Открытый урок по теме Собственные и нарицательные имена существительные. . docx

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные. 6класс

Цель: повторить правописание безударных гласных в корне, закрепить и систематизировать знания об именах собственных и нарицательных, правописание имён собственных.

Ход урока

I. Орфография "дуэль". Сражаемся с безударными гласными в корне. (Из сгруппированных слов выписать букву а в корне). В конечном итоге должна получиться "5".

  1. газета, картина, машина

  2. сазан, корзина, портфель

  3. садовод, молоко, фонарщик

II. Ребята, отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом
Даю названья всем предметам. (существительное)

III. Сейчас вам предстоит дать названия предметам:

  1. Назовите сладкие предметы.

  2. Назовите круглые предметы

  3. Название жидкостей

  4. Название животных.

А теперь назовите имена 3-4 человек. Ребята, сейчас мы с вами назвали имена собственные и нарицательные. Тема сегодняшнего урока: "Имена существительные собственные и нарицательные".

Мы должны будем с вами научиться различать имена собственные и нарицательные, и запомнить, как пишутся имена собственные.

Ребята, сейчас я вам расскажу сказку.

В стране "Существительное" жили два брата Имя Собственное и Нарицательное. И вот как-то они заспорили.

Собственное говорит: "Я всех главнее, я даю названия единичным предметам, меня пишут с большой буквы, а некоторые имена собственные ещё и в кавычки заключают".

- Ну, хорошо, - говорит Нарицательное. Ты, конечно, важное имя, но представь себе, если бы не было меня.

- Вот, например, я первым встречаю человека. Когда рождается малыш, у него ещё нет имени, а я его называю - человек, малыш, новорожденный.

Подумало Имя Собственное и говорит: "Ну, хорошо, ты меня убедил, мы оба имеем большое значение в речи, поэтому давай помиримся, и никогда не будем ссориться".

Ребята, какой вывод сделаем, прослушав сказку?

IV. Очень часто имена собственные переходят в имена нарицательные и наоборот.

Запишите предложения:

Я люблю эту землю, родные края!

Люди всей Земли борются за мир.

Анализ предложений.

На доске запись.

  1. У древних европейцев (В, в)олк был в почёте: он являлся хозяином.

  2. От имени Лев легко отпочковать уменьшительное Лёва, а назвать "Лёвой" да же самого смирного льва можно лишь ради смеха, в шутку.

  3. Прекрасный юноша Нарцисс из греческой легенды был влюблён в самого в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок, который назвали нарциссом.

V. Работа по карточкам.

Раскройте скобки и поставьте где нужно кавычки.

Мой любимый журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши- Аргументы и факты. Сказка (В, в)асилиса Прекрасная - волшебная. Остров (Л, л)укоморье был заповедником всех вычитанных нами героев.

Взаимопроверка.

VI.Физминутка.

Вот какой у нас арбуз,
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки -
Все в арбузном соке.

Арбуз - это имя собственное или нарицательное?

VII. А теперь, чтобы лучше усвоить тему, заполним анкету.

Анкета - опросный лист, для получения каких-нибудь сведений о том, кто их заполняет.

  1. Имя, фамилия.

  2. Где вы живёте?

  3. Какие книги, газеты читаете?

  4. Какие лакомства предпочитаете?

  5. Каких писателей, художников вы любите?

VIII. Обратите внимание на доску и запомните, как пишутся названия праздников.

Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово.

IX. Работа у доски. (Запись под диктовку).

Фёдор Иванович Шаляпин - выдающийся русский певец.

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор.

Иван Сергеевич Тургенев - писатель.

Итог.

Домашнее задание: узнайте, что означает ваше имя?







© 2010-2022