«Относительные и притяжательные прилагательные» 10 класс

Слово учителя: из множества  прилагательных, возможных для  определения  предмета,  мы  выбираем  лишь  те,  которые  отвечают  нашей  речевой  задаче,  ее  более  точному  и  ясному  решению. Так  как  еще  зима, давайте  составим  кластер  к  слову «снег» Снег  может  быть  белым, пушистым, легким, летучим, пышным,  мелким,  колючим,  сыпучим,  мягким,  густым,  мокрым,  сухим,  зернистым  и т.д. А  теперь  познакомимся  какие  определения  употреблял  в  своих  произведениях А.С.Пушкин  к  слову  «снег». А.С.Пушкин,  часто  рисуя  зиму,  каждый  раз  связывает  выбор  прилагательного  с  конкретными  целями  описания. В  одном  случае  снег  у  него  «утренний». Скользя  по  утреннему  снегу, Друг  милый, предадимся  бегу Нетерпеливого  коня...  ( «Зимнее  утро»)  -Как  вы  думаете, почему    А.С.Пушкин  употребляет  определение  утренний?  Выводы  учащихся: выбор  прилагательного  утренний  определен  радостным,  свежим   чувством, котрое  вызвано  «чудесным  днем». Утренний – уместное  определение, ткак  как  в  нем  сочетаются  понятия  чистоты, свежести, нетронутости. В другой  раз  «снег» у Пушкина  летучий: Мчатся  тучи, вьются  тучи, Невидимкою  луна Освещает  снег  летучий, Мутно  небо,  ночь  мутна. («Бес») - Ответьте пожалуйста, почему  снег  стал  летучим? Выводы  учащихся: выбор  прилагательного  определяется  общей  картиной  метели, ее  бешеным  движением, кружением  и  хаосом. В  стихотворениях  определения   являются  эпитетами. Эпитет- это художественное  определение, отмечающее  существенную, с точки  зрения  автора,  черту  в изображаемом  явлении.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Относительные и притяжательные прилагательные. 10 класс

Цели урока: 1. углубить и расширить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

2. формировать умения находить прилагательные и определять их грамматические признаки, применять теоретические знания на практике;

3. воспитывать чувство ответственности за свою работу, прививать интерес к предмету;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал, «слепые схемы», слайды

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

1. Опрос теоретического материала .

Заполнение схемы №1

Имя прилагательное- это ...

Обозначает ...

Отвечает на вопросы ...

Изменяется по ...

В предложении является ...

Имеет разряды ...

Назосите степени сравнения ...

Схема №2

Постоянные признаки

Непостоянные признаки



2. Вставить в текст прилагательные, выбирая из ряда предложенных.

А)Прошла...осень дождливая, поздняя, ненастная, золотая.

Наступила ... зима долгожданная, морозная, снежная, суровая, длинная, веселая.

Давно улетели птицы

и смолкли рощи.

Река покрылась... льдом толстым, блестящим, прозрачным, синим.

Б)1) Наступила ... утро. Подул ... ветер. Земля покрыта ... ковром.

2) Наступила ... утро. Подул ... ветер. Земля покрыта ... ковром.

3) Наступила ... утро. Подул ... ветер. Земля покрыта ... ковром.

Слова для вставок: ясное, теплый ласковый, пестрым; пасмурное, холодный, белм; хмурое, влажный резкий, желтым; ( лето, зима, осень)

3. Слово учителя: из множества прилагательных, возможных для определения предмета, мы выбираем лишь те, которые отвечают нашей речевой задаче, ее более точному и ясному решению. Так как еще зима, давайте составим кластер к слову «снег»

Снег может быть белым, пушистым, легким, летучим, пышным, мелким, колючим, сыпучим, мягким, густым, мокрым, сухим, зернистым и т.д.

А теперь познакомимся какие определения употреблял в своих произведениях А.С.Пушкин к слову «снег».

А.С.Пушкин, часто рисуя зиму, каждый раз связывает выбор прилагательного с конкретными целями описания. В одном случае снег у него «утренний».

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня... ( «Зимнее утро»)

-Как вы думаете, почему А.С.Пушкин употребляет определение утренний?

Выводы учащихся: выбор прилагательного утренний определен радостным, свежим чувством, котрое вызвано «чудесным днем». Утренний - уместное определение, ткак как в нем сочетаются понятия чистоты, свежести, нетронутости.

В другой раз «снег» у Пушкина летучий:

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна. («Бес»)

- Ответьте пожалуйста, почему снег стал летучим?

Выводы учащихся: выбор прилагательного определяется общей картиной метели, ее бешеным движением, кружением и хаосом. В стихотворениях определения являются эпитетами.

Эпитет- это художественное определение, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении.

4. Чтение учащимися стихотворений «Зимнее утро», «Бесы».

5. Написать эссе на тему «Зимнее утро».

ІІІ. Новая тема.

  1. Образование краткой формы прилагательных и степеней сравнения «легкий» и

« утренний».

  1. Выводы учащихся: со словом «утренний» нельзя образовать краткую форму и степени сравнения.

  2. Знакомство с теоретическим материалом.

  3. Выполнение упражнений: отработка навыков распределения прилагательных по принадлежности.

  4. Работа с текстом: чтение, разделение на смысловые части, составление плана, пересказ по плану. Указать разносклоняемые существительтные.


  1. Выполнение упражнений по вариантам.

І вариант.

Задание: переведите данные существительные с казахского на русский язык; образуйте от них притяжательные прилагательные, составьте словосочетания.

Қоян, ат, сиыр, ит, қой, түлкі, борсық, торғай, теке, қаз, аң, жылан, арыстан, қарлығаш, аю, түйе, құс.

ІІ вариант.

Задание : напишите по-другому, употребив прилагательные.

Образец: костюм брата- братов костюм, книги папы- папин книги.

Платок мамы, очки бабушки, компьютер брата, трубка дедушки, шапка папы, дача тети, библиотека дяди, награды отца, вещи сестры.

7. Иногда прилагательные переходят из одного разряда в другой.

«Верните их обратно»

Задание: прочитайте пословицы и поговорки, переделайте так, чтобы прилагательные в роли существительнх имели значение признак ( подберите определяемые слова).

1. Храбрый побеждает, трус погибает.2.Умный молчит, болтун ворчит. 3. Смелого пуля боится, смелого штык не берет. 4. Умный надеется на свои дела, глупый - «на авось». 5. Добрые умирают, да дела их живут. 6. Умного учи, больного лечи, ленивого не допускай к печи. 7. Ленивому всегда праздник. 8. Счастливые часов не наблюдают.

ІҮ. Подведение итогов урока: на плакате нарисовать зимний пейзаж, на стикерах написать свои впечатления об уроке и приклеить к картине.

Ү. Домашнее задание: описать друга, не называя имени. Класс определяет, чье это описание.

© 2010-2022