Анализ ШМО учителей русского языка и литературы 2014-2015 уч. год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Анализ работы

методического объединения учителей русского языка и литературы,

за 2014-2015 учебный год


Тема школы: «Индивидуализация и дифференциация как основополагающие факторы совершенствования учебно-воспитательного процесса».

Тема МО: «Индивидуализация и дифференциация как основополагающие факторы совершенствования учебно-воспитательного процесса».

Цель: обеспечить качественное образование основываясь на преимуществах школы, через оптимальные пути организации обучения, посредством создания индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса.

Задачи:

1.Совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

2.Активизация участия в интеллектуальных и творческих конкурсах.

3.Формирование способностей и компетентностей обучающихся в условиях системы работы с одаренными детьми.

4.Повышение профессиональной квалификации учителей МО.

5.Выявление, обобщение, распространение положительного опыта творчески работающих учителей.

6.Формирование у детей высоких духовно - нравственных качеств на уроках словесности.

I. Состав ШМО: 3 учителя русского языка и литературы

Ф.И.О.учителя

В каких классах работает

Дарахова Мадина Мухарбековна

5,7,8,9

Хамокова Майя Патиховна

5,7,11

Хачимахова Хазизет Огидовна

6,8,9,10

II Квалификационный уровень педагогов

.

ФИО

Образование

Стаж

Возраст

Кв. категория

Дата прохожд. курсов переп.

1

Дарахова Мадина Мухарбековна

высшее

16

37

Первая

2015г.

2

Хамокова Майя Патиховна

высшее

39

59

Высшая

2013г.

3

Хачимахова Хазизет Огидовна

высшее

27

51

Первая

2012г.

3.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам

Класс

Предмет

Автор учебника

Программа

5кл.

Русский язык

ч 1,2

Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др.

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)

Литература ч1,2

Ахметзянов М.Г.

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

6кл.

Русский язык ч1,2

Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)

Литература ч 1,2

Русина Н.С.Бирюкова С.К

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

7кл.

Русский язык

БарановМ.Т.,ЛадыженскаяТ.А.Тростенцова Л.А.

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)

Литература ч1,2

Ефремова Е.В.,Бирюкова С.К.

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

8кл.

Русский язык

ТростенцоваЛ.А.,

Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)

Литература ч1,2

Русина Н.С., Бирюкова С.К.,ДжанаеваВ.Н.

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

9кл.

Русский язык

ТростенцоваЛ.А., Ладыженская Т.А. Дейкина А.Д.

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)

Литература ч1,2

РусинаН.С., Вербовая Н.Н., Бирюкова С.К.

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

10кл.

Русский язык

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А)

Литература ч1,2

Русина Н.С., Бирюкова С.К

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

11кл.

Русский язык

Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А)

Литература

Бирюкова С.К., Нартов К.М.

Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

4. Прохождение курсов повышения квалификации в2014-2015 учебном году.

ФИО

Сроки переподготовки,

№ удостоверения

Название курса

1

Дарахова Мадина Мухарбековна

Св. №27601 12 марта 2015 г.

Внедрение ФГОС основного общего образования

2

Хамокова Майя Патиховна

20 декабря 2013 г.

Св.№769

Формирование и развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в свете перехода на ФГОС нового поколения

3

Хачимахова Хазизет Огидовна

Св. №4379 20 декабря 2012 г.

Формирование и развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в свете перехода на ФГОС нового поколения

Вывод: все учителя проходят курсы повышения квалификации вовремя и успешно.

III. Анализ научно-методической деятельности МО учителей-предметников

1. В 2014-2015 учебном году состоялось 5 плановых заседаний МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся:

№ протокола

Дата проведения заседания МО

Повестка дня

Протокол №1

29.08.2014г.

1.Анализ деятельности ШМО за 2013-2014уч.год.

2.Утверждение рабочих программ по предметам, графика открытых уроков и внеклассных мероприятий.

3.Утверждение плана работы ШМО на новый учебный год.

Протокол №2

07.11.2014г.

1. «Практические аспекты подготовки учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ».

2.Итоги входных контрольных работ.

3.Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников.

Протокол №3

08.01.2015г.

1. « Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся 5-9-х классов».

2.Итоги административных контрольных работ.

Протокол №4

24.03.2015г.

«Обучение орфографии - основа развития индивидуальных способностей ребенка»

Протокол №5

27.05.2015г.

