕ с разными частями речи…4……….

  • Дефис во всех частях речи…2….

  • Н и НН в разных частях речи……6….

Анализ пунктуационных ошибок:

  • Запятые при однородных членах предложения…3……..

  • Знаки препинания при обособленных членах предложения…6……

  • Знаки препинания при вводных словах…1……..

  • Знаки препинания в сложном предложении…4………

  • Знаки препинания в конце предложения…0……….

  • Прочие ошибки…3………..

Анализ грамматических ошибок и недочетов…………

  • Нарушение согласование…3……..

  • Нарушение управления…2…………

  • Пропуски необходимых слов…3….

  • Нарушение границ предложения…5……..

  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 3………

  • Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом…4……..



















Приложение 10

АНКЕТА для учащихся, или

5 вопросов об изложении.

1. Нравится ли вам писать сжатое изложении?

А) да 12 чел. (60%)

Б) нет 2 чел. (10%)

В) не знаю 6 чел. (30%)

2. Знаете ли вы приемы сжатия текста? Умеете ли вы ими пользоваться?

А) да 16 чел. (80%)

Б) нет 4 чел. (20%)

3. Что для вас легче написать?

А) сочинение 2 чел. (10%)

Б) сжатое изложение 12 чел. (60%)

В) подробное изложение 6 чел. (30%)

4.Что значит сжать текст?

А) уменьшить его объем 4 чел. (20%)

Б) выделить главную мысль 1 чел. (5%)

В) убрать лишнюю информацию 15 чел (75%)

5. Какой прием работы с текстом вам наиболее интересен?

А) составление кластера 6 чел. (30%)

Б) создание синквейна 4 чел. (20%)

В) составление опорного конспекта 2 чел. (10%)

Г) коллаж 8 чел (40%)



Приложение 11

Исходный текст.

Мята.

Люди давно оценили пахучесть трав, которые отбивали дурной запах гниющих отходов и оздоравливали воздух в помещениях.

В Древний Рим со всего мира стекались дорогие благовония. На пирах родовитых патрициев гостей осыпали лепестками роз, которые источали нежный аромат.

Но также почитали и более скромные запахи. Перед приходом гостей листьями мяты натирали столы и обрызгивали стены и полы мятным настоем.За мятой не нужно было далеко ходить, она росла везде. Едва переступив порог дома, гость понимал, что его здесь ждут. Об этом говорил приятный мятный запах, У римлян это считалось доброй приметой. Они говорили, что запах мяты поднимает настроение способствует приятной застольной беседе.

Древние ученые уверяли, что растение благотворно влияет на работу мозга. Поэтому Плиний Старший носил на голове венок из свежих листьев мяты и советовал делать то же самое своим ученикам.

В русских деревнях ничего не знали об обычаях древних римлян, но тоже использовали листья мяты. Их клали в щи, чтобы еда становилась «духовитой». Тот, у кого не было аппетита, пил перед обедом отвар из мятных листьев.

Не забыли мяту и в современном мире. Ее используют для аппетитных капель, желудочных таблеток, мазей от насморка и сердечных капель. В пряниках и конфетах «Холодок» тоже присутствует мята.

Давно не кладут мяту в щи и не натирают столы, но мятный дух не исчез из квартир. Каждый раз, когда щетка начинает наводить порядок во рту, мы ощущаем приятный привкус мяты. Без мяты не обходится ни одна зубная паста или порошок.

1 Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к Государственной итоговой аттестации - 2010. - Ростов-на Дону: «Легион», 2010. - С.

2 Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

3 Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - С. 112.

4 Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к Государственной итоговой аттестации - 2010. - Ростов-на Дону: «Легион», 2010. - С.27.

5 Г.Г.Граник «Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка»// Русский язык в коле. - 2009. - №3. - С.11-17

6 Г.Г.Граник «Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка»// Русский язык в коле. - 2009. - №3. - С.11-17

7 Б.М.Теплов «Психология». Москва. Просвещение. 1990 г. С.5-7

8М.П.Щетинин. Объять необъятное. Записки педагога. - М: Педагогика. - 1986. С.99-102

9 Г.К.Селевко. Педагогические технологии. - М: Народное образование. 2005. - С.116-119

10 Щерба Л.В. О взаимоотношении русского и иностранного языков// Щерба Л.В. Избранное. - М., 1999. - С. 115.

11 Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. М.: Просвещение, 2001. - С.50.


© 2010-2022