Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина Рожь Урок развития речи в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 3

Урок по развитию связной речи. 7 класс .



Тема . Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина « Рожь».

Цели урока . Обучать словесному описанию картины ; научить собирать материал к сочинению ; прививать любовь к искусству и родной природе .

Оборудование. Репродукции картин Шишкина « Рожь» , « Корабельная роща» , « Лесные дали» и др.

Ход урока .


  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике И.И. Шишкине.

Иван Иванович Шишкин детские годы провёл среди суровой природы Вятской губернии . Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им , стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей .

- Что означает слово пейзаж ?

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле , но безуспешно . В 1852 году юноша отправился учиться в Москву , в Училище живописи , ваяния и зодчества . Здесь он подружился с художниками В.Перовым , И. Прянишниковым , К.Маковским . В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку . В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств .

В 1894-1895гг. Шишкин - руководитель пейзажной мастерской Академии художеств. Шишкин прославился как пейзажист . Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера - « Рожь» . Перед вами репродукция картины .

- Что означает слово репродукция ?

- Кто знает , где хранится подлинник ? ( Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве ) .

Давайте рассмотрим репродукции с других картин И. Шишкина : « Корабельная роща» , « Лесные дали» .

В.Стасов называл пейзажи Шишкина « пейзажами для богатырей » .

- Вы согласны с мнением известного русского критика ? Можно ли сказать , что « Рожь» изображает пейзаж для богатырей ? Почему ?

Именно к этой картине такие слова относятся больше , чем к любому другому произведению мастера .

2. Беседа по картине . Выбор ключевых слов . Составление плана.

Учитель. Что изображено на картине ?

Дети . На картине изображено поле золотистой ржи . Зреет богатый урожай . Кажется , что приятно пахнет созревающей рожью .

Учитель. Какое время дня написал художник ?

Дети . Полдень .

Учитель . Вспомните стихи о ржаном поле . ( Перечитаем стихотворение А.Фета « Зреет рожь над жаркой нивой …».

Дети выразительно читают стихотворение .

Зреет рожь над жаркой нивой ,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы .

Робко месяц смотрит в очи ,

Изумлён , что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул .

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око .

Учитель . Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины ?

Дети . Золотые переливы , безбрежная жатва хлеба , жаркая нива .

Учитель . Что можно сказать о колосьях ?

Дети. Золотые , спелые , тучные колосья наклонились к земле . От лёгкого дуновения ветерка колышется , волнуется желтеющее поле ржи .

Учитель. Какие цветы растут во ржи ?

Дети . Полевые цветы : васильки , ромашки .

Учитель. Опишите дорогу .

Дети . Она заросла травой , убегает вдаль .

Учитель . Расскажите о соснах , изображенных на полотне И.Шишкина .

Дети . Справа - высокая старая сосна . Её мохнатая ветвь низко нависает над рожью . Слева одна из сосен похожа на мачту корабля . Сосны похожи на богатырей . Тёмные , стройные , мощные , могучие .

Учитель . Опишите небо .

Дети . Голубое , светлое небо , по нему скользят лёгкие облака .

Учитель . Докажите , что художник изобразил не дикую природу , а землю , возделанную трудом человека . Можем ли мы определить конкретное место , где написан этот пейзаж ?

Дети. Определить трудно . Скорее всего это средняя полоса России .

Учитель. Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины : « Раздолье , простор , рожь , Божья благодать , русское богатство» . О чём хотел нам рассказать художник ? Определите главную мысль произведения .

Дети . Какой открывается простор ! Как прекрасна нива , где зреет рожь !

Учитель . Читает отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова .

Всё рожь кругом , как степь живая ,

Ни замков , ни морей , ни гор …

Спасибо , сторона родная ,

За твой врачующий простор .

Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор ?

Дети . Врачующий - лечащий , исцеляющий .

Учитель. Какие чувства вы испытываете , когда смотрите на картину ?

Дети . Покой , радость , умиротворение .

Дети с помощью учителя составляют план сочинения .

  1. О художнике - пейзажисте И. Шишкине .

  2. Описание картины И.Шишкина « Рожь»

а) Желтеющее море ржи .

б) Огромные сосны среди ржи .

в) Как хорошо в поле !

Заключительное слово учителя.

Всё в картине проникнуто чувством покоя - летнее небо с медленно плывущими облаками , неподвижно стоящие среди поля огромные сосны , тучные колосья , склонившиеся под своей тяжестью к земле , белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки , сам воздух , прозрачный , неподвижный . Картина « Рожь» - это идеальный образ родной природы , радующий , успокаивающий и возвеличивающий душу .

Во время беседы учитель выписывает ключевые слова ( и их синонимы ), которые дети могут использовать в своём сочинении - описании .

Золотистая рожь , золотые переливы , безбрежная жатва хлеба , жаркая нива , тучные колосья , наклониться к земле , желтеющее поле , колышется и волнуется , лёгкое дуновение ветерка , полевые цветы , заросла травой , убегает вдаль , сосны - богатыри , мощные деревья , мохнатая ветвь , низко нависает , воздушные облака , скользят по голубому небу, раздолье , широкий простор , русское богатство.



© 2010-2022