Рабочая программа по литературе (под ред. Г. И. Беленького) 10-11 классы. 2015-2016 уч. год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»


Рассмотрена на заседании Методического совета

Протокол № 1

«27» августа 2015 год

____________________


СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР

______________________

«31» августа 2015 год


УТВЕРЖДЕНА

приказом № _215 -од_

от 31.08.2015

______________________ Директор школы





Рабочая программа

Литература __________________________________________________

(наименование учебного предмета (курса))

Среднее общее образование (10-11 классы)

________________________________________________________

(уровень образования)

2 года ________________________________________________________________

(срок реализации программы)


ФИО учителя, составившего рабочую программу:

Вяткина Н. В.

______________________



2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программой основного общего образования по литературе для 5 - 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2010 год

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В программу включены следующие изменения:

1. Уроки внеклассного чтения, что является необходимым требованием, предъявляемым к урокам литературы.

2. В программу 10 класса включено творчество А. П. Чехова (в авторской программе он изучается в 11 классе), так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX века, а 11 класс - литературы XX века. Это допустимо при составлении авторских и рабочих программ.


Тематический план


Литература 10 КЛАСС

Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том

числе

развитие

речи

Контрольные работы

Введение

1

Русская литература первой половины XIX в

8

1

А.С.Пушкин

3

М.Ю.Лермонтов

2

Н.В.Гоголь

3

1

Русская литература второй половины XIX века

85

6

6

Художественные открытия лит-ры второй половины Х1Х века

1

А.Н.Островский

6

1

И.А.Гончаров

4

И.С.Тургенев

9

1

1

Н.А.Некрасов

6

1

Ф.И.Тютчев

4

1

А.А.Фет

2

А.К.Толстой

2

Ф.М.Достоевский

12

1

1

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

И.С.Лесков

1

Л.Н.Толстой

26

2

2

А.П.Чехов

10

1

1

Зарубежная литература

8

1

1

Резервные уроки

1

Итого

103

8

8

Литература 11 КЛАСС


Содержание

Кол-во часов

Развитие речи


Контрольные

работы


На рубеже столетий

6+1

1


Литература первой половины XX века Серебряный век русской литературы

11+2

1

1

И. А. Бунин

4



А. И. Куприн

1+1


1

Л. Н. АНДРЕЕВ

1



Максим Горьким

5+1

1


В. В. Маяковский

4



С.А. Есенин

3+1

1


А.А Ахматова

3



О.Э.Мандельштам

1



М.И.Цветаева

3+1


1

А.П.Платонов

2



М.А.Булгаков

6+2

1

1

М.А.Шолохов

8+2

1

1

Литература русского зарубежья

2



Тема Великой Отечественной войны в литературе

6+1

1


Поэзия середины ХХ века

7



Трагические конфликты эпохи

2



«Деревенская» проза

2



Литература последних десятилетий XX века

7+2


2

Литература конца XX - начала XXI века

2+1


1

Резервный урок

1



Итого

102

7

8

Программа предусматривает работу по развитию речи:


10 КЛАСС


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1

2

Домашнее сочинение на дискуссионную тему по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1

3

Сочинение «Анализ лирического стихотворения»

1

4

Сочинение «Чтобы не остановить часы» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

5

Домашнее сочинение «Анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

6

Сочинение-эссе по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

7

Домашнее сочинение по творчеству А. П. Чехова

1

8

Итоговое сочинение

1

Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Кол-во классных сочинений

Развитие речи

Техника чтения

10

105

5

8

190-210


11 КЛАСС


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Аудиторное сочинение по образцу ЕГЭ (по творчеству А.П.Чехова)

1

2

Аудиторное сочинение ( по поэме А. Блока «Двенадцать»)

1

3

Аудиторное сочинение (по творчеству А.М.Горького)

1

4

Аудиторное сочинение (по поэзии Есенина)

1

5

Контрольная работа по форме и образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма ( по поэме А.А.Ахматовой «Реквием»)

1

6

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Мастер и Маргарита».

1

7

Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

1

8

Аудиторное сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне

1


Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Кол-во классных сочинений

Развитие речи

Техника чтения

11

105

6

8

190-210



Содержание тем


Литература для 10 класса

Введение (1 час). Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:

  • золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

  • эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие);

  • роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.


