Исследовательский проект Книга и чтение в современном мире

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Книга и чтение в современном мире


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Чтение в XXI веке 5

Книга и компьютер 5

Чтение и его виды 8

Детская книга в формате киберпанка 15

Подкастинг и «живая книга» 16

Бумажная книга и электронный текст 17

Заключение 20

Список использованной литературы 21





ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, я ученица 7-Г класса Свердловской специализированной школы I­III ступеней № 6, Доманова Дарья.

Великий немецкий писатель Томас Манн писал «Книга неподвластна времени, если идущее вперед время вбирает ее в себя».

Поэтому тема моего исследования «Книга и чтение в современном мире».

Новое тысячелетие поставило две глобальные проблемы перед цивилизованным читающим миром: проблему новой эпохи - эпохи «электронного» печатного станка и проблему поддержки чтения.

Граней у проблемы книги множество. Во-первых, книга и другие носители текста (прежде всего электронные), книга и компьютер, а во-вторых, чтение и его виды в современном мире.

Актуальность исследования состоит в следующем.

Сегодня пришел черёд книги. Она тоже уступает своё место новым носителям текста - и перемещается на какое-то новое место. Какое же? В чём драма взаимоотношений книги и экрана? Каковы возможные итоги этого соревнования? И стоит ли их бояться? Эти вопросы в центре нашего исследования.

Вторая сторона проблемы: текст останется текстом и на экране компьютера. Его всё равно надо уметь читать. Что же такое чтение? Почему оно входит в число официально признанных показателей здоровья нации? Нужна ли государству специальная программа поддержки чтения? Правильно ли называть чтением только чтение художественной литературы? Здесь вопросов не меньше...

Цель исследования - выяснить, какова роль книги в жизни современного школьника.

Предмет исследования - читательские интересы учащихся школы №12.

Гипотеза исследования состоит в следующем: в связи с появлением новых видов книг интерес современных школьников к традиционной книге снизился.

Цель, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1.выявить различные аспекты проблемы книги и чтения в современном мире;

2.уточнить содержание понятий, имеющих принципиальное значение в определении сути данного исследования (традиционная книга, электронная книга, книга в формате киберпанка, «живая книга», чтение, виды чтения);

3.провести исследование по выявлению уровня читательского интереса современных школьников среди учащихся школы№12;

4.разработать предложения по повышению читательского интереса современных школьников.









ЧТЕНИЕ ХХI ВЕКА

КНИГА И КОМПЬЮТЕР

Цифровые технологии и Интернет предоставили огромные, не представимые ранее возможности создания, распространения и использования электронных (цифровых) книг и привлечения к себе всё большего и большего числа молодых людей и одновременно начали отучать их читать книги. Я имею в виду чтение традиционное, так как полноценное чтение с экранов даже самых идеальных компьютеров представить себе трудно.

Один из основоположников современной теории информационного общества профессор Герберт Маршалл Маклюэн ещё в 50-е годы прошлого века, упадок практики чтения и наступление электронной эры.

Маклюэн определил надвигающуюся электронную эру как новую революцию, эпоху электронной информации и гибель книгопечатания. Сейчас уже ясно, что последний вывод, вернее, прогноз, всё же не подтвердился.

Прошло совсем немного времени, и многие стали понимать, что читать, особенно художественные произведения, с экранов мониторов неудобно, некомфортно и вообще вредно. Для компьютерных фанатиков как гром среди ясного неба прозвучали слова Билла Гейтса: «Если мне надо прочитать три-четыре страницы текста, я предпочту их распечатать и прочесть на бумаге» - заметьте, это произнес человек, можно сказать, родившийся с компьютером в руках. Сегодня уже практически прекратились споры на тему: что будет с книгой в эпоху электронной информации, реже слышны дурацкие вопросы типа «а есть ли будущее у библиотек?» В общем, совместное мирное сосуществование электронных и печатных книг состоялось и продолжается, и главным образом потому, что электронные книги стали выпускаться, копируя шрифты, дизайн и даже стиль книг печатных.

Современные устройства для хранения и чтения текстов книг (e-book reader) или, по-иному, «электронные читающие устройства» (ЭЧУ) могут содержать

сотни книг в своей памяти, используя электронную бумагу и электронные чернила, а по комфортности чтения не уступают книгам бумажным (страницы таких электронных книг даже могут гнуться, как обычные страницы!). Одна из важнейших особенностей электронных книг - возможность увеличения фрагментов текста или графики. Кроме того, электронные книги имеют ещё несколько очевидных преимуществ.

