Статья на тему Игра - путь к познанию на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Игра - путь к познанию на уроках русского языка и литературы»

Летят столетья по планете,

За годом год, за веком век.

Идут дожди, взрослеют дети.

Учитель - самый главный человек!

Во все года и времена.

Он озаряет знаний светом.

Царит ли мир, идет война,

К нему приходят за советом.

Скромны порой его доходы,

Опять шалят ученики.

Но будут помнить через годы,

Тепло протянутой руки.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся и игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает урок положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, и является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - очень интересная форма деятельности. На каком этапе ее использовать - решать учителю, можно и весь урок построить на игре, важно не забывать, что играя, мы должны учить. На уроках русского языка и литературы, в зависимости от возраста, используется этот вид деятельности. Ученикам нравится. Игра способствует развитию мыслительной деятельности - это важный аспект в обучении.
Игры на уроках - дело очень полезное. Они позволяют о серьезных вещах рассказать так, что они не кажутся трудными и легко запоминаются. Если в игровой форме рассказывать о литературоведческой теории и терминологии, ученики запоминают все эти вещи легко и уже надолго. Став выпускниками, они легко ориентируются в теории литературы, в которую когда-то "играли".
Играть любят все. Просто с возрастом игры становятся другими. И в начальной школе, и в 11-ом классе эти методы действенны. Проще провести обычный урок, чем урок в игровой форме. Игра на уроке - это предоставление возможности каждому ученику почувствовать себя успешным, поменять свое представление об учебном процессе как о нечто однообразном.

Именно через игру повышается познавательный интерес учащихся. А если ребёнку интересно, то и учиться легко.
По-моему, все нужно делать в меру, в том числе и играть на уроке. Во-первых, игра должна основываться на каком-то базовом материале, усвоенном учащимися, во-вторых, иногда игра расслабляет, и ребята начинают несерьезно относиться к серьезному материалу. В итоге бывает так, что после удачных уроков с игровыми элементами с контрольными работами ученики не справляются.
Играть не только можно, но даже нужно на "серьёзных" предметах. Есть темы, которые без игровой деятельности трудно воспринимаются детьми. И насколько дети будут принимать этот серьёзный материал, и не расслабляясь справляться с контрольными работами - вот где проявится мастерство учителя!
Я считаю, что только хорошее знание материала, умение чувствовать каждого ученика, умение мгновенно реагировать на любые ситуации в этом сложном процессе - игра, позволяет учителю играть с детьми на уроке. Игровые моменты - хороши, но игра на протяжении урока - серьёзное занятие. Чтобы поставить игру на уроке, нужно потратить немало времени и сил на подготовку. А также достаточно сил на самом уроке. Игровой урок не только дает возможность всем участникам проявить себя, но и запоминается очень-очень надолго.
Чтобы игра на весь урок не стала развлекаловкой, надо очень хорошо продумать саму игру. Иногда бывает на таком игровом уроке и видишь совершенно обратный результат. Игра ради успеха, ради привития интереса - это ДА, а не игра ради игры.
Считаю, что если учитель начинает применять игровые методы на уроках, значит, он достиг определенной ступени профессионального педагогического мастерства. Особенно при подготовке уроков в форме конференции, круглых столов, турнира знатоков и т.д. Но тем они и интереснее!!! Именно на таких, хорошо продуманных уроках видно мастерство учителя!
Кстати, специалисты по активным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении учебного материала. При деловой игре усвоение материала-90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении.



© 2010-2022