Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»»

Урок по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» прошел в 7 классе.  На урок развития речи уделяется 2 часа (1 час – подготовка, 2 урок – написание сочинения). Цели урока: 1) учебная – формирование основных компетенций учащихся по русскому языку – коммуникативной, литературоведческой, читательской, культуроведческой; 2) развивающая – развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных (общеучебные), коммуникативных. А также развитие по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «Средняя школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»













Урок русского языка

в 7 классе

на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»






Провела преподаватель

русского языка и литературы

Дмитрова С.М.





г. Улан-Удэ

ноябрь 2013 г.

Тема: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»

ТДЦ:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения; восстановить в памяти знания о понятии «портрет» и «литературный портрет»;

  • уметь отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека;

  • научить учащихся составлять план сочинения;

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.

Форма урока: урок по развитию связной речи по картине.

Оборудование: план-конспект урока, раздаточный материал: карточки, портреты.

Эпиграф: Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)

Ход урока:



  1. Вступительное слово учителя:



  • Здравствуйте, ребята! Наш урок посвящен теме «Описание внешности человека».

Давайте присмотримся друг к другу. Как мы выглядим? Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз? Мы порой, ребята, многое знаем, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.

Сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения.



  • запишите сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» и эпиграф: Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов).

[2 мин]



  1. Теоретическая разминка:



  • На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (ответы детей)

[2 мин]

  • запись слова портрет в тетрадь.

  • Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить их поступки).

  1. Погружение в тему:



  • Сегодня на уроке мы попробуем описать картину. Для этого познакомимся с картиной В.И. Хабарова «Портрет Милы».

  • Ваши первые впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил автор? В какое время это происходит? (не было Интернета, компьютера)

  • Кто нарисовал эту картину? Давайте узнаем об авторе этой картины: (выступление ученицы Сони Булыга) [2 мин]

Валерий Иосифович Хабаров широко известен в нашей стране и за рубежом. Родился 4 августа 1944 года в Мичуринске. В 14 лет по рекомендации Аркадия Васильевича Платицына он поступил в Рязанское художественное училище. Затем после обучения его ждала служба в армии на Сахалине.

В 1967 году В.И. Хабаров поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова на графический факультет, где учится в течение шести лет.

Уже около 40 лет художник живёт и работает в Москве, иногда посещая родной Мичуринск. Он много трудится. Каждая его картина отличается выраженной естественностью, точностью, удивительной гармонией изображения. Причём во все полотна Валерий Иосифович вкладывает особый смысл. Основной жанр его творчества - портрет.

В 2006 г. на Московской международной выставке-конкурсе "Золотая кисть" художник завоевывает Гран-при, представив «Портрет А.К. Гурьянова». В.И. Хабарова называют портретистом от Бога. Над каждым портретом он работает медленно, тщательно, с полной отдачей, проникая в характер человека, затрагивая его психологические струнки.

***

  • Да, считается, что хорошо написанный портрет показывает не только физические, но и духовные черты человека:

1) рассматривание портрета Анатолия Карпова: Чей портрет? (ответы детей)

Герой стоит по центру, оперевшись на стол обеими руками, в одной руке держит шахматную фигуру, а еще несколько находятся на столе. Здесь же лежит листок бумаги и ручка. Лицо серьезное, открытое, голубые глаза выдают мудрость, решительность, серьезность.

2) «Автопортрет». Обсуждение картины.



  1. Работа над картиной «Портрет Милы»:



  • Давайте вернемся к картине «Портрет Милы». С чего начинаем описывать внешность человека? (с описания лица)

  • Что вы можете сказать о Миле? (ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная). Чтобы создать образ, надо описать внешность человека.

  • Работа с таблицей: (Заполнить таблицу, используя причастия, прилагательные - эпитеты). «Кто больше подберет причастия и прилагательные к опорным словам?» Работаем быстро и экономно! Чтение работ.



  1. Беседа по картине:

1) А теперь рассмотрим внимательно картину, увидим на ней всё, что нарисовано:

  • Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?

  • Как комната характеризует хозяйку? Назовите те предметы, что видим на картине.

  • Какие краски использует художник?

  • Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки? (увлечение Милы)

  • Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она? (ответы детей)

2) Работа в группах: (учебник, упр.77)

  • Представьте себе, что вы вошли в комнату Милы и увидели свою подругу (сестру) с книгой в руке. Девочка даже не обратила на вас внимания, и вы невольно стали рассматривать её лицо, позу, одежду. Что нового узнали о Миле? О чем хотели бы её спросить? [7 мин]

  • Составление диалога (работа в парах)

Что такое диалог? Как он оформляется на письме? О чем вы спросите читающую подругу (сестру)?

  • Прослушать детей, скорректировать, дополнить: (4-5 предложений)

- Привет, Мила!

- А? Что?

- Что ты читаешь?

- Я так зачиталась, такая интересная книга, ты не представляешь! Я сейчас…



  1. Повторение грамматики (о роли причастий, ПО в предложении):

(запись предложений)



  1. Лампа, освещающая девочку, висит над креслом.

  2. На полу лежат коньки, брошенные девочкой.