Первое: если загрузить в устройство одну или триста книг, весить оно будет одинаково - это очень удобно, например, для путешественников или студентов, предпочитающих готовиться к сессии на пляже или где-нибудь на природе.

Второе - наличие функций поиска: обнаружить нужное слово или место в электронной книге - секундное дело, к тому же ЭЧУ сами помнят, где вы остановились.

Третье - экология. Производители электронных книг справедливо подчёркивают: если каждый из 6,5 млрд. жителей Земли купит хотя бы одну книгу, то на планете не останется ни одного дерева, всё уйдет на бумагу...

Но печатная книга всё равно остаётся на высоте спроса: многим нравятся запах книг и специфический дух, царящий в библиотеках, книгохранилищах и книжных магазинах. Как писал поэт Владимир Вишневский: «А хорошо, что в двадцать первом веке всё тот же запах у библиотеки». Издатели и книготворцы не ощущают никаких признаков падения спроса из-за развивающейся отрасли электронных книг, и это наглядно видно из таблицы.

№ п//п

Виды изданий

продажи

1

Коммерческие издания

8525

2

Книги для школ

6356

3

Книги для взрослых(твердая и мягкая обложка)

5082

4

Литература для университетов и колледжей

3677

5

Профессиональная литература

3474

6

Книги для детей(твердая и мягкая обложка

3443

7

Издания в мягкой обложке для массового рынка

1119

8

Религиозная литература

783

9

Книжные клубы и заказы по почте

621

10

Аудиокниги

218

11

Электронные книги

67

12

Всё другое

115

Итого:24 959 млрд. долларов

Успехи электронного книжного бизнеса, конечно, ощутимы, но пока на общем фоне книгопродаж они мало заметны (67 млн. из 25 млрд. долларов - пока слабовато ).









ЧТЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Сегодня всё чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру является навык чтения и понимания. Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать.

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник и общении, средство для решения жизненных проблем.

Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение - «труд и творчество» (философ В.Ф. Асмус), а для других - «блаженное мурлыканье» (писатель В.Набоков) или «интеллектуальное приключение» (философ и математик Л.Н. Уайтхед). Вез чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение - посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение - один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества.

Чтение - сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли.

Упражнение 1.

Попробуем вместе прочитать один из самых известных афоризмов о чтении, принадлежащий И.Бабелю, автору «Конармии»: «Каждый интеллигентный человек должен прочитать за свою жизнь восемьдесят книг. Каких именно? Чтобы узнать это, прочтите тысяч пятнадцать томов».

Сначала мы раскрываем содержание текста: нужно прочитать тысячи книг, чтобы найти восемьдесят главных, которые помогут стать интеллигентным человеком.

Затем объясняем текст, давая собственное его толкование: необходимо много читать, думать над прочитанным, постоянно отбирая лучшие книги, которые помогут формированию твоего внутреннего мира, ведь только так можно стать интеллигентным человеком - думающей личностью, способной к созидательной деятельности. И, наконец, «присваиваем» добытые новые знания КАК собственные: хочу ли я стать интеллигентом? Интеллектуалом, образованным и творческим молодым человеком, имеющим собственную позицию, не позволяющим манипулировать своим сознанием и не желающим быть пешкой в чужой игре? Что для этого необходимо? Много читать. Но для такой цели подходят не все книги. Есть восемь-десять самих важных лично для меня, надо постараться их найти. Можно делать это, отыскивая упоминания о тех книгах, которые повлияли на становление характера знаменитых людей. Можно сократить этот путь, прислушавшись к мнению специалистов. Мне кажется, что целесообразнее поступить именно так. Проверьте вместе выполнение этого задания. Вряд ли у нас возникнут разногласия по первой позиции (раскрытие содержания). Вторая позиция (интерпретация) может отличаться и зависит от того, какие именно слова вы посчитали опорными (интеллигентный человек, восемь-десять книг, пятнадцать тысяч томов) и как объясняете их независимость от собственных представлений. Третья позиция (присвоение новых знаний) у всех вас будет различна, поскольку именно здесь наиболее полно выражены личностные качества.

Упражнение 2

Книга С.Кови «7 навыков высокоэффективных людей: технология эффективности» - мировой бестселлер, признанный «золотой стандарт» лидерства. Она содержит набор ключевых компетенций лидера и является основой для тренингов по развитию современных деловых навыков. Его сын ШОН написал гениальную книгу о том же, но для тинэйджеров. В ней много прекрасных идей, забавных рисунков и невероятных историй. «Эта книга - попадание в десятку (гол!)», - считают наши сверстники. «Боже мой, Шон, я никогда не думал, что ты слышал хоть слово из того, что я тебе говорил», - удивился его отец.