1.Подведение итогов года.

2.Творческий отчет учителей ШМО словесности.

Вывод: все намеченные заседания ШМО словесности были проведены своевременно и прошли на высоком уровне.



2.Темы докладов учителей-предметников

ФИО учителя

Темы докладов

Где заслушивался доклад

1.

Дарахова Мадина Мухарбековна

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Педсовет Протокол №2 от 07.11.2014г.

2.

Дарахова Мадина Мухарбековна

Педагогическая поддержка учащихся 5 класса

Педсовет Протокол №3 от 10.01.2015г.

3.

Дарахова Мадина Мухарбековна

Технология использования развивающих игр на уроках русского языка и литературы.

МО от 08.01.2015г.

4.

Хамокова Майя Патиховна

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку.

МО от 07.11.2014г.

5.

Хачимахова Хазизет Огидовна

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

МО от 07.11.2014г.

6.

Хачимахова Хазизет Огидовна

Коррекция и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Педсовет Протокол №4 от 27.03.2015г.

Вывод: учителя активно выступают как на методическом объединении учителей словесности, так и на педагогическом совете школы.


3.Публикации педагогов, отражающие опыт. 2014-2015 уч. год

Вывод: педагоги не имеют публикаций в прошедшем учебном году.

4.Анализ работы по темам самообразования

ФИО учителя

Тема самообразования

Дата отчета

1.

Дарахова Мадина Мухарбековна

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Открытый урок в 9 «А» классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» 20.05.2015 г.

2.

Хамокова Майя Патиховна

Эффективные формы работы, способствующие повышению орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Доклад на МО «Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ» 24.03.2015 г.

3.

Хачимахова Хазизет Огидовна

Устное и письменное развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Урок в 10 классе по творчеству К.М. Симонова 14.05.2015 г.

Вывод: учителя - словесники изучают методическую литературу по изучаемой проблеме, затем делятся нарабатываемым опытом с другими учителями , используя такие формы, как доклады на МО и педсовете, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

5.Работа по элективным курсам в школе не проводится.

IV. Анализ состояния сформированности и качества знаний учащихся.

Мониторинг качества знаний по предметам

Проведён анализ продуктивности педагогической деятельности по итогам 2014-2015 уч. года

По предмету русский язык учителя показали следующие результаты:

Учитель

2013-2014

% кач.

2014-2015

% кач.

Продуктивность деятельности учителя

Дарахова М.М.

-

35.7

Хамокова М.П.

29

35.2

Хачимахова Х.О.

20

32.6

По предмету литература - результаты продуктивности педагогической деятельности:

Учитель

2013-2014

% кач.

2014-2015

% кач.

Продуктивность деятельности учителя

Дарахова М.М.

-

53

Хамокова М.П.

48

53

Хачимахова Х.О.

57

61

Вывод: анализ знаний позволяет сделать вывод, что качество знаний по русскому языку, литературе в 5-11х классах на … уровне…


Сравнительный анализ качества контрольных работ на начало и конец учебного года2014-2015у.г.

Русский язык

класс

учитель

входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

динамика

% качества

% качества

% качества

5 А

Дарахова М.М.

20

20

30

пол

5 Б

Хамокова М.П.

25

40

40

пол

6

Хачимахова Х.О.

13

20

20

пол

7 А

Хамокова М.П.

26

26

33

пол

7 Б

Хамокова М.П.

20

40

33

пол

8 А

Дарахова М.М.

33

33

44

пол

8 Б

Хачимахова Х.О.

41

33

50

пол

9 А

Дарахова М.М.

35

42

35

стаб

9 Б

Хачимахова Х.О.

41

23

23

стаб

10

Хачимахова Х.О.

25

25

25

стаб

11

Хамокова М.П.

33

33

33

стаб

Вывод: анализ проведённых работ показал положительную динамику, в выпускных классах стабильность качества в связи с недостаточной подготовкой учащихся к экзаменам.

Технологическое обеспечение учебного процесса.

Учитель

Используемые технологии(по каким темам разработаны уроки).

1

2

3



Дарахова М.М.

Хачимахова Х.О.

Хамокова М.П.

