- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова А.В. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Искровская основная общеобразовательная школа»
Интегрированный урок русской литературы и изобразительного искусства:
"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Путь творца - поэта, творца - композитора, творца - живописца начинается с художественного восприятия, с умения понимать свои чувства, свое отношение к явлению жизни. Чтобы показать ученикам это родство (художественное восприятие жизни) музыки, литературы, изобразительного искусства нужна интеграция предметов искусства. Эта интеграция дает возможность ученикам понять особую важность эмоционального осознания своих связей с миром, то есть художественного восприятия.
Составители:
Винокурова Н.В учитель русского языка и литературы,
Сивцева А.В учитель Изо искусства
2011г.
Тема: "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя".
Класс: 6 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: Урок - сообщение новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: учить работать с текстом, находить выразительные
детали, средства художественной выразительности в
литературе и живописи, проверить степень освоения
текста данного произведения в единстве формы и
содержания. Познакомить учащихся с понятием «книжная
иллюстрация», с иллюстрациями русских художников к
повести; помочь провести параллель между текстом и
произведениями живописцев; расширять словарный запас
учащихся.
Развивающая:- Развивать воображение, фантазию;
- развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании;
Воспитательная: Воспитывать любовь к музыке, литературе,
изобразительному искусству; аккуратность, чувство
товарищества.
Оборудование и материалы:
-
Музыка П.И.Чайковского «Декабрь. Святки».
-
М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г.
План урока:
-
Организационный момент. мин
-
Мотивация учащихся. мин
-
Изучения нового материала. мин
-
Лексическая работа по тексту повести. мин
-
Работа с иллюстрациями и презентацией. мин
-
Заключение.
-
Итоги, дом. задание, оценки.
Ход урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
а) Приветствие.
б) Заполнение
журнала
в) Проверка
готовности к уроку
Приветствие.
Готовятся к уроку
Мотивация учащихся. Звучит пьеса П.И.Чайковского «Декабрь. Святки».
На фоне музыки учитель литературы читает отрывок, используя презентацию, отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою…»
- Из какого произведения эти строчки?
- Кто автор произведения?
С этим произведением и его экранизацией мы уже знакомились обзорно в 5 классе на уроке внеклассного чтения. Сегодня мы познакомимся поближе с ярким и образным словом Н.В.Гоголя.
- Как вы думаете, какой из видов искусства, наряду с литературой, способен передать яркую образность героев, переживания автора?
- Действительно, картины, которые рисовали художники к гоголевским произведениям, позволяют лучше раскрыть характеры и образы героев, лучше понять выразительность и своеобразие гоголевского языка, увидеть, в чём заключается самобытность повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». На сегодняшнем интегрированном уроке вы имеете возможность узнать много нового и интересного, а также продемонстрировать ранее приобретённые знания.
- Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
-Было молодому и в раз ставшему известным Гоголю 22 года. Многие критики и литературоведы по-своему высказывались об этом произведении.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Живопись
о связи живописи с художественным произведением
-будем учиться работать с текстом;
-проявлять свою читательскую наблюдательность;
-развивать умение видеть и чувствовать картину, написанную к произведению литературы; понимать образы и характеры, не только читая текст, но и сопоставляя его с иллюстрациями русских художников
Изучение нового материала. Учитель литературы
Учитель ИЗО:
(слайд )
рассказывает, используя презентацию.
«Ночь перед Рождеством» - 1 из ярких повестей книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все повести, входящие в эту книгу, - повести из украинской жизни -проникнуты мягким, добрым юмором. Литературное сообщество того времени и широкая читательская публика восторженно встретили эту книгу, вышедшую в 1831 году. Их автор обитал тогда в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе.
Критик - это тот, кто подвергает разбору и оценке чьё - либо действие.
Одним из самых крупных критиков 19-го века является В.Г.Белинский (1811-1848), который жил и работал практически в те же годы, что и Н.В.Гоголь.
- Великий русский критик В.Г.Белинский отмечал, что «Ночь перед Рождеством есть целая полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом тут вся поэзия его жизни »
учащиеся записывают в тетрадь.
Лексическая работа по тексту повести. Учитель литературы:
Задание № 1
Учитель литературы:
- Невозможно представить себе картину жизни народа, не познакомившись с языком народа, который является одним из самых живых явлений культуры.
- Действительно, во время чтения повести вам встретилось немало непривычных слов, толкование которых автор дал в сносках. Эти сноски являются как бы продолжением повести, замечанием автора, разговором с читателем, незнакомым с традициями и обычаями родной Гоголю Украины.
Учитель на парту каждому раздает распечатанные заранее материалы для словарной работы.
Кавун - арбуз.
Кухоль - глиняная кружка.
Цибуля - лук
Парубок - парень.
Люлька - трубка для курения.
Кутья - каша из пшеницы с медом.
Гарус - х/б ткань, похожая на шерстяную.
Капот - женская одежда широкого покроя.
Капелюхи - шапка с ушами.
Таратайка - повозка.
Ладунка - сумка кавалериста.
Паляница - небольшой плоский хлеб.
Галушки - кусочки теста сваренные в воде или в молоке.
Голова - выборная должность на украине 18-20 века.
