Разработка урока по литературе в 5 классе О, Родина! О, Русь моя!

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина-мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Именно на привитие любви к Родине, патриотических чувств направлен данный урок.    Во время урока учащиеся работают со словарями, репродукциями картин, читают стихи, отвечают ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



О Родина!

О Русь моя!

/разработка урока по литературе

(внеклассное чтение 5 класс)/



Учитель русского языка и литературы

МКОУ Зеленопоселковая ООШ

Бутурлиновского района

Воронежской области

Деркачева Ольга Ивановна

На доске вывешены репродукции картин с изображением русской

природы, русских городов и сельских проселков.

Ход урока

1. Чтение наизусть отрывков стихотворений, подготовленных учащимися

- « Под большим шатром голубых небес

Вижу даль степей зеленеется…

Это ты, моя Русь державная,

Моя Родина православная»

И. Никитин



  • «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить…»

Ф. Тютчев

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А. Бунин

2. Слово учителя.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина-мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерь-

ми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Эти слова принадлежат Юрию Яковлеву. С его мыслями о Родине перекликаются многие поэты и писатели.

3. Рассмотрите репродукции картины, размещенных на доске. Расскажите о понравившейся вам картине, придерживаясь следующего плана:

А) Что изображено на картине? (рассказ должен быть подробным, чтобы мы, закрыв глаза, смогли ее себе представить)

Б) Как художник передает настроение природы? (Как соотносятся ближний и дальний планы? Что движется, а что пребывает в покое? Какие краски используются?)

В) Чем вам понравилась картина?

Слово учителя.

Таким образом, на наше восприятие картины влияет гамма красок, светлых или мрачных, ощущение ветра, движение в кронах деревьев или плывущих по небу облаках, полнота жизни в разлившихся весенних водах или в зреющих хлебах.

А как передать жизнь природы и настроение человека средствами художественного слова? Это подвластно нашим великим русским поэтам. Обратимся за помощью к ним…

Чтение стихотворения И.А. Бунина «Помню долгий, зимний вечер…»

А чтобы глубже вникнуть в содержание той эпохи, в которой жили и творили поэты, необходимо поработать со словарями.

Словарная работа (работа с толковым словарем С.И. Ожегова)

Лампада - небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконой

Грезы -светлые мечты, призрачные ведения

Беседа по вопросам:

1. Что вы знаете об авторе стихотворения, с какими его произведениями знакомы?

2. Какие две картины встают перед глазами при чтении этого стихотворения? При помощи каких слов подчеркивается их противопоставление? («Зимний» и «летний», «позабудь» и «вспомни»)

3. Как называется прием противопоставления в литературе? ( Антитеза)

Для чего используется антитеза в данном стихотворении?

4. Каким настроением проникнут зимний пейзаж? ( Зимний пейзаж несет тревогу, летний - покой). Почему для того, чтобы ребенку заснуть мать советует ему вспомнить лето?

5. Найдите в стихотворении примеры олицетворения. Какую роль оно выполняет? ( Мир оживает и ребенок чувствует себя его частью. Понимание природы прогоняет страх).

6. Какие чувства и почему вызывает стихотворение И.А. Бунина?

Чтение стихотворения С.А. Есенина «Разгулялась вьюга»

Беседа по вопросам:

1. Найдите в стихотворении олицетворения и метафоры. Как они помогают «оживить» картину зимней природы?

2. Какими звуками, голосами наполнено стихотворение? Как передать их при чтении?

3. Как вы думаете, какова роль в стихотворении неточного повтора (2,4 строфы)? (Перед нами картина завьюженного мира. Вьюга кружит, и строчки, подобно кружеву, повторяют ее узор.)

4. Рассмотрите картину К. Коровина «Зимой». Каким общим настроением проникнуты произведения художника и поэта?

Подведение итогов.

  • В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких разных маленьких уголков и состоит наша общая, великая Страна. Наш урок хотелось бы закончить мыслями поэтов, кому не безразлична судьба нашей Родины, которые видят главную роль человека в ее судьбе…


  • «Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

В тополиной вьюге по весне,

Золотые осенью, зимою,

В голубых сугробах под луною

Примут поезд, промелькнут в окне.

И земля покажется красивей,

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города»

А. Чепуров

  • « Из хороших поступков складывается Подвиг…

А из маленьких деревень и их обычаев - Родина!»

О любви к родному краю и красоте знакомых нам мест написано много произведений и нашими, местными поэтами.

Д/з - подготовить выразительное чтение или наизусть понравившегося стихотворения о родном крае Бутурлиновского поэта. Выполнить иллюстрацию к нему.



© 2010-2022