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология развития критического мышления

Технология проблемного обучения

V. Анализ внеклассной работы по предметам

Мероприятия, проведённые во время декады учителями русского языка и литературы

Цели :

- образовательные - получение новых знаний, углубление полученных ранее знаний;
- развивающие - развитие мышления, наблюдения, творческого воображения учащихся;

- воспитательные - развитие самостоятельности, формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому прошлому и настоящему;

- повышения интереса к чтению литературных произведений у учащихся.

Мероприятие

Классы

Ответственный

1

Создание коллажей по творчеству писателей-юбиляров.

7-10

Дарахова М.М., учитель литературы

2

Литературные чтения сказки П.П.Ершова «Конек- Горбунок» для 2 класса (с показом презентации сказки)

5 «Б»

Хамокова М.П., учитель литературы

3

Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров (литературные буклеты, календари)

8-10

Хачимахова Х.О.

учитель литературы

4

Конкурс «Самый читающий класс»

5-11

Библиотекарь школы

5

Конкурс сочинений «Моя любимая книга»

5-7

Хачимахова Х.О. учитель литературы

6

Открытый урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

9 «А»

Дарахова М.М., учитель литературы

7

Литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина «Он поэт родной земли»

8

Дарахова М.М.,

8

Создание «Литературной карты Кабардино-Балкарии»

5-10

Дарахова М.М.

9

Круглый стол по творчеству К.М. Симонова « Слишком трудно писать из такой оглушительной дали …»

10

Хачимахова Х.О. учитель литературы

10

Конкурс «Рисунки на асфальте» (иллюстрации к понравившимся произведениям)

5-6

Дарахова М.М. учитель литературы

11

Конкурс чтецов, посвященный 70-летю Победы

5-9

Дарахова М.М.

Вывод: следует больше внимания уделять слабым учащимся, вовлекая их в различные внеклассные мероприятия, для их дальнейшей мотивации к изучению предметов.

V. Анализ внеклассной работы по предметам

Фамилия, имя учащегося

класс

Учитель

Название


Место

1.

Афаунова Саида

.

8

Дарахова М.М.

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества

Победитель ( районный этап).

2

Ашижева Анжелика

5

Хамокова М.П.

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества.

Призер ( районный этап).

3

Абидов Астемир

9

Дарахова М.М.

Республиканский конкурс сочинений, посвящённый 5-летнему юбилею Общественной палаты КБР.

Призер (респ.этап).

4

Цирхова Амина

9

Дарахова М.М.

Всероссийский творческий конкурс «Радуга безопасности».

Победитель (рай. этап).

5

Куантов Адам

9

Дарахова М.М.

Республиканский творческий конкурс, посвященный Дню неизвестного солдата

Призер ( районный этап).

6.

Цикишев Тамерлан

Хамокова М.П.

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Победитель( 3 место) рай.этап

7.

Гонибова Салима

8

Хачимахова Х.О.

Конкурс чтецов, посвященный 70-летю Победы

Победитель (школьный этап)

8.

Сенова Бэлла

5

Хамокова М.П.

Конкурс сочинений «Моя любимая книга»

Победитель (шк.этап)

9.

Техажев Аубекир

5

Дарахова М.М.

Конкурс «Рисунки на асфальте» (иллюстрации к понравившимся произведениям)

Победитель (шк.этап)

10.

Макоева Карина

10

Хачимахова Х.О.

Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров ( календарь)

Победитель (шк.этап)

11

Хамоков Амир

9

Дарахова М.М.

Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров (литературные буклеты)

Победитель (шк.этап)

Вывод: внеклассная деятельность имеет практическую значимость и способствует овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывает уважение к родному языку, повышает интерес к литературе как явлению культуры, к самому предмету. Исследовательская деятельность помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает творчеством, разряжает напряженную обстановку.

Участие в конкурсах, соревнованиях

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

Количество участвовавших по классам- 46/

Количество призовых мест - 18/ 22

-

Олимпиада по русскому языку (районный этап)

Количество участвовавших - 23 / 22

Количество призовых мест- 0 /0

Олимпиада по литературе (школьный этап)

Количество участвовавших по классам - 41

Количество призовых мест - 14

Олимпиада по литературе (районный этап)

Количество участвовавших - 5

Количество призовых мест - 1

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

Количество участвовавших в конкурсе - 23

Количество призовых мест - 3( в районе- 3место)

«Быть грамотным - модно».

Конкурс среди учащихся 5-8, 10 классов. Школьный этап.

Приняло участие - 28 человек.