Русская литература первой половины XIX века (8 часов)


А. С. ПУШКИН (3 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. Ипутник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.

«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ­ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).

Для чтения и изучения

«Молитва» («Я, Ма­терь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя­ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из­бытке чувства» (В. Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон­това.

Для самостоятельного чтения

«Демон».

Н. В. ГОГОЛЬ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века - ро­мантизм и реализм (общая характеристика).


Русская литература второй половины XIX века

(86 часов)

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

Проза (20 часов)

Введение (1 час)

А. Н. ОСТРОВСКИЙ (6 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

И. А. ГОНЧАРОВ (4 часа). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.

Для самостоятельного чтения

«Обыкновенная история».

И. С. ТУРГЕНЕВ (9 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо­зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения

«Дворянское гнездо».


Из поэзии середины XIX века (14 часов)


Ф. И. ТЮТЧЕВ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»).

Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Тютчев - поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А. А. ФЕТ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).

Для чтения и бесед

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).

Традиционные поэтические темы - природа, любовь, творчество - и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А. К. ТОЛСТОЙ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.

Н. А. НЕКРАСОВ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».

Лирика Некрасова - воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.


Проза (51 час)


Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (12 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро­миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб­лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой­ники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения

«Идиот».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество (с обобще­нием изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

И. С. ЛЕСКОВ (1 час). Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес­ков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

Л. Н. ТОЛСТОЙ (26 часов). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто­го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече­ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев - простых солдат - как художественное

открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ­ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар­тины природы в романе.

Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения

«Севастопольские рассказы».

А. П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Чехов - враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о кра­соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искус­ство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориен­тация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столе­тия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.

Для чтения и изучения

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни - с другой, как основа драмати­ческого конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических мо­нологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(8 часов)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ­ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

О. Бальзак "Отец Горио",

Ч. Диккенс. «Большие надежды»;

О. Уайльд. Сказки;

В. Гюго. «Собор Парижской богоматери».

Э. По "Убийство на улице Морг"




Литература (базовый уровень) для 11 класса

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (102 часа)

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.


Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Совет­ская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении истори­ческих событий. Проблема "художник и власть".

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Обзор русской поэзии конца 19 - начала 20 вв.(1 час)

Символизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д.Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность»


Акмеизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других сти­хотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.

Сочинение по творчеству поэтов начала XX века 1 час

А. А. Блок (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотво­рения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О добле­стях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возмо­жен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Письменный анализ поэтического текста

И. А. Бунин (5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы о любви : «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение (домашнее) по творчеству И. А. Бунина.

А. И. Куприн (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся» (возможен выбор другого произведе­ния).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение (домашнее)

М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение ро­мантического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

Зачёт по творчеству М. Горького.

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотво­рений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского в произведениях «Хорошо», «Клоп», «Баня» (по выбору)


С. А. Есенин (4 часа+ 1 час Р/Р)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.

Поэма «Анна Снегина»

Сочинение

О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изу­чения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

М. И. Цветаева (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие по­этического стиля.

Сочинение (домашнее)

А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Осо­бенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Защита проектов по творчеству поэтов конца 19-20 веков

Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определе­ние поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знамени­тым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по­этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Слож­ность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Роман «Белая гвардия» (обзор)

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

А. П. Платонов (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Вн.чт. Рассказы «Фро», «Река Потудань», «Возвращение», «Старый механик» (по выбору)

М. А. Шолохов (8 часов+ 1час Р/Р)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разруше­ния семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Жен­ские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое­образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (анализ эпизода)

Литература социалистического реализма (1 час) обзор.

Литература второй половины XX века.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СО­ВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (7 часов)

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь» (2 часа)

В.В.Быков Повесть «Сотников» 2 часа

Драматургия. В.С.Розов «Вечно живые» 2 часа

Н.А.Заболоцкий Жизнь и творчество. Философичность лирики, поэзия мысли «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «некрасивая девочка» (2 часа)

А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являют­ся обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О су­щем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других сти­хотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль не­красовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор другого рассказа).

