Элективный курс по русскому языку Коварные знаки препинания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ № 45 города Белгорода» Рабочая программа (элективный курс) Суслова М. В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

рАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

________________ Петреченко И. С.

Протокол № 1 от

«____»________________2012 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»

_________________ Шамрай В. М.

«____»_________________2012 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода» __________________Бугаёва Л. И.

Приказ № 295 от « 1 » 09 2012 г.


Рабочая программа элективного курса

«Коварные знаки препинания»


Название учебного предмета - русский язык

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, - Суслова Марина Валентиновна,

учитель высшей квалификационной категории

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс - 9 … класс

Год составления программы - 2012 г.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1от «30» августа 2012 года

2. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.

Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом для всех, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Также данный курс отвечает интересам учащихся 9-х классов, так как является хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.

Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.

Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

Учебная цель курса - осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.

Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

Предлагаемый курс ставит задачи:

- совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром;

-развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся;

-овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней.

Курс рассчитан на 17,5 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение второго полугодия.

Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;


  • конспектировать звучащую речь, печатный текст;

  • составлять план, таблицы, развернутой схемы;

  • публично выступать.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

  • языковые нормы, их функции;

  • взаимосвязь фактов языка и истории.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • тренировочные упражнения,

  • практикум,

  • работа со словарями,

  • знакомство с многоаспектностью существования слова,

  • викторины, творческие работы,

  • исследовательская и проектная деятельность.

4. Учебно-методические средства обучения

Реквизиты программы:

Авторская программа Серёгиной Л. М., учителя средней школы № 102 г. Волгограда. Программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» - приложение к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

  • мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);

  • наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;

  • плакаты со справочными материалами;

  • библиотека с электронной и печатной картотекой;

  • каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

5. Содержание программы

1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.

2. Назначение пунктуации - «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.

3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.

4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.

7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденция свободного использования знаков препинания в современной литературе.

8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом - показатель общей культуры речи пользователя языка.

6. Календарно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество

часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата проведения

1.

Пунктуационные нормы современного русского языка

2

Вводная лекция с элементами беседы

9 «Б» - 08.09, 15.09

9 «В», «Г» -

2.

Основные правила применения знаков препинания в тексте

1

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

9 «Б» - 22.09

9 «В», «Г» -

3.

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.

3

Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме - защита проекта, обсуждение

Защита проектов

9 «Б» - 29.09,06.10, 13.10

9 «В», «Г» -

4.

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис

2

Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций - анализ интонаций и знаков препинания

Оценка соответствия интонации и знаков препинания

9 «Б» - 20.10,27.10

9 «В», «Г» -

5.

Знаки препинания в рекламе

2

Ролевая игра: Заказчик - авторский коллектив - потребитель - специалист (эксперт)

Оценка экспертов

9 «Б» - 10.11, 17.11

9 «В», «Г» -

6.

Нерегламентированная пуктуация:

- историческая;

- концептуально обусловленная;

- собственно авторская

3

Защита проекта - группа из 2-3 человек. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов

Коллективная оценка результатов проекта

9 «Б» - 24.11, 01.12. 08.12

9 «В», «Г» -

7.

Комбинированные знаки препинания

1

Вступительная лекция, практическое занятие

9 «Б» - 15.12

9 «В», «Г» -

8.

Итоговая контрольная работа

2

Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности

Проверка контрольных работ

9 «Б» - 22.12, 29.12

9 «В», «Г» -

9.

Итоговое занятие

1,5

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся

9 «Б» - 29.12

9 «В», «Г» -

Итого: 17, 5 занятий



© 2010-2022