Количество призовых мест - 7 человек.


Активность учителей в конкурсах

Учитель

Школьный

Районный

Республиканский

Дарахова Мадина Мухарбековна

+

+

+

Хамокова Майя Патиховна

+

+

-

Хачимахова Хазизет Огидовна

+

+

-

Вывод: учителя со своими учениками активно участвуют в различных конкурсах, предлагаемых Молодежным отделом УО , ИМЦ УО, ЦДТ, но следует вовлечь еще больше учащихся.

VI. Анализ работы с одаренными детьми

Результаты школьного НОУ

Вывод: в истекшем учебном году учащиеся не участвовали в научных конференциях, но активно и успешно принимали участие в других соревнованиях и конкурсах.

VII. Подготовка к ОГЭ (результативность).

Класс

%успеваемости

Средняя

оценка

Ф.И.О. учителя

1.

9 «А»

Дарахова М.М.

2.

9 «Б»

Хачимахова Х.О.

VIII. подготовка к ЕГЭ (результативность).

Класс

%успеваемости

Средний балл

Ф.И.О. учителя

1.

11

Хамокова М.П.

IХ. Анализ использования материально-технической базы учебных кабинетов

В МОУ «СОШ им.А.Т.Канкошева СП Дейское» функционируют 3 кабинета русского языка и литературы. Оборудован компьютерной техникой только кабинет № 12 (Хамокова М.П.).Во всех классах имеются наглядные пособия ( набор таблиц по русскому языку, картины по творчеству писателей, диски с кинофильмами по произведениям писателей, учебно- методическая литература по предметам).

Выводы: из-за отсутствия компьютерной техники непосредственно в самих кабинетах снижены возможности для подготовки выпускников к экзаменам и проведению различных видов работ на уроках.

X. Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:

1. Развитие профессиональной компетенции учителя-словесника в

условиях дифференциации и индивидуализации обучения

2. Обеспечение повышения качества проведения учебных, факультативных,

индивидуальных занятий по русскому языку и литературе через

индивидуализацию и дифференциацию обучения.

3. Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

ХI. Задачи МО на 2015-2016 учебный год.

1. Освоение новых технологий и их практическое применение на уроках русского языка и литературы

2. Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями

3. Определение путей дальнейшей работы по повышению результатов итоговой аттестации учащихся

4. Проверка освоения учащимися общеучебных умений и навыков (проведение контрольных, срезовых, диагностических, тренировочных работ по предметам)

5. Оценка состояния и характера взаимодействия учителей начальной школы и среднего звена ( взаимопосещение уроков)

6. Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсов повышения квалификации

7. Раскрытие индивидуальных педагогических способностей, профессионально-личностный рост учителя (открытые уроки, профессиональные конкурсы)

8. Расширение творческого потенциала, кругозора учащихся (участие в конкурсах, олимпиадах, тематических экскурсиях).

Пути решения:

Задачи по профилактике неуспеваемости.

Русский язык - это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более "2")

8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

9. При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе .

Задачи, направленные на улучшение подготовки учащихся к ОГЭ

и ЕГЭ по русскому языку.

Основные задачи для обеспечения качества подготовки выпускников :

• Организовать разъяснительную работу с преподавателями, выпускниками, родителями об особенностях

государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 2015 году.

• Организовать психолого-педагогическое сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации для

обучающихся в форме консультаций, специально организованных занятий, тренингов по обучению работе с КИМ

и заполнению экзаменационных бланков.

• Организовать во внеурочное время индивидуально-групповую работу с обучающимися по подготовке к экзаменам, в том числе с обучающимися группы «Риск» по индивидуальными образовательным маршрутам.

• Осуществлять мониторинг деятельности по обеспечению качества результатов .

• Составить план-график проведения контрольных, диагностических и тренировочных работ.

• Осуществлять мониторинг реализации учебного плана школы через анализ выполнения программного материала по итогам учебных четвертей (9 классы), полугодий (11 классы).

• Организовать в классах III ступени проведение уроков-зачетов, уроков обобщающего повторения для закрепления пройденного материала.

• Обеспечить подготовку и переподготовку преподавателей, готовящих выпускников к государственной (итоговой) аттестации, через обучение на семинарах, курсовую подготовку, индивидуальное консультирование.

• Осуществить отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют более качественной подготовке обучающихся для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.


© 2010-2022