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.


А.И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Литература последних десятилетий XX века (9 часов)


Н. М. Рубцов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава (1 час)

В.М.Шукшин. Рассказы разных лет (2 часа)

В. Г. Распутин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведе­ния).

Нравственное величие русской женщины.

Современная проза.

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. А. В. Вампилов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Старший сын»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Стечение обстоятельств в пьесе.

Литература конца XX - начала XXI века.

(2 часа)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмо­дернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получив­шие общественный резонанс, положительные отклики в печати.





Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

на 2015-2016 учебный год

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2010.

Литература. Основной курс. 10 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2011.

Всего: 103.

На изучение произведений: 87 ч

Р.Р.: 8 ч.

Контрольные работы: 8 ч.


Тема

Кол-во часов

Ориентировочная дата

Коррекция

1

Русская литература на путях от романтизма к реализму

1

03.09/

02.09


Русская литература первой половины Х1Х века (8 часов)

А.С.Пушкин (3 часа)

2

Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина. Философская лирика

1

05.09/

04.09


3

Любовь и дружба в лирике Пушкина

1

08.09/

07.09


4

"Медный всадник". Основной конфликт

1

10.09/

09.09


М.Ю.Лермонтов(2 часа)

5

Философская лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество поэта

1

12.09/

11.09


6

Любовная лирика Лермонтова

1

15.09/

14.09


Н.В.Гоголь (3 часа)

7


Н.В. Гоголь. Творческий путь.

Особенности поэтики Н. В. Гоголя

1

17.09/

16.09


8

"Невский проспект". Столкновение мечты и действительности

1

19.09/

18.09


9

Контрольная работа по теме «Писатели 1 половины XIX века»

1

22.09/

21.09


Русская литература второй половины Х1Х века (85 часов)

10

Художественные открытия литературы второй половины Х1Х века

1

24.09/

23.09


А.Н.Островский (6 ч.)

11

Очерк жизни и творчества А. Н. Островского. Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга

1

26.09/

25.09


12

Жестокие нравы города Калинова в пьесе «Гроза»

1

29.09/

28.09


13

Катерина - русская трагическая героиня.

1

01.10/

30.09


14

Кульминация и развязка драмы "Гроза"

1

03.10/

02.10


15

Оценка образа Катерины русской критикой

1

06.10/

05.10


16

Сочинение по пьесе Островского «Гроза»

1

08.10/

07.10


И.А.Гончаров (4 ч.)

17

Жизнь и творчество И.А.Гончарова

1

10.10/

09.10


18

Роман "Обломов". Образ Обломова.

1

13.10/

12.10


19

Любовь в жизни Обломова.

1

15.10/

14.10


20

Обломов и Штольц. Домашнее сочинение на дискуссионную тему

1

17.10/

16.10


И.С.Тургенев (9 ч.)

21

Тургенев-романист. Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети»

1

20.10/

19.10


22

Знакомство с Базаровым. Базаров и Аркадий.

1

22.10/

21.10


23

Идеологическая дуэль Базарова и Кирсанова

1

24.10/

23.10


24

Любовь как наказание за ограниченность воззрений

1

27.10/

26.10


25

Базаров и родители. Тема отчего дома.

1

29.10/

28.10


26

Составление сравнительной характеристики Базарова и Кирсанова

1

31.10/

30.10


27

РР Смерть Базарова - итог его жизненного пути. Итоги романа. Домашнее сочинение на дискуссионную тему

1

10.11/

09.11


28

Литературная критика об образе Базарова

1

12.11/

11.11


29

Контрольная работа по теме : « Творчество Островского, Гончарова, Тургенева»

1

14.11/

13.11


Ф.И.Тютчев (4 ч.)

30

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева Особенности поэтики Тютчева Лирика природы

1

17.11/

16.11


31

Философская лирика Тютчева

1

19.11/

18.11


32

Любовная лирика - роковой поединок

1

21.11/

20.11


33

Сочинение «Анализ лирического стихотворения»

1

24.11/

23.11


А.А.Фет (2 ч.)

34

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Тема природы в лирике Фета

1

26.11/

25.11


35

Любовная лирика Фета.