Прочтите предложенные отрывки из книги Ш.Кови «7 навыков высокоэффективных тинэйджеров: как стать крутым и продвинутым» и попытайтесь раскрыть их смысл (содержание + интерпретация + присвоение нового смысла).

Текст 1

Я написал эту книгу, потому что жизнь подростков перестала быть легкой и беззаботной. Сегодня это - джунгли. Если я сделал свою работу как следует, эта книга может стать компасом, который поможет тебе выбраться из них.

... От реальной жизни не спрячешься, как ни пытайся. Я и не пытаюсь: вместо этого я предлагаю тебе набор инструментов, которые прекрасно помогают справляться е реальной жизнью. Что это за инструменты? 'Это- семь навыков эффективных тинэйджеров, или, другими словами, семь качеств, которыми

отличаются все успешные тинэйджеры в мире. Сейчас ты, наверное, гадаешь, что это за навыки... Пожалуй, я перестану держать тебя в напряжении и назову их.

Навык 1. Будь проактивен. Возьми на себя ответственность за свою жизнь.

Навык 2. Начинай, представляя конечную цель. Определи свою миссию и цели в жизни.

Навык 3. Начинай с самого важного. Расставляй приоритеты.

Навык 4. Действуй по принципу «выиграть- выиграть». Поддерживай установку «выиграть может каждый».

Навык 5. Сначала стремись понять, потом - быть понятым. Искренне слушай других людей.

Навык 6: Синергия. Сотрудничай с другими людьми, чтобы достичь большего.

Навык 7. «Затачивай пилу». Регулярно обновляй себя.

Текст 2

Джек Уэлч, бывший тинэйджер и один из лидеров бизнеса, сказал: «Управляй своей жизнью, или это сделают за тебя». «Кто?» можешь спросить ты. Может быть, твои друзья или родители, возможно - средства массовой информации. Хочешь, чтобы твои друзья говорили тебе, за что тебе именно сражаться? Возможно, у тебя чудесные родители, но хочешь ли ты, чтобы они создали проект твоей жизни? Их интересы могут совершенно не совпадать с твоими. Хочешь ли ты руководствоваться ценностями, которые предлагают в мыльных операх, журналах или на экранах кинотеатров? Наверное, ты думаешь: «Но мне не нравится так много думать о будущем. Мне нравится жить настоящим и плыть по течению». Согласен, жить настоящим - это здорово. Нужно радоваться каждому моменту и не слишком витать в облаках. Но плыть по течению... тут я против. По течению обычно плывут вниз - так можно оказаться и в болоте. В итоге ты можешь оказаться несчастным: тебе придётся делать то, что делают окружающие, хотя, возможно, ты этого и не хочешь. Путь куда угодно часто становится дорогой в никуда».

Виды чтения

Чтение - это всегда процесс принятия решения: зачем читать? что читать? как читать? Ответ на вопрос «зачем читать?» определяется конкретными жизненными обстоятельствами. Всемирная организация здравоохранения, включив грамотность (в том числе умение читать и писать) в число двенадцати наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации, тем самым утверждает, что читать нужно, чтобы полноценно жить: познавать, получать образование, общаться, решать сложные жизненные проблемы, переживать различные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться. Ответ на вопрос «что читать?» зависит от решения первого вопроса и от доступного для читателя «поля» чтении; от знания об информационных ресурсах и навыков эффективного поиски; но в любом случае читатель имеет дело с текстом. Ответ на вопрос «как читать?» будет предложен в этой главе.

Чтение - многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:

- рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов - мышления, памяти, воображения, воли, чувств);

- функциональным и эстетическим (по целям);

- репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации);

- деловым и досуговым (по мотивам);

- быстрым и медленным (по скорости).

Я хочу остановиться на некоторых видах чтения:

Просмотровое (поисковое) чтение, или сканирование, позволяет «пробегать» текст, получая общее о нем представление. Оно включает ориентировочное чтение, в также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами - абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных; фамилии, слова, факта.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задании. В нём применяются приёмы сканирования и аналитического чтения (в различных сочетаниях).

Эстетическое чтение предполагает и понимание, и переживание художественного текста.