  3. Девочка, увлеченно читающая книгу, сидит в кресле. (повторение знаков препинания при ПО)

Вывод: Причастия, так же как и прилагательные, обогащают нашу речь, делают её выразительной, красочной. (увлеченная, мыслящая, думающая, читающая, сосредоточенная)

  • Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю.

  • Да, ребята, художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мыслящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у неё происходит внутри, о чем она думает, переживает. Вы согласны со мной?



  1. Работа над планом сочинения:



  • Теперь нам предстоит обдумать план сочинения. У каждого из вас этот план может быть свой. (свобода творчества). «С чего начать? Чем продолжить? Как закончить?» - вот вопросы, на которые вам предстоит ответить.

  • Сколько частей должно включать в себя сочинение? (3) (План сочинения на листке)

  • В какой части вы дадите описание внешности Милы?

  • В какую часть включите диалог?

  • Куда вы вставите описание комнаты?

  • Чем вы закончите сочинение?

  • Составьте (дома) заголовок, начало и конец текста!

(раздать памятку - поможет в написании сочинения-описания)

Если есть время!

Дать детям: 1) придумать заголовок; 2) заполнить 1 часть плана (чтение)

План:

- Вступление. Общие сведения о картине.

- Основная часть (состоит из нескольких частей): 1. Описание портрета Милы: а) черты лица; б) глаза (взгляд); в) поза; г) волосы; д) фон картины. 2. Диалог: а) увлечение чтением (о книгах); б) коньки.

- Заключение. Мои (ваши) впечатления о картине.



  1. Итог урока. Рефлексия:



  • О чем вы задумались, глядя на картину? Какая мысль художнику была важнее? В чем заключается идея картины? (ответы детей)

  • Внешность девочки, её сосредоточенность, увлеченность (книга, коньки) показали нам внутренний мир Милы. Она ваша ровесница. Сегодня вы такие, завтра - другие, только развиваясь, обогащаясь каждодневно, человек становится мыслящим, уверенным, спокойным. И я хочу сказать в конце: «Будьте внимательны друг к другу, наблюдательны, отзывчивы по отношению к своим близким!»

  • Оценки, комментарии.

Дома: написать сочинение по картине.



Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»

Памятка для обучения описанию

1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тему описания)

2. Определите цель описания.

3. Помните, что в состав вашего описания должно входить указание на местоположение предметов и названия самих предметов, здесь расположенных, т.е. предложения должны в вашем тексте строиться по схеме: где? - что?

4. Обратите внимание и на разнообразие средств со значением местоположения: около …, рядом с …, за ней, справа от …, налево от …, посередине…

5. Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения.

6. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.

7. Подумайте над итогом описания и его оформлением.

8. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие.

9. Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.

10. Работайте над окончанием текста.

Чтобы ваше сочинение было интересно читать, не забудьте об эмоционально-экспрессивной стороне речи





Портрет - изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре

Живопись - 1. изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок; 2. произведения этого искусства

Литературный портрет - это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды.

Внешность Милы. Составление таблицы с включением средств художественной выразительности

Лицо

Глаза (взгляд)

Волосы

Одежда

Поза

Фигура

Эпиграф:

Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)

Самоанализ урока


Урок по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» прошел в 7 классе. Присутствовало 6 человек.

Цели урока: 1) учебная - формирование основных компетенций учащихся по русскому языку - коммуникативной, литературоведческой, читательской, культуроведческой;

2) развивающая - развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных (общеучебные), коммуникативных. А также развитие познавательных процессов (воображения, внимания, образного мышления и речи).

3) воспитательная - воспитывать внимательное отношение друг к другу, к близким.

Тип урока - урок развития речи.

Структура урока соответствует данному типу урока. Урок состоял из следующих составляющих элементов:

1 этап. Ориентировочно-мотивационный. Задачей которого было эмоционально подготовить учащихся к работе, более глубокому проникновению в его содержание и мотивировать их к последующей учебной деятельности. Психологический настрой на уроке (формирование поликультурной (быть внимательными друг к другу, наблюдательными), информационной (сообщение о художнике, его портрет, портрет А. Карпова), познавательной, коммуникативной компетенций).

Приемы:

  1. Слово учителя.

  2. Карточки, портреты.

  3. Сообщение ученика о художнике.

2 этап. Операционально-исполнительский. Задачей этого этапа было: создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитание и развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Приемы:

  1. Ответы на вопросы

  2. Беседа

  3. Выразительное чтение предложений

  4. Выполнение задания «Составление диалога» (формирование информационной, познавательной компетенций).

3 этап. Рефлексивно-оценочный, задачей которого было: развитие мышления, речи (рефлексивные компетенции)

Приемы:

1. беседа, опрос;

2. выполнение задания

Использован объяснительно-иллюстративный метод, приемы - слово учителя, беседа. Частично-поисковый метод - нахождение примеров из картины.

Самостоятельная работа учащихся: составление диалога.

4 этап. Обобщение и закрепление пройденного материала. Оценка. Домашнее задание.

Методы и приемы обучения соответствуют содержанию материала, типу, целям урока и возрастным особенностям детей.



© 2010-2020