1

28.11/

27.11


А.К.Толстой (2 ч.)

36

Жизнь и творчество А.К. Толстого

1

01.12/

30.11


37

Стихия любви в лирике Толстого

1

03.12/

02.12


А.Н.Некрасов (6 ч.)

38

Жизнь и творчество А.Н. Некрасова

1

05.12/

04.12


39

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова

1

08.12/

07.12


40

Помещики и крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

10.12/

09.12


41

Народ в поэме. Образ Савелия.

1

12.12/

11.12


42

Образ русской женщины в поэме

1

15.12/

14.12


43

Образ народного заступника в поэме. Проверочная работа

1

17.12/

16.12


Ф.М.Достоевский (12 часов ч.)

44

«Звёзды, которые его вели, светят для всего человечества»

Пролог к творчеству Ф.М.Достоевского. Больная совесть наша

1

19.12/

18.12


45

«Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе

1

22.12/

21.12


46

«Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Тема «маленького человека».

1

24.12/

23.12


47

«Ну не правду ли я сказал, что мы одного поля ягоды?» Оппоненты Раскольникова, его двойники

1

26.12/

25.12


48

Образы «деловых людей»

1

12.01/

11.01


49

«Вечная Сонечка! Пока мир стоит!» Сравнение убеждений Сони Мармеладовой и Раскольникова

1

14.01/

13.01


50

Достоевский и теория Раскольникова

1

16.01/

15.01


51

«Чтобы душа была жива» (урок обобщения изученного)

1

19.01/

18.01


52

Символика в романе «Преступление и наказание»

1

21.01/

20.01


53

Урок-диспут «Раскольников - преступник или жертва обстоятельств?»

1

23.01/

22.01


54

Сочинение "Чтобы не остановить часы"

1

26.01/

25.01


55

Контрольная работа по роману «Преступление и наказание»

1

28.01/

27.01


Н.С.Лесков (1 ч.)

56

Жизнь и творчество

Н.С. Лескова". Однодум". Тема праведничества в рассказе.

1

30.01/

29.01


М.Е.Салтыков-Щедрин (2 ч.)

57

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

02.02/

01.02


58

"История одного города" Обзор

1

04.02/

03.02


Л.Н.Толстой (26 ч.)

59

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

1

06.02/

05.02


60

История создания, жанровое своеобразие романа "Война и мир"

1

09.02/

08.02


61

Салон Анны Павловны Шерер. Тема светского общества

1

11.02/

10.02


62

Именины в доме Ростовых

1

13.02/

12.02


63

Князь Андрей в Лысых горах

1

16.02/

15.02


64

Проблема истинного и ложного в романе

1

18.02/

17.02


65

Война 1805-1807 годов в романе. Проверочная работа

1

20.02/

19.02


66

Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1

25.02/

22.02


67

Небо Аустерлица

1

27.02/

24.02


68

Духовные искания Андрея Болконского

1

01.03/

26.02


69

Духовные искания Пьера Безухова

1

03.03/

29.02


70

Первый бал Наташи

(Дом. сочинение "Анализ эпизода романа")

1

05.03/

02.03


71

Наташа Ростова - любимая героиня Л.Н.Толстого

1

10.03/

04.03


72

Война 1812 года в романе «Война и мир»

1

12.03/

09.03


73

Битва при Бородино

1

15.03/

11.03


74

«Москва! Как много в этом звуке!» Что такое патриотизм?

1

17.03/

14.03


75

Светское общество в романе «Война и мир»

1

19.03/

16.03


76

Изображение народа в романе. Платон Каратаев

1

22.03/

18.03


77

Анализ эпизода «Смерть князя Андрея»

1

24.03/

21.03


78

Два полководца в романе. Кутузов и Наполеон

1

26.03/

23.03


79

Любовь в жизни толстовских героев

1

05.04/

25.03


80

Философские отступления в романе «Война и мир»

1

07.04/

04.04


82

Мысль семейная в романе «Война и мир»

1

09.04/

06.04


83

Обобщающий урок по роману «Война и мир» (урок-игра)

1

12.04/

08.04


84

Сочинение - эссе по роману «Война и мир»

1

14.04/

11.04


85

Контрольная работа по роману «Война и мир»

1

16.04/

13.04


А.П.Чехов (9 ч.)

