Рабочая программа Комплексный анализ текста. 11 класс 34 часа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

МГУПС (МИИТ) гимназия


Принято:

Научно-методический совет гимназии

П Протокол № 1

О от « » августа 2015 г.

Утверждаю

Директор гимназии

Мирушина О.И.

Приказ №

от « » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного курса

«Комплексный анализ текста»

Ступень обучения (класс): 11

Количество часов: 35 Уровень: базовый

Учитель: Сенчакова Екатерина Геннадьевна

Программа разработана на основе: Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений (автор М.М.Разумовская) и Программы по русскому языку В.Ф.Греков. Л.А.Чешко., с применением аналитические материалы ФИПИ, а так же программы Загоровской О.В., Григоренко О.В.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А, Часть В, Часть С, Москва «Просвещение», 2009-2014г


Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол №1 от 26 августа 2015 г.

Заведующий кафедрой

________ Сенчакова Е.Г.



Москва, 2015


Пояснительная записка


Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку,

анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет и на требованиях к выполнению задания № 25( 2014-15 год)

Основанием являются базовые программы по русскому языку рекомендованные в общеобразовательных школах и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львовой, А. Г. Нарушевича, Г.Т. Егораевой, Л. Л. Соколовой, А. Н. Тихова, С. А. Павловой, аналитические материалы ФИПИ, а так же программа Загоровская О.В., Григоренко О.В.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А, Часть В, Часть С, Москва «Просвещение», 2009-2013

Введение спецкурса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть С ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.

Актуальность данной программы состоит в том, что в условиях введения ЕГЭ необходимо больше внимания уделять анализу текстов разных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь; формировать у учащихся умения рассуждать на предложенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения художественных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Курс составлен с целью подготовки учащихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по русскому языку.

Программа спецкурса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение - рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;

  2. содержание программы;

  3. технологию организации учебного процесса;

  4. формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

  5. требования к результатам освоения ЕГЭ;

  6. основные термины и понятия, необходимые для овладения спецкурсом;

  7. приложения;

  8. методическую литературу, список литературы для учащихся, интернет-ресурсы;

  9. контролирующие материалы;

  10. примерные ученические сочинения на осонове исходного текста.


Цели и задачи курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания № 25 ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений

7. Создание условий для формирования ключевых компетентностей у учащихся: коммуникативных, языковых, культуроведческих, лингвистических.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • анализировать форму исходного текста;

  • находить характерные для исходного текста языковые средства;

  • создавать связное высказывание;

  • излагать последовательно собственные мысли;

  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

-работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению универсальных учебных действий осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  • промежуточный (проводится в форме контрольной работы и теста в соответствии с требованиями ЕГЭ);

  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМ

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически - поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения. (6 часов)

Практические работы:

1) Написание сочинений-рассуждений;

2) редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока, содержание учебного материала

Тип урока

УУД

Планируемые предметные результаты освоения материала

Вид контроля

Домашнее задание

Примерная дата (учебная неделя)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов)

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




1

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




2

3

Выделение микротем в тексте

Практическая работа


Практическая работа


3

4

Лексические средства организации текста

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




4

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




5

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




6

7

Стили речи

Тренировочный тест

Работа с текстом


Тренировочный тест


7

8

Контрольная работа №1 (промежуточная )

Тренировочный тест

Работа с текстом


Тренировочный тест


8

9

Типы речи

Практикум

Работа с текстом, выявление характерных признаков


Практикум с элементами зачета


9

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

Практикум, тестирование

тестирование


Практикум, тестирование


10

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы.

Практикум

отработка действия по образцу


Практикум


11

12

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

Отработка действия по образцу


Практикум


12

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

Развитие образного мышления


Практикум


13

14

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

Развитие образного мышления


Практикум


14

15-16

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум

Построение текста, обработка текста в соответствии с поставленной задачей


Практикум


15,16

17

Промежуточная контрольная работа № 2 (Тестирование)

контрольная работа

тестирование




17

Тема 3. Анализ текста (4 часа)

18-19

Содержание исходного текста

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




18,19

20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практикум

Построение текста, обработка текста в соответствии с поставленной задачей, проведение Аналитической работы


Практикум


20

21-22

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний

Формирование текста




21,22

23-24

Промежуточная контрольная работа № 3

Лекция

Ведение лекционной записи, анализ, выявление фактически значимого материала




23,24


Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения (6 часов)

25-26

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция

Практикум

Формирование текста




25,26

27-29

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

Практикум

Формирование текста




27,28

30

Заключительная часть сочинения

Практикум

Формирование текста




29,30

31,32

Тренировочные сочинения

Практикум

Формирование текста




31,32

33,34

Итоговая контрольная работа. Примерный текст для написания сочинения-рассуждения.

Практикум

Формирование текста


Итоговый приактикум


33,34



Методическая литература по предмету

  1. Загоровская О.В., Григоренко О.В.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С, Москва «Просвещение», 2009-2013

  2. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». Москва« Экзамен», 2012

  3. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». Москва «Экзамен», 2008

  4. Н. Григорьева «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Москва «Айрис Пресс», 2011

  5. Г. Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ. 100 баллов» (выполнение задания 3 (С) ). Москва «Экзамен», 2007

  6. А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку». Москва «Творческий центр», 2009

  7. Е. И. Никитина «Русская речь. Развитие речи 10 класс». Москва «Дрофа», 2005

  8. Н. П. Завражнова «Русский язык 10-11 классы. Тесты и тренинговые задания». Волгоград «Учитель», 2008

Литература, рекомендованная учащимся

  1. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М: «Экзамен», 2012

  2. Л. И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий». М: «Экзамен», 2011

  3. Н. А. Сенина «Тематические тесты». Ростов-на-Дону «Легион», 2011

  4. Н. П. Завражнова «Тесты и тренинговые задания» Волгоград «Учитель», 2009

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. ege.edu.ru

  2. rustest.ru

  3. wwwfipi.ru

  4. prosa.ru

  5. pritchi.nm.ru




© 2010-2022