Конспект урока русского языка по теме Род имен существительных (5 класс)

Данный урок проводится в 5 классе в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов по авторской программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Учебник, соответствующий данной программе - "Русский язык. В 2-х частях" для 5 классов авторов Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.Цель данного урока - безошибочно определять род имен существительных. В данном уроке проводится словарная работа, работа с текстом, с алгоритмами и схемами. Кроме того, в этапы данног...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Род имен существительных»



Учитель: В рамках какой темы мы с вами работаем на уроках русского языка?

Обучающиеся: В рамках темы «Имя существительное».

Учитель: Какими признаками обладают имена существительные?

Обучающиеся: Они отвечают на вопросы «Кто?», «что?», имеют категорию рода, числа и падежа, могут быть собственными или нарицательными, в предложении, как правило, являются подлежащими, но могут быть и сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами.

Учитель: На экране несколько слов. Определите, что их объединяет?

Обучающиеся: Они являются словами одной и той же части речи (именами существительными), обозначают место, где живет человек, где он отдыхает.

Учитель: По какому принципу можно сгруппировать эти слова?

Обучающиеся: Можно сгруппировать их по принципу величины жилья (например - хижина, квартира и особняк, усадьба, дом), можно отметить, что жилище - это обобщающее слово для всех перечисленных в этом ряду слов, по уровню человеческих предпочтений и возможностей (например - хижина, квартира и особняк, усадьба, дом - классификация аналогичная, только группировка несколько отличается), по месту расположения этих построек (в черте города и за чертой).

Учитель: Согласно вашим версиям, в предложенную классификацию не входит слово «жилище». Все-таки, если взять в расчет морфологические признаки всех этих имен существительных, а не их лексическое значение, какая классификация будет наиболее уместной?

Обучающиеся: Классификация по родовой принадлежности: м.р., ж.р., ср.р.

Учитель: Определите род этих имен существительных.

Обучающиеся: усадьба, хижина, квартира - ж.р., дом, особняк - м.р., жилище - ср.р.

Учитель: Предположите, как может звучать тема сегодняшнего урока.

Обучающиеся: Род имен существительных.

Учитель: Что сможет помочь нам в безошибочном определении рода имен существительных?

Обучающиеся:

  1. Грамотно задавать вопросы к именам существительным разного рода;

  2. Научиться сочетать слова разных родов с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени;

  3. Определять сложные случаи определения рода у некоторых имен существительных;

  4. Использовать имена существительные разных родов в речи и не допускать грамматических ошибок в их словоупотреблении.

Учитель: в этом и будут заключаться задачи сегодняшнего урока русского языка.

Учитель: Как вы думаете, слово «род» многозначное или однозначное?

Обучающиеся: (предположения могут быть разные).

Учитель: Что обозначает это слово?

Обучающиеся: Это могут быть родственные отношения между людьми, несколько видов, которые обладают общими признаками, а также морфологическая характеристика имен существительных.

Учитель: На с. 56 вашего учебника расположена таблица. В ней в качестве примеров размещены слова, записанные курсивом. В такую же таблицу, которую вам предлагается начертить в тетради, необходимо внести словосочетания, расположенные выше, над таблицей, правильно употребив окончания имен прилагательных с этими словами.

Для этого повторим, какие окончания имеют имена существительные м.р., ж.р., ср.р.?

Обучающиеся: сущ. ж.р. - а, я, м.р. - нулевое окончание, сущ. ср.р. - о, е.

Мужской род

Женский род

Средний род

Железнодорожный путь

Городская молодежь

Сильное впечатление

Прочный рельс

Известная фамилия

Румяное яблоко

Свежий картофель

Белоснежная простыня

Рассыпчатая картошка

Полевая мышь

Проверка задания. Есть ли из вас те, кто допустил в этом задании ошибки? С чем это связано. Что нужно сделать, чтобы этих ошибок больше не допускать?

Оцените выполнение вами этого задания отметкой, расположите её на полях.

Учитель сделайте вывод о сочетаемости имен существительных с именами прилагательными. Какие окончания они имеют.

Обучающиеся: делают выводы, на экране появляется таблица сочетаемости имен существительных с именами прилагательными.

Учитель: Имена существительные сочетаются не только с прилагательными. Назовите, какие вам известны главные члены предложения?

Обучающиеся: Подлежащее и сказуемое.

Учитель: Какая часть речи чаще всего выступает в роли сказуемого?

Обучающиеся: Глагол.

Учитель: Какая форма глагола как правило имеет признаки рода?