86


Жизнь и творчество А.П. Чехова

Протест против "футлярной" жизни в рассказах Чехова

1


19.04/

15.04


87

"Ионыч". Обличение мещанства и пошлости жизни

1

21.04/

18.04


88

Тема России в пьесе "Вишнёвый сад"

1

23.04/

20.04


89

"Недотёпы" русской жизни в пьесе «Вишнёвый сад»

1

26.04/

22.04


90

Образ Лопахина

1

28.04/

25.04


91

Образы Ани и Пети в пьесе

1

30.04/

04.05


92

Второстепенные персонажи пьесы

1

03.05/

06.05


93

Новаторство Чехова-драматурга

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Чехова

1


05.05/

11.05


94

Контрольная работа по пьесе Чехова «Вишнёвый сад»

1

07.05/

13.05


Из зарубежной литературы ( 8 ч.)

95

О. Уайльд. Сказки

1

10.05/

16.05


96

Э. По "Убийство на улице Морг"

1

12.05/

18.05


97

В. Гюго "Собор Парижской Богоматери

1

14.05/

20.05


98

О. Бальзак "Отец Горио"

1

17.05/

23.05


99

Ч. Диккенс "Большие надежды"

1

19.05/

25.05


100

Итоговая контрольная работа

1

21.05/

27.05


101

Итоговое сочинение

1

24.05/

30.05


102

Итоговый урок. Обсуждение задания на лето (рекомендации).

1

26.05/

-


103

Резерв

1

28.05/

-



Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе

на 2015-2016 учебный год

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2010.

Литература. Основной курс. 11 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2012.

Всего: 102ч.

На изучение произведений: 87ч

Р.Р.: 7ч.

Контрольные работы: 8 ч.

Тема урока

Кол-во часов

Дата планир.

Дата фактич.

НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ (6+1)

XIXвек

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

1

04.09


2

«Ионыч». Мещанство и пошлость жизни

1

06.09


3

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1

08.09


4

«Студент», «Дама с собачкой». Чехов в начале XX столетия: предчув­ствие общественных перемен, тема будущего.

1

11.09


5

«Вишневый сад». Тема России в пьесе

1

13.09


6

Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лириче­ская комедия или драма?

1

15.09


7

Рр Аудиторное сочинение по образцу ЕГЭ (развернутый ответ ограниченного объёма)

1

18.09


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Серебряный век (11+1)

8

Проблема наследства русской классики. «Серебряный век» русской литературы

1

20.09


9

И. Ф. Анненский.. К. Д. Бальмонт. В.Я.Брюсов.

1

22.09


10

А. Белый. Ф. К. Сологуб.

1

25.09


11

Акмеизм. Жизнь и творчество Н. С. Гумилева.

1

27.09


12

Футуризм: пощёчина общественному вкусу. Игорь Северянин и другие футуристы.

1

29.09


13

А. А. Блок. «Он весь - дитя добра и света, он весь - свободы торжество» «Незнакомка».

1

02.10


14

Многогранность любов­ной лирики. «Стихи о прекрасной даме»

1

04.10


15

«Это всё - о России» (Тема Родины в творчестве Блока) «На поле Куликовом»

1

06.10


16

Тема «страшного мира» в поэзии Блока

1

09.10


17

Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические об­разы..

1

11.10


18

Образ Христа в поэме. Компози­ция, язык поэмы

1

13.10


19

Рр Аудиторное сочинение. Развёрнутый ответ ограниченного объёма

1

16.10


20

Контрольная работа по поэзии «Серебряного века»

1

18.10


И. А. Бунин (4 ч.)

21

И. А. Бунин. «Талант красивый, как матовое серебро (Жизнь и творчество). «Антоновские яблоки»: тоска по уходящему дворянству

1

20.10


22

Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

23.10


23

Трагичность любви в произведениях Бунина. «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи»

1

25.10


24

Странное приключение («Легкое дыхание», «Солнечный удар»).

1

27.10


А. И. Куприн (2ч.)