Быстрое и медленное чтение. С каждым годом количество информации возрастает в геометрической прогрессии. Необходимостью становится динамическое чтение (скорочтение). В 1982 году были предложены нормативы по чтению вслух и молча для каждого класса средней школы. Выпускник школы должен читать вслух со скоростью 180 слов, молча - 330 слов в минуту. По результатам исследования, средние показатели чтения молча учащихся старших классов - 160-180 слов в минуту. Если сравнить среднюю школьную скорость чтения с объёмом учебного материала, который мы должны освоить, то легко установить, что этот объём значительно превышает наши возможности.

Квалифицированный читатель должен владеть разными скоростями чтения.

Скорость чтения может меняться в пределах одного текста, она зависит от содержания, целей чтения, а также от вида чтения и выбранных стратегий. Медленное, вдумчивое - это, как правило, аналитическое чтение с целью исследования и запоминания. Обычное (средний темп чтения) подходит для общего ознакомления с газетами, журналами, художественной литературой. Ускоренное чтение необходимо, когда надо освоить большой объём информации. Беглое, или скоростное чтение, куда относят сканирование - это просмотровое (поисковое) чтение.

Экранное чтение

В своей повседневной жизни и учебе вы постоянно встречаетесь с различными видами и жанрами электронных документов. Несмотря на личностные предпочтения, для большинства уже не имеет значения, в какой форме найти необходимую информацию - печатной или электронной. Работу с электронными документами, чтение их с экрана монитора н называют экранным чтением.

Существует несколько различий между печатным и электронным текстом. Во-первых, усиливается взаимодействие между автором (создателем) электронного текста и читателем. Читатель сам активно участвует в создании текста в чатах, на форумах в Интернете.

Во-вторых, продвижение по электронному тексту может регулироваться программой. Чтение может быть приостановлено; в случае неверных ответов на вопросы, проверяющие понимание, может быть предложено повторение выполнения задания. Читатель сам устанавливает уровень сложности заданий.

Читатель создаёт свой текст, конструируя его (по гиперссылкам и выделенным ключевым словам) в соответствии с собственным замыслом. Направление чтения задается самостоятельно.

К плюсам электронного текста стоит отнести и следующее: конспектирование электронного текста идет легче за счет многооконного режима, быстрого копирования необходимых фрагментов текста и их видоизменений. Ведётся автоматизированный поиск и выбор ключевых слов. Имеет значение программный контроль орфографии и стиля письма с одновременным обучающим эффектом.








ДЕТСКАЯ КНИГА В ФОРМАТЕ КИБЕРПАНКА

Компьютер и Интернет прочно вошли не только в наш быт и в наше сознание, но и в художественную литературу.

Литература для детей и подростков во многом повторяет мотивы «взрослого» киберпанка: ее герои вступают в борьбу с компьютерными силами зла. Только теперь в роли борцов дети: юные гении или обычные школьники, фанаты компьютерных игр. Проблемы добра и зла в формате «детского киберпанка» соседствуют с утилитарными вопросами вреда и пользы.









ПОДКАСТИНГ И «ЖИВАЯ КНИГА»

Ещё одна книжная инновация - так называемые «живые книги». Это новая услуга, которая появилась в ряде библиотек Европы. Называется она «Люди напрокат». Идея проста: читатели могут прийти в библиотеку и вместо книг выбрать человека для тридцатиминутной беседы. Что значит быть книгой? Это означает быть собеседником, советчиком, слушателем. «Читатели» ищут ответы на свои вопросы, выстраивая откровенный разговор по определённой теме, обмениваясь своими впечатлениями, мнениями. Одна из женщин-«книг», бывший продюсер на телевидении и в кинопроизводстве сказала, что участвуя в проекте «Живые книги», начала понимать: у каждого человека полным-полно историй, но шансов рассказать их немного.

Основатель «Живой библиотеки» Ронни Эйберджел объяснил причины и цели создания библиотеки: «Мы считаем, что чрезмерная жестокость и агрессия возникают между людьми, которые не знают друг друга. Живая библиотека может сблизить людей, которые вряд ли смогут встретиться иным способом. Мы хотим показать, что не каждый мусульманин хочет взорвать вас, не каждый полицейский является головорезом, как это иногда преподносится...»





БУМАЖНАЯ КНИГА И ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕКСТ

Сегодня достаточно часто можно услышать мнения о том, что бумажная книга как информационный носитель себя изживает, что через некоторое время её существование будет определяться скорее не функциональной, а культурно-исторической ролью. Чтобы избежать споров, в которых так или иначе выражаются личные пристрастия, попробуем на рациональном уровне сравнить особенности «бумажной» и «электронной» книги. (См. таблицу внизу).