Обучающиеся: Прошедшее время глагола.

Учитель: Прочитайте выразительно отрывок из хорошо известного вам произведения. Определите, о каком герое и произведении здесь идет речь?

Обучающиеся: читают текст (5 а класс - Родионов Василий, 5 В класс - Поляков Дмитрий). Определяют, что речь идет о возвращающемся домой Герасиме. И.С.Тургенев «Муму».

Учитель: Какие средства выразительности использует здесь автор для создания картины природы?

Обучающиеся: олицетворения (ночь шла, ветер ударял в лицо, ночное шушуканье деревьев), сравнение (дорогу домой, прямую как стрела), метафора (край неба румянился отблеском исчезавшего дня).

Учитель: приглашаю к доске обучающегося, класс выписывает только словосочетания глагол и имя существительное. У доски пятиклассник объясняет правописания окончаний глаголов. Образец ответа: «Ночь была тиха и светла. Была - глагол, окончание - а, потому что этот глагол прошедшего времени имеет форму ж.р. и.т.д.

Учитель: оцени свою работу у доски. Где были допущены ошибки, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не допускать таких ошибок?

После окончания этой работы обучающимся предлагается дополнить табличный вариант схемы сочетаемости глаголов и существительных указанием на морфемы глаголов.

Учитель: Дополните схему, расположенную на доске, возможными вариантами сочетаемости существительных с глаголами прошедшего времени: ж.р. - а, м.р. - нулевое окончание, ср.р. - о. От чего зависит окончание глаголов в этих словосочетаниях?

Обучающиеся: от окончания имени существительного и его рода.

Учитель: в русском языке есть слова, которые имеют очень неожиданные сочетания с прилагательными и глаголами. На экране - слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова. Определите их род.

Учитель: Это существительные общего рода, поскольку могут быть адресованы не только к женскому, но и к мужскому полу. Попробуйте составить с ними словосочетания и предложения, согласуя их с прилагательными (или местоимениями) и глаголами.

Она такая умница! Он такой умница!

Соня проснулся. Соня проснулась.

Учитель: Похожие признаки имеют следующие имена существительные: Врач, водитель, инженер, экономист, растяпа, геолог, филолог. Определите их род.

Обучающиеся дают разные предположения. Открываю содержимое слайде - поэтапное его рассмотрение позволяет говорить о том, что это имена существительные мужского рода, поэтому они сочетаются с глаголами прошедшего времени, имеющими нулевые окончания (примеры приводятся в слайде).

Для закрепления предлагается небольшое задание: выбрать лишнее слово в ряду перечисленных. (задание выполняется самостоятельно в тетради, слова записываются в строчку, выделяются орфограммы).

  • Сердце, имущество, молотьба, строительство, судно, лицо;

  • Ключ, доктор, квас, ведро, календарь, дом, фарш.

  • Мышь, метла, обжора, истина, линейка, весна;

  • Врач, водитель, инженер, экономист, растрёпа, геолог, филолог.

Обучающиеся. Проверка: молотьба (проверяемые согласные в корне слова - молотить - корень молот, поэтому на конце корня пишется т), ведро (проверяемая гласная в корне - вёдра), обжора - правописание о и ё после шипящих в корне (слово нужно запомнить, проверить невозможно), растрепа (правописание приставок на з и с) - после приставки следует глухой согласный, поэтому в приставке пишется с.

Учитель: Оцените свою работу на этом этапе урока (на полях). Что удалось? Что не получилось? Что необходимо знать, чтобы не ошибаться в выполнении таких заданий?

Учитель: В русском языке существуют случаи, когда постоянные признаки имен существительных все же меняются. В каких случаях это происходит?

Обучающиеся (затрудняются ответить).

На слайде две цитаты, где слово «лебедь» употреблено в женском роде (хотя слово по всем правилам русского языка является существительным мужского рода. Слово «птаха» имеет форму ж.р., а в песне - м.р. Почему? (особенности поэтической речи позволяют иногда вносить в морфологические характеристики слова авторские коррективы).

Учитель: Наш урок подходит к концу. Чему вы сегодня научились?

Обучающиеся:

  • Научились задавать вопросы к именам существительным разного рода;

  • Сочетать слова разных родов с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени;

  • Определять существительные общего рода;

  • Использовать имена существительные разных родов в речи и не допускать грамматических ошибок в их словоупотреблении.

Что было самым сложным?

Что необходимо сделать, чтобы избежать подобных ошибок?

Д/з - упр. 506.



© 2010-2022