Эссе «Колумбы мы…»

"Описание материала: "Неужто можно тот же путь пройти спокойно и без спешки? "Неужто скажет кто-нибудь, что не Колумбы мы, а пешки? "Л.Филатов Каждое утро мы с сыном идём в ставшую родной Новомичуринскую среднюю школу №3. Он - учиться, я - и учиться, и учить. "Повторяем домашнее задание, смотрим, что изменилось в природе, подкармливаем беспризорного кота, который встречает нас у заветног...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Колумбы мы…»


Неужто можно тот же путь

пройти спокойно и без спешки?

Неужто скажет кто-нибудь,

что не Колумбы мы, а пешки?

Л.Филатов

Каждое утро мы с сыном идём в ставшую родной Новомичуринскую среднюю школу №3. Он - учиться, я - и учиться, и учить. Повторяем домашнее задание, смотрим, что изменилось в природе, подкармливаем беспризорного кота, который встречает нас у заветного места. Восьмилетний Степан помогает мне по-новому взглянуть на мир, и я благодарна ему за это. Именно он убеждает меня в понимании того, что «Человек-это мир, который иногда стоит любых миров» (Амелео Модельяни). Только я бы вместо «иногда» употребила слово «всегда».

Мой мир -мои ученики. Какой диалог - размышления предстоит мне сегодня с ними? В год русского языка, изучая творческое наследие А.И. Солженицына, обращу внимание детей на отношение писателя к языку как важнейшему признаку национальной культуры. Познакомлю с «Русским словарём языкового расширения», выпущенным издательством «Русский путь» с пометкой «Составил А.И.Солженицын».

По мнению составителя: «Лучший способ обогащения языка - это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств». И это так. Современная устная и письменная речь заметно оскудевает, становится бедной и невыразительной, при этом мы ещё и отказываемся от жизнеспособных полнокровных слов, которым грозит преждевременное отмирание. «Словарь языкового расширения» -это собрание слов, смежных с обычно употребляемым языковым объёмом, но по разным причинам из этого употребления выпавших. Задача словаря - напомнить о них, то есть «о живом в нашем языке» по выражению А.И.Солженицына.

В моей домашней библиотеке большое количество самых разнообразных словарей, к которым у меня уважительное отношения. Словарную культуру стараюсь воспитывать у своих учеников постоянно. Было приятно осознать, что этот вид моей профессиональной деятельности совпадает с позициями «Методических рекомендаций по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС», разработанных в 2013 году Российской Академией наук.

Каждый человек часто стоит перед выбором. Например, употребить звучное, экзотичное иноязычное слово или же понятный большинству русский аналог. Наверное, это происходит потому, что хочется казаться образованнее, неповторимее, оригинальнее. Что ж, знать семантику варваризмов полезно, но злоупотреблять ими всё же вредно. Любой язык живет по своим внутренним законом и вторжение инородного слова сужает рамки развития языка, ущемляет национальные интересы. Разумеется, выбор за нами .

Несложен мир. Совсем не сложен.

Мир прост. Он, в принципе, таков,

Что может быть легко разложен

На мудрецов и простаков.

Мы - простаки. Мы в жизнь бежим.

Мы верим в хлеб, в любовь и книги,

И не подсчитываем миги,

Что составляет нашу жизнь.

И год как день... И день как миг.

Мы жмём сквозь беды и невзгоды

И экономим чьи-то годы

За счёт непрожитых своих.

А мудрецы глазеют вслед,

Их жизнь скупа и неразменна ,

В ней ни рассвета, ни разбега,

Ни взлёта, ни паденья нет.

В «Балладе о началах» Л. Филатова был выбор, передо мной проблема выбора не стояла.

Каждый человек проходит путь длиной в жизнь. Мой путь в педагогическую профессию предопределён семейными традициями, и уже лет с шести я точно знала, кем быть. С годами в своём выборе только укреплялась, хотя о трудностях этой деятельности знала. Знала и о том, что потребуются огромные душевные силы, непрерывное интеллектуальное развитие, соответствие нравственным законом, которые постоянно обязывают. С такой установкой начала и продолжаю трудиться в школе.

Те, кто посвятил себя педагогическому труду, идут по пути поиска, сомнений, открытий. И нет пути благороднее, но и нет пути труднее, на котором надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться, иначе -спокойствие ,а значит, душевная подлость.

Деятельность учительства устремлена в будущее. Педагог ответственен за «родники родной природы», то есть за своих учеников. Особенный, ни с чем несравнимый труд. Именно он воспитывает любознательность, милосердие, отзывчивость в своих подопечных, открывает огромный, подчас сложный человеческий мир. Учитель строит свою жизнь по высоким идеалам разума и добра. В.И. Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Действительно, с «тяжкой болезнью души - равнодушием» противопоказано работать с детьми». Страшно представить то общество, где «раб воспитывает раба ,равнодушный- равнодушных». В своих дневниках «Дорога к труду» М.Пришвин писал:

- Ты говоришь, что любовь, но я вижу только терпение и жалость.

- Так это и есть любовь: терпение и жалость.

- Бог с тобой! Но где же тогда же радость и счастье..? Разве они осуждены оставаться за бортом любви?

- Радость и счастье- это дети любви, но сама любовь, как сила,- это терпение и жалость… И я хочу, чтобы ты вырос и стал счастливым.

Я тоже очень хочу, чтобы мои ученики стали счастливыми, были окружены любовью. И пусть подчас «мы экономим чьи- то годы, за счёт непрожитых своих», жизнь дала нам право выбора. А свой выбор следует уважать.

Мы с сыном торопимся в родную школу по знакомой дороге. Всё так просто и понятно: дорога в школу - дорога к другу. Но почему-то в последнее время на душе не очень спокойно. Школа живёт в эпоху перемен, и это трудно. Вспоминаются слова Исаака Фурсина из статьи «Учитель, которого не будет» (Учительская газета» от 3 декабря 2013г.): «Сегодняшние ожидания от педагогов нереалистичны. Фактически нам предлагается образ сверхчеловека. Таких сверхлюдей нет и не будет. Но проблема в том, что эти раздутые ожидания естественны. Они отражают реальные потребности системы».

Что ж, сейчас школу можно позвать бурным океаном: но счастлив тот, кто плывет на корабле с компасом. И правят этим кораблём, конечно же, Колумбы…


© 2010-2022