Рабочая программа 10класс литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа №19»


Рассмотрено на заседании ЦШМО «Филология»

Протокол № от «___»___________ 2015 г.

Руководитель ЦШМО ________Кондрашевская М.К.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________

«__» ___________ 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "Поповская СОШ №19"

___________ Стойкин В. М.

«__» ___________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЛИТЕРАТУРА


10 класс




Годовое количество часов - 105

Количество часов в неделю - 3

Количество контрольных работ - 7 (4 классных сочинения и 3 домашних)




Составитель: Кондрашевская Марина Константиновна,

учитель русского языка и литературы



2015 - 2016 учебный год









Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, авторской программы

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Настоящее тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы Т. Ф. Курдюмовой, учебника «Литература. 10 класс» в 2-х частях Ю. В. Лебедева и «Поурочных разработок по литературе» Н. В. Егоровой, И. В. Золотаревой.

Преподавание по данной рабочей программе реализуется в соответствии с методической темой школы на 2014-2015 учебный год «Повышение качества образования через использование инновационных методов и технологий в работе учителя».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный

компонент

10

3



Рабочая программа на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы Т.Ф. Курдюмовой и учебника «Литература. 10 класс» в 2-х частях Ю.В.Лебедева


«Литература. 10 класс» в 2-х частях Ю.В.Лебедева, М: «Просвещение», 2009

«Литература. 10 класс» в 2-х частях Ю.В.Лебедева, М: «Просвещение», 2009;

«Поурочные разработки по литературе» Н.В.Егоровой, И.В.Золотаревой.
























Тематическое планирование

10 класс


№ урока

Дата

Проведения

урока

Содержание (тема урока)

Кол-во

часов

Примечание


1


Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв.

1



2-3


Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского

2



4


Декабристский романтизм.

Творчество К.Ф. Рылеева

1



5


Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина

1



6


Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Стихотворения «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…»

1



7


Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я посетил...»

1



8


Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина

1



9


Творческая история романа «Евгений Онегин».

«Онегинская» строфа.

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»

1



10


Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина.

Онегин и Ленский

1



11


Татьяна - любимая героиня Пушкина

1



12-13


Р.р. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

2



14


Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»

1



15


Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

1



16


Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. История создания, своеобразие композиции романа «Герой нашего времени»

1



17


Печорин в отношениях с другими персонажами романа.


1




18-19


Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Та­мань». Приемы раскрытия образа Печорина

2




20


«Зачем я жил? Для какой цели родился?» Философская проблематика повести «Фаталист»

1



21-22


Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

2



23


Призвание Гоголя-писателя.

Этапы биографии и твор­чества Н.В. Гоголя

1



24


«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга в повести. Соотношение мечты и действительности

1



25


. Поэма Н.В. Гоголя «Ме «Мертвые души» - поэма Н.В. Гоголя. История .ГоголяГо Гого История созда­ния. Способы выражения авторскоооооооооооооо авторской позиции

1



26


Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова

1



27-28


Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина

2



29


Чичиков - сквозной герой поэмы. Отношение автора к Чичикову.

Образ России в поэме «Мертвые души»

1



30


  1. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души»

1



31


Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-х годов XIX в.

1



32


Особенности русской критики второй половины XIX в

1



33


Основные этапы жизни и творчества И.А. Гонча­рова.

Общая характеристика романа «Обломов»

1



34


Образ главного героя в романе «Обломов». По­нятие «обломовщины»

1



35


Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов». Историко-философский смысл романа «Обломов»

1



36


Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова

1



37


Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Р/к Творчество Ф.И.Тютчева в оценке Л.Н.Толстого

1



38


Любовная лирика Тютчева.

Анализ стихотворений «Весь день она лежала в забытьи…»; «О, как убийственно мы любим…»

1



39


Философская лирика Тютчева.

Анализ стихотворений «Silentium!»; «Умом Россию не понять…»; «Нам не дано предугадать…» и др.

1



40


Проверочная работа по теме « Мое любимое стихотворение Тютчева»

1



41


Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

Р\к А.А. Фет и Л.Н. Толстой. Оценка творчества Фета Л.Н.Толстым

1



42


Основные мотивы творчества А.А.Фета. Стихотворения «Это утро, радость эта…»; «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»; «Еще майская ночь» и др.

1



43


Проверочная работа. Анализ стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»

1



44


Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.

