Доклад Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.



Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МОУ Наумовская ООШ

Галкиной В.В.

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.

Анализ проблемы развития творческой активности подростков в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия:

1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права" ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования") и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы в сельской местности.

2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании того или другого предмета.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.

Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.

У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.

Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности.

Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю, используя технологию критического мышления, технологию исследовательской работы и информационно-коммуникативную технологию.

Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трёх стадий: вызов - осмысление - рефлексия. Данная модель повторяется на уроке трижды. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии использую ряд приёмов. Так на стадии вызова - мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотносят их с собственными знаниями. Стадия рефлексии (размышления) характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу.

Уроки строятся на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющих на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.

Начиная с 7 класса, использую исследовательский метод (метод-проектов). Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области русого языка и литературы. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.

Он "открывает" знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания.

Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положение исследователя-творца.

При составлении проектов выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. При этом старшеклассники привлекают имеющие свои знания из курса математики, биологии, физики, истории.

Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными, разнообразными. Качество творческих проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития.

Информационно-коммуникативную технологию использую на вводных и обобщающих уроках, где учащиеся представляют презентации своих проектно- исследовательских работ. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по биологии и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных форм внеклассной работы. Итак, содержание и формы работы, которые я использую в своей работе:

Организация массовых мероприятий.

Организация и проведение исследовательских работ.

Создание литературного клуба и объединение учащихся по интересам.

Проведение научной конференции.

Подготовка и участие в олимпиадах, районных, областных акциях, конференциях, слётах.

Организация стенной печати.

Беседа, рассказ.

Практикумы.

Экскурсии.

Походы.

Занятия решения «ключевых» задач.

Круглые столы.

Выполнение творческих работ, проектов.

В воспитательном аспекте работаю над формированием духовного и культурного уровня школьников, способных к самореализации и самоопределению. Воспитание этих качеств осуществляется совместно с родителями и педагогами.

Организация любого нашего дела имеет свои этапы.

1. Предварительная работа коллектива. Создаем Совет, задача которого организовать все дело. Совет существует только на период проведения мероприятия, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.

2. Коллективное планирование. Задача Совета и педагога на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод "мозговой атаки"

3. Коллективная подготовка КТД. Задача - обеспечить успех (опытный ученик работает с неопытным). Идет работа микроколлективов, проверка готовности.

4. Непосредственное проведение КТД. Важно обеспечить совместные эмоциональные переживания, это внутренне обогащает, возвышает каждого участника дела.

5. Коллективное подведение итогов.

Говорим, что получилось, а что нет. Делаем выводы.

© 2010-2022