Черевики - башмаки
Щедровки - песни, которые распевала молодежь накануне нового года.
Шмак - лакомый кусок
Ковзаться - кататься, скользить по льду
Ярь - блестящая белая краска
Бакан - багряная краска
Сделаем вывод.
- По каким признакам мы узнаём, что действие происходит на Украине?
- Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести?
- С какой целью Гоголь использует в произведении большое количество украинской лексики?
Учащиеся сопоставляют слова-украинизмы и их лексическое значение.
- употребление украинизмов, а также описание украинских обычаев, традиций, одежды и т.д.)
- колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские угощения.
- Задача писателя - как можно точнее передать обстановку, в которой происходит действие повести. Декорации, поступки и характеры героев писатель создаёт с помощью художественного слова.
Работа с иллюстрациями и презентацией:
Учитель ИЗО:
( слайд)
Учитель ИЗО продолжает:
Учитель литературы:
Учитель ИЗО:
-Учитель литературы:
Учитель ИЗО
(слайд)
Учитель литературы:
Учитель ИЗО:
Учитель литературы:
Учитель ИЗО:
Учитель литературы:
Учитель ИЗО:
В.Г.Белинский скажет позже: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их».
Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
Нужно сказать, ребята, что книга - это синтез искусств. В ее создании участвуют: писатель или поэт, художник-иллюстратор, полиграфист.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работой художника-иллюстратора. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются - книжная иллюстрация.
Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С.Родионова«Оксана и кузнец Вакула», написанную на один из эпизодов повести «Ночь перед Рождеством». Обратите внимание на изображение художником портретной характеристики 2-ух главных героев.
М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г.
Михаил Семёнович Родионов (1885-1956)всегда проявлял большой интерес к русской классической литературе и иллюстрировал произведения А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.
- Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Найдите и прочитайте по тексту. (Текст раздаётся заранее.)
Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
Как характеризует свою наружность сама Оксана?
- Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана?
Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать на иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики.)
- Каким предстаёт на рисунке Вакула? (робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный)- выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
- Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
- Соответствует ли он образу Вакулы -кузнеца на иллюстрации?
делает Вывод: Нет сомнения, что создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер.
И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.
- Вспомните и назовите известные вам средства художественной выразительности в живописи.
С.М.Харламов «Село Диканька в ночь перед Рождеством». 1990 г.
Важную роль в повести Гоголя играют картины природы. Писатель то и дело прерывает повествование о героях и событиях
Предрождественской ночи и даёт прекрасные пейзажные зарисовки. Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что у героев повести, и у самого рассказчика она вызывает чувство восторга: «…ночь - чудо!»,«Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! »
Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова (родился в 1942 г.), на которых запечатлены картины ночной Диканьки.
- Как вы думаете, какой вид изобразительного искусства использовался при создании этой картины?
Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к графическому рисунку в технике гравюры.
Найдите описание рождественской ночи в тексте повести, которое больше всего подходит к иллюстрации Харламова.
«Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь »
- Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе.
- Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж?
- Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине?
Что является средствами художественной выразительности в графике?
Заметьте, что картины природы в повести Гоголя даны в движении (мороз крепчал -мороз теплел, нет ни души - толпы народа и т.д.).Зимняя картина ночи дополняется фантастическими событиями.
- Приведите примеры таких необыкновенных событий и происшествий.
Рассматривая пейзаж художника, мы невольно дополняем его литературными подробностями, таким образом, создаётся довольно целостная картина художественно-литературного произведения.
Записывают высказывание в тетрадь.
«По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою…..»
Гоголь: «…свежее, живое, в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу…»
Вакула: «Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух…»
«Разве чёрные брови и очи мои, -продолжала красавица, не выпуская зеркала, -так хороши, что уже равных им нет на свете? Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.... »
она была красива, но капризна и неприступна, «парубки гонялись за неё толпами», избалованна
Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»
красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие.
Записывают характеристику в тетрадь.
цвет, рисунок и композиция
графика
- метафора, эпитет, олицетворение
метафора: «снег загорелся широким серебряным полем»
Эпитет: «хрустальными звёздами»
Олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.
они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии
линия, пятно, точка, штрих
Когда, например, чёрт украл месяц и «вдруг по всему миру сделалось…темно…». Через некоторое время чёрт, увидев Чуба с кумом, «начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега», и «поднялась метель»
Заключение. Учитель ИЗО:
Учитель литературы:
(слайд)
- Какая из рассмотренных иллюстраций произвела на вас большее впечатление и почему?
- Что нового вы узнали сегодня из живописи?
- Что нового вы узнали на уроке по литературе?
- Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести по своей тетради.
Согласны ли вы с мнением критика?
что такое иллюстрация, графика,вспомнили средства художественной выразительности в живописи
Узнали о том, что иллюстрации прекрасно дополняют характеристику героев произведения, помогают лучше понять их мысли и чувства, отметили мастерство Гоголя при употреблении различных средств художественной выразительности
Итоги, дом. задание, оценки:
-
Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством» (эту часть домашнего задания оценивает учитель по ИЗО)
-
Оформить творчески мини- сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану, который записан на предыдущем уроке в тетрадь.
План
-
Название изображённого эпизода.
-
Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
-
Что лучше всего мне удалось изобразить.