Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе

Тема: Обособление определений Цель: сформировать алгоритм учебного действия с изученным понятием, актуализировать опорные знания и умения по данной теме, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при определениях, приложениях, развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний. Оборудование: компьютерная презентация, таблица, схема – кластер, карточки. Ход урока:                                                   «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.Обособление определений. Урок русского языка в 8 классе.МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»



Урок русского языка в 8 классе:

Обособление определений



Учитель русского языка и литературы:

Нимгирова А. С.



Сарпа

Тема: Обособление определений

Цель: сформировать алгоритм учебного действия с изученным понятием, актуализировать опорные знания и умения по данной теме, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при определениях, приложениях, развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица, схема - кластер, карточки.

Ход урока:

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

Оргмомент.

- Добрый день, дорогие ребята!

Мы продолжаем изучение темы «Обособление определений». Результатом сегодняшней встречи должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания при обособленных определениях и приложениях, но и умение использовать определение в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

I. Стадия осмысления.

* Актуализация прежних знаний.

* Графический диктант.

  1. Восходит солнце, бодрое от холода. [=__,~]

  2. Золотится отблеском окно. [=--- _]

  3. Утро тихо, радостно и молодо,

Белым снегом все запушено. [_=,=и=],[~- - -_=]

* Контроль знаний по теме. Разминка.

Загадка 1. Задумано слово из 9 букв

о


ь

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме, выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению - обобщать. Что же это за слово? (обособить).

Загадка 2. В природе участок, выделяющийся чем-нибудь среди других или окруженный водой, называется


В обществе о человеке, который отделился от других, говорят, что он



Загадка 3. Как, при помощи чего можно выделить слово, смысловой отрезок внутри предложения

А) в устной речи?

Б) на письме?

(интонациями, запятыми, тире)

Задание 1: выделите интонационно и запятой слова, отрезки предложения.

  1. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

  2. Изумленный, прохожий о чем-то спросил.

  3. Мартовская ночь облачная и туманная, окутала землю.

  4. За синими морями забытый, он угасал один.

  5. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.

II. Стадия осмысления.

Когда и для чего обособляются члены предложения, т.е. укажите цель, причины и условия обособления.

Для говорящего, пишущего - быть наиболее точно понятным

Цель

Для слушающего, читающего - понять сказанное, написанное

Причины обособления

  1. Необходимость сделать более ясным образ уточнить, усилить смысл выделенного отрезка предложения

усилить,
пояснить, конкретизировать

  1. Перечислите, какие члены предложения обособляются и когда.

Обособляются

НЕ обособляются

Определение и приложение,

относящиеся к личному местоимению.

Одиночные деепричастия, перешедшие в наречие или входящие в состав сказуемого (стоя, не глядя)

Танки идут гремя…

Путь до звезды короче.

Между двумя и тремя часами ночи.

Распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова.

Приложения, определения с добавочным обстоятельственным значением.

Фразеологизмы с деепричастиями

Раскрыв рот

Спустя рукава

Сломя голову

Обстоятельства (деепричастия, деепричастный оборот, обороты с предлогом несмотря на)

Приложения с союзом как в значении «в качестве».

Мы знаем Н. И. Рыленкова, как поэта советской эпохи.

Два или более одиночных определения после определяемого слова с другим определением перед ним

Одиночные определения, определенные от определяемого слова другими словами

Дополнения, выраженные существительными с предлогами: наряду с, вместо, за исключением, кроме, помимо, сверх, включая и др.



  1. Исследование текста.

Отчет об исследовательской работе

У доски рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки, в которых есть определения.

  1. Игровая пауза. «Кто больше?» («молчанка). Подобрать определения к слову

прекрасная калмыцкая

просторная С Т Е П Ь родная

бескрайняя благоухающая



  1. Творческое задание:

Задача: Вообразите и словесно опишите степной пейзаж.

Писатель А. И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

Мы постараемся создать свои маленькие произведения.

Представьте степь в любое время года. Присмотритесь к красоте, необычным краскам, прислушайтесь к тишине. Вдохните глоток свежего степного воздуха. Напишите пейзажную зарисовку, используя определения.

(тем, кто затрудняется, предлагается написать синквейн)

III. Рефлексия.

Устная публикация (представление)

Чтение миниатюр, синквейнов.

© 2010-2022