25

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве. «Гранатовый браслет». Любовь сильнее смерти

1

30.10


26

Контрольная работа по творчеству Бунина и Куприна

1

10.11


Л. Н. АНДРЕЕВ (1ч.)

27

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни и творчестве. «Иуда Искариот».

1


13.11


Максим Горькимй (5ч. +1)

28

Максим Горьким. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

1

15.11


29

Романтические рассказы. «Старуха Изергиль»

1

17.11


30

«На дне». «Бывшие люди» (Философская проблематика пьесы, особенности жанра и конфликта)

1

20.11


31

Истина или сострадание? (Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Спор о правде )

1

22.11


32

Композиция пьесы, афористичность языка.

1

24.11


33

Рр Аудиторное сочинение (развернутый ответ ограниченного объёма) по пьесе «На дне»

1

27.11


В. В. Маяковский (4ч.)

34

«Я хочу быть понят моей страной» (Личность В.В.Маяковского. Споры о творчестве поэта). Раннее творчество. Акцентный стих

1

29.11


35

Маяковский о поэте и поэзии

1

01.12


36

Сатирические произведения Маяковского

1

04.12


37

Тема любви в лирике Маяковского

1

06.12


С.А. Есенин (3+1р)

38

Жизнь и творчество Есенина. Ранний период творчества

1

08.12


39

Художественный мир Есенина Сергея

1

11.12


40

Практическая работа. Анализ стихотворений Есенина

1

13.12


41

Рр Аудиторное сочинение по образцу ЕГЭ (развернутый ответ ограниченного объёма)

1

15.12


А. А. Ахматова (3ч.)

42

А.Ахматова « Я научила женщин говорить» Лирика любви

1

18.12


43

Ахматова и революция. Тема Родины в лирике Ахматовой. Тема творчества

1

20.12


44

«Реквием» Я была тогда с моим народом»

1

22.12


О. Э. Мандельштам (1ч)

45

Жизнь и творчество Мандельштама. Диалог с веком

1

25.12


М. И. Цветаева (3ч.+1)

46

Жизнь и творчество М.Цветаевой

1

27.12


47

Лирическая героиня Цветаевой

1

12.01


48

Тема родины в творчестве Цветаевой

1

15.01


49

Рр Контрольная работа по форме и образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1

17.01


А. П. Платонов (2ч.)

50

А. П. Платонов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

1

19.01


51

Тема дороги в повести «Сокровенный человек».

1

22.01


М. А. Булгаков (7ч.+1)

52

М. А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество

«Мастер и Маргарита».

1


24.01



53

«Мастер и Маргарита». История создания и судьба. Тайны содержания и построения романа-мифа

1

26.01


54

Ершалаимские главы. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Диалог о добре и зле

1

29.01


55

Воланд и его свита: Добро или зло? Сатирические страницы романа

1

31.01


56

Литературный мир на страницах романа. Трагедия Мастера. Путь обретения истины Иваном бездомным

1

02.02


57

Тема любви и смысл финала. Темы справедливости, милосердия и раскаяния, свободы и зависимости.

1

05.02


58

Контрольная работа по роману.

1

07.02


59

Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману «Мастер и Маргарита».

1

09.02


М. А. Шолохов (9+1ч.)

60

Биография М. Шолохова.

1


12.02


61

Брат на брата, сын на отца (Гражданская война в «Донских рассказах»)

1

14.02


62

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон»

1

16.02


63

Мирная жизнь казачьего хутора. Тема любви и семьи в романе

1

19.02


64

Первая мировая на страницах «Тихого Дона»

1

21.02


65

В мире, расколотом надвое. (гражданская война в романе)

1

23.02


66

Судьба Григория Мелехова

1

26.02


67

Природа в романе «Тихий Дон»

1

28.02


68

Контрольная работа по роману Шолохова «Тихий Дон»

1

02.03


69

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по роману Шолохова «Тихий Дон»

1

05.03


Литература русского зарубежья (2ч.)

70

В. В. НАБОКОВ. Сведения о жизни писателя. «Машенька».

1

07.03


71

И. С. Шмелев. «Богомолье», «Лето Господне»

1

09.03


Тема Великой Отечественной войны в литературе (6+1)

72

Поэзия Великой Отечественной (К. М. Симонов. «Родина»; Я.В.Смеляков, О.Ф. Берггольц, М.А.Дудин, С.С. Орлов).