Особенность

Бумажная книга

Электронная книга

Удобство хранения

Требует места,

которое зависит от объёма

Не занимает места в физическом пространстве, в памяти компьютера - весьма небольшое

Удобство чтения

Восприятие зависит от особенностей издания (напр.,шрифта), освещения

Привязка к компьютеру, сложность чтения больших текстовых массивов с экрана, хотя в последнее время появились специальные устройства - book reader («книгочиталка»), но широкого распространения они пока не получили

Тиражируемость

Невозможна

Возможна

Сохранность

С течением времени стареет, портится, требует аккуратного обращения либо гибнет

«Вечная» (при определённом уровне пользовательской компетенции)

Дополнительные функции

Только текст+графика, качество которой обусловлено особенностями издания

В компьютерный файл с электронной книгой могут быть вставлены гиперссылки на звуковые или видеофайлы, сам текст сопровождён любой графической информацией

Цена

Высокая

В большом количестве случаев - бесплатна или цена ниже бумажной (существуют в Сети специальные сайты, где можно купить электронные версии книг)

Взаимодействие с читателем

Пометки в книге портят её (нередко расцениваются как вандализм), компиляция фрагментов невозможна, поиск затруднён

Возможность оставлять пометы на полях, ставить закладки, искать, выделять, редактировать, копировать текст - и всё это при возможности быстро вернуть исходное состояние

Традиция восприятия

Многовековая

Пока ещё для широкого круга читателей - необычна

Из сравнения видно, что есть некоторые особенности (только некоторые!), обуславливающие превосходство электронной книги над бумажной - по крайней мере в сфере обучения. Сегодня этому мешают не столько технологические возможности, сколько инерция восприятия читателей, привыкших держать книгу в руках и перелистывать страницы, а не нажимать кнопки, смотря на экран. Впрочем, коллеги говорят, что в отдельных школах на уроках литературы в старших классах сегодня около тридцати процентов детей сидят с мини-компьютерами, в которых - тексты изучаемых произведений. И эти ученики вполне способны выполнять те задания, которые другие выполняют, работая с «бумажной» книгой: выделять ключевые слова, цитаты, фиксировать комментарии. Почему они сидят с «Обломовым» на дисплее? Да потому, что дома книги не оказалось, в школьной библиотеке - не досталось, в районную идти - времени не хватило. Раньше такой ребёнок просто заявил бы, что книги у него нет. Сегодня - сидит с её электронной версией. Так что вряд ли стоит категорично утверждать, что компьютер вытесняет книги: в некоторых случаях он их возвращает.

При этом совершенно очевидно, что книга обязательно останется как явление культуры, а отношение к ней - в чём-то схожим с отношением к книгам в Древней Руси, когда содержание неразрывно связано с оформлением и эстетическое начало порой даже преобладает. В электронный формат, как нам кажется, полностью уйдут периодика, профессиональная и развлекательная литература (то, что должно быть всегда под рукой, или то, что можно прочитать один раз и удалить), на бумаге останутся своеобразные произведения полиграфического искусства, например, архитектурные или живописные альбомы, хорошие издания классической литературы. Впрочем, кто знает...





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Книга не умирает. Она просто действительно перемещается на новое место: традиционная книга, не утрачивая своих позиций, соседствует с новыми видами книг и, прежде всего электронной. Исследования читательского интереса современных школьников показали, что гипотеза не нашла своего подтверждения: в связи с появлением новых видов книг интерес современных школьников к традиционной книге не снизился. Но данная проблема требует дальнейшего исследования на протяжении ряда лет.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гецов Г.Г.Работа с книгой: рациональные приёмы. - М.:Книга,1994. 2.Ивашина М.Чтение в XXI веке.//Литература №18/2008.

3.Костюхина М.Детская книга в формате киберпанка.//Литература №18/2008.

4.Линкова И.Я.Ты и твоя книга.- М.:1994.

5.Рыжкова Т. Не боимся Интернета!//Литература №18/2008.

6.Сартан М.Похвальное слово наладоннику.// Литература №18/2008.

7.Словарь юного книголюба. - М.:Книга,1987.

8.Шрайберг Я. Конец эпохи Гуттенберга?//Литература №18/2008.

9.Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост.В.И.Новиков. -М.:Педагогика,1987.

10.Ээльмаа Ю.Электронный текст в литературном образовании. //Литература №18/2008.

© 2010-2022