Некрасов - журналист и издатель

1



45


Тема народа в лирике Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка»,

« Огородник» и др. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)

1



46


Гражданские мотивы в лирике Некрасова. Стихотворение « Поэт и Гражданин»

1



47


История создания, жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

1



48-49


Анализ основных эпизодов и образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Проблема счастья и смысла жизни в поэме

2



50


Литературная деятельность и эстетическая теория Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?». Жанровое своеобразие и композиция романа

1



51-52


Образы новых людей в романе «Что делать?» Четвертый сон Веры Павловны. Особенный человек Рахметов. Смысл заглавия романа

2



53-54


Жизнь и творчество А.К. Толстого. Своеобразие художественного мира. Ведущие темы лирики. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Сатирические произведения

2



55


А.Н.Островский - создатель русского национального театра.

История создания драмы «Гроза»

1



56


Расстановка действующих лиц в драме «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме

1



57


Катерина - «луч света в темном царстве».

Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о характере Катерины. Смысл названия пьесы

1



58


Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба

1



59


Р.р. Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского

1



60


Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

Р\к И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой.

История создания романа «Отцы и дети»

1



61


Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети»

1



62-63


Базаров и его последователи. Базаров в начале и в конце романа. Авторская позиция

2



64


«Вечные темы» в романе: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа

1



65


«Отцы и дети» в русской критике.

М.А. Антонович и Д.И. Писарев о романе

1



66


Проверочная работа по роману «Отцы и дети»

1



67


Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Р\к Салтыков-Щедрин в Туле

1



68-69


Роман «История одного города» как сатирическое произведение. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти

2



70


Сатирическая направленность романа «Господа Головлевы» (обзор). Образ Иудушки

1



71


К. Хетагуров Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы

1



72


Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Художественный мир Лескова.

Р/к Связь Лескова с Тульским краем

1



73


Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Смысл странствий героя повести

1



74


Тема «маленького человека» и антикрепостническая направленность рассказа «Тупейный художник». Особенности лесковской повествовательной манеры

1



75


Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.

Р/к Достоевский и Тульский край

1



76


История создания романа «Преступление и наказание». Связь романа с предшествующим творчеством писателя

1



77


Образ Петербурга и тема «униженных и оскорблённых» на страницах романа

1



78


Идея Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Раскольников и Порфирий Петрович

1



79


Идейные оппоненты Раскольникова в романе. Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов

1



80


Раскольников и Соня Мармеладова. Идея христианской любви и смирения в романе

1



81


Эпилог романа и его идейный смысл. Крушение теории Раскольникова

1



82


Обобщающий урок по роману «Преступление и наказание».

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению

1



83


Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Р/к Ясная Поляна в жизни и творчестве Толстого

1



84


История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие

1



85


Светское общество на страницах «Войны и мира». Семейство Курагиных

1



86-87


Духовные искания князя Андрея и Пьера Безухова

2



88


Женские образы романа - Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого

1



89


Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон. Смысл их противопоставления

1



90


Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года - Отечественная война. Бородинское сражение. «Дубина народной войны». Значение образа Платона Каратаева.

1



91


Психологизм прозы Толстого. Приёмы изображения духовного мира героев («диалектика души»)

1



92-93


Р.р. Контрольное сочинение по роману-эпопее «Война и мир»

2



94


Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Р/к А.П.Чехов в Алексинском районе

1



95


Традиции и новаторство А.П.Чехова в раскрытии темы «маленького человека». Рассказ «Студент»

1



96


Тема интеллигенции в рассказе «Палата №6». Художественное мастерство Чехова

1



97


Ионыч в начале и в конце рассказа. Художественное мастерство Чехова

1



98


Новаторство драматургии Чехова. Чтение I действия пьесы «Вишневый сад»

1



99


Сюжет, подтекст пьесы «Вишневый сад». Тема времени в пьесе. Герои пьесы и их судьбы

1



100-101


Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова

2



102-103


Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм


2



104


Сообщения уч-ся о творчестве зарубежных писателей II половины XIX века (по выбору)

1



105


Итоги года. Задание по чтению на лето.





Список литературы

1. Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс». - Ч. I / авт.-сост. Л. И. Косивцова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123 с.

2. Литература. 10 класс : поурочные планы по учебнику Ю. В. Лебедева. Ч. II / авт.-сост. Л. И. Косивцова. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2010. - 204 с.


© 2010-2022