1

12.03


73

Песни Победы

1

14.03


74

Проза военных лет. Новый взгляд на ВОВ во второй половине ХХ века. К.Д. Воробьёв "Это мы, Господи!", «Убиты под Москвой»

1

16.03


75

Ю. Бондарев "Горячий снег" - изображение будней войны

1

19.03


76

В. Л. Кондратьев. «Сашка».

1

21.03


77

Драматургия. В.С.Розов «Вечно живые»

1

23.03


78

Рр Аудиторное сочинение по произведениям о ВОВ

1

02.04


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 13Ч

Поэзия середины XX века (7 ч.)

79

Поэзия Б.Л.Пастернака. « Образ мира в слове явленный» (человек и природа в лирике )

1

04.04


80

Анализ стихотворений из романа «Доктор Живаго»

1

06.04


81

Философская лирика Пастернака позднего периода творчества

1

09.04


82

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Тема искусства, вдохновения и творчества

1

11.04


83

Философия природы у Заболоцкого. Лики красоты

1

13.04


84

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве (с обобще­нием изученного).

1

16.04


85

Тема родства в лирике Твардовского. Лирический цикл «Памяти матери»

1

18.04


Трагические конфликты эпохи (2ч.)

86

А. И. Солженицын. Жизнь, судьба и творческий путь писателя

«Один день Ивана Денисовича» - «энциклопедия жизни» советских заключённых начала 50-ых годов.

Нравственная позиция Шу­хова.

1

20.04


87

В. Т. Шаламов. Сведения о жизни и творчестве. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов).

1

23.04


ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ 14Ч.

«Деревенская» проза (2ч.)

88

Мир, отраженный в «деревенской» прозе. В. Г. Распутин. «По­следний срок»

1

25.04


89

В.М.Шукшин. «Миль пардон, мадам», «Срезал»

1

27.04


Поэзия (3 ч.)

90

Л. Н. Мартынов, В. Н. Соколов, Е. А. Евтушенко.

1

30.04


91

Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский.

1

02.05


92

Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, В.С.Высоцкий, И. А. Бродский.

1

04.05


Проза (6ч.)

93

Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони», «Пелагея».

1

07.05


94

. В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон».

1

11.05


95

Ю. В. Трифонов. «Старик»

1

14.05


96

Контрольная работа по образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1

16.05


97

Контрольная работа по образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1

18.05


98

Драматургия А. В. Вампилов. «Старший сын».

1

21.05


Литература конца XX - начала XXI века (3 ч.)

99

Быт и бытие в произведениях современных писателей ( Маканин, Петрушевская, Толстая)

1

23.05


100

Постмодернистские поиски (В.В.Ерофеев, А.Г.Битов, В.О.Пелевин)

1

25.05


101

Итоговый урок

1

28.05


102

Резерв

1

30.05



Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения)

  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.


Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2010.

2. Учебник: «Литература. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень). В двух частях. Автор: Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.И.Воронин - М.: Мнемозина, 2011

3. Учебник: «Литература. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень). В двух частях. Автор: Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.И.Воронин - М.: Мнемозина, 2012

Используемая литература

1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009

2. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 11 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2008

3. Литература. 9-11 классы: уроки-исследования / авт.-сост. И . Д. Бережная. - Волгоград: Учитель, 2008.

4. Кучина Т . Г., Леденев А .В . Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: Метод. пособие. - 2-е изд. - М: Дрофа, 1998


ПРИЛОЖЕНИЕ


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


  1. Оценка сочинений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

В 5 классах - 0,5 - 1,0 страницы.

В 6 классе - 1,0 - 1,5 страницы.

В 7 классе - 1,5 - 2,0 страницы.

В 8 классе - 2,0 - 3,0 страницы.

В 9 классе - 3,0 - 4,0.

В 10 - 11 классе - 4, 0 - 5, 0

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 71 - 89 %;

«3» - 50 - 70 %;

«2»- менее 49 %.

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

5. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

Доля самостоятельности учащихся;

Этапы выполнения работы;

Объем работы;

Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

© 2010-2022