Повторительно-обобщающий урок по теме «Простые предложения с одним главным членом (односоставные предложения)»

Дидактические задачи урока: Обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения» с помощью компьютерных технологий.   Проверить их готовность к выполнению тематической контрольной работы по теме, степень сформированности умений и навыков. Воспитательные задачи урока, решаемые за счёт использования групповых технологий:Реализовать через использование групповых технологий основные условия коллективности. В процессе работы в группах закреплять навыки и умение коллективной познавательной деятельности: совместное обсуждение данной учителем учебной задачи; определение путей ее решения; реализация имеющихся знаний на практике;  умение представить найденный совместно результат. Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, схемы, таблицы (с использованием файлов на интерактивной доске), сигнальные карты. План урока Организационный момент. Сообщение учителем задач урока. Запись в тетрадях темы, на полях № группы. Обобщение знаний учащихся по изученной теме. Объяснительный диктант (диктует учитель).Выделить грамматическую основу предложений, определить вид односоставных предложений.НЛП (неопределенно-личное) Слесаря Петрова наградили почётной грамотой.ОЛП ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8-ом классе

(с русским языком обучения )

Тема урока: Повторительно - обобщающий урок по теме: «Простые предложения с одним главным членом (односоставные предложения). Подготовка к тематической контрольной работе. (с использованием компьютерных технологий).

Дидактические задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения» с помощью компьютерных технологий.

  2. Проверить их готовность к выполнению тематической контрольной работы по теме, степень сформированности умений и навыков, а именно:

- способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путём использования «арсенала» синтаксических конструкций;

- уместное употребление разновидностей односоставных предложений в речи;

- умение пользоваться богатствами языковых средств русского языка;

- умение сопоставлять односоставные предложения друг с другом, а также с предложениями двусоставными;

- умение рассматривать группы односоставных предложений, как в отличительных, так и в общих признаках;

- умение добиваться выразительности (динамичности и подвижности повествования за счёт использования различных односоставных предложений.)

Воспитательные задачи урока, решаемые за счёт использования групповых технологий:

  1. Реализовать через использование групповых технологий основные условия коллективности:

- осознание общей цели;

- целесообразное распределение обязанностей в группе;

- взаимная зависимость и контроль.

2. В процессе работы в группах закреплять навыки и умение коллективной познавательной деятельности; а именно:

- совместное обсуждение данной учителем учебной задачи ;

- определение путей ее решения;

- реализация имеющихся знаний на практике;

-умение представить найденный совместно результат.

Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, схемы , таблицы ( с использованием файлов на интерактивной доске), сигнальные карты.

Эпиграфы к уроку:

« Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»,

А. Барбюс

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

К. Ушинский

План урока

  1. Организационный момент.

Сообщение учителем задач урока. Запись в тетрадях темы, на полях № группы.

  1. Обобщение знаний учащихся по изученной теме. Объяснительный диктант (диктует учитель).

- Выделить грамматическую основу предложений, определить вид односоставных предложений.

НЛП (неопределенно - личное) Слесаря Петрова наградили почётной грамотой.

ОЛП (определённо-личное) Это задание выполнишь после уроков.

БП (безличное) Пахло травой и лесной сыростью.

НП (назывное) Родные русские картины.

НЛП На работе отца уважают.

БП С вечера завьюжило.

Проверка с помощью сигнальных карт

( НЛП, ОЛП, БП, НП)

Подсчёт баллов ( по 2 балла)

  1. Работа в группах - все получают задание, консультанты распределяют задания между членами группы (5 мин.)

  2. Отчёты групп по темам:

«Определенно-личные предложения», «неопределенно-личные предложения», «безличные предложения», «назывные предложения»

5. Группа №1

Учащиеся с высоким уровнем знаний - опережающие задания - использование односоставных предложений в художественной литературе, сочинение-миниатюра.

6.Релаксация (отдых и расслабление перед контролем знаний)

7. Контроль знаний. Тестовые задания по теме (индивидуальная работа на компьютере)

8. Проверка тестовых заданий, объявлений оценок.

9. Запись консультантами результатов работы на уроке в таблице

( общее количество баллов )

10. Подведение итогов работы в группах и на уроке.

11. Домашнее задание: подготовиться к тематической контрольной работе.

Приложение 1

Задания для учащихся каждой группы по теме «Односоставные предложения».

Группа 1.

  1. Задание повышенной трудности

  1. Определить, какие предложения с одним гл. членом или двумя являются частями сложных предложений. Подчеркнуть в каждой части главные члены. Определить типы односоставных предложений в составе сложного.

Рояль поставили на широкой, открытой террасе, и девушка быстро подошла к нему, подняла его крышку и заиграла.

Солдаты давно спят - им вставать ни свет, ни заря.

Меня приняли в баскетбольную команду, и я через день тренировался с ребятами.

Вьюга. Вокруг больше ничего не видно.

Опережающее творческое задание - подобрать примеры использования односоставных предложений в поэзии, художественной литературе.

Группа 2. Безличные предложения.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие о безличных предложениях.

  2. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

3. Строение и грамматическое значение безличных предложений.



  1. Меня знобит. Светает. (безличная форма личн. глаг.)

К вечеру распогодилось. Приятно пахнет черемухой.

  1. Нет плохой зимы, есть плохие пахари. (односост. безлич. предл. входит в состав сложного сказуемого выражено словом нет).



  1. Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить (сложное предл., состоящее из двух простых, односост. безличных предложений. Сказуемое выражено глаголом в неопределенной форме).



  1. В лесу было удивительно хорошо. ( односоставное безличное предложение, сказуемое выражено глаголом-связкой в безличной форме было + именная часть, выраженная наречием хорошо).

Группа 3. (Смешанная по уровню знаний).

  1. Какие предложения называются назывными?

  2. Разновидности назывных предложений (бытийные: Сентябрь., указательные: Вот парадный подъезд).

  3. Грамматические признаки назывного предложения.

  1. Назывные предложения имеют один главный член - подлежащее, которое может быть выражено именем существительным в и. п. и количественно-именным словосочетанием.

  2. Назывные предложения характеризуются интонацией.

  3. Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Группа 4. Учащиеся с низким уровнем знаний, которым необходима помощь учителя.

Вставить пропущенные буквы , раскрыть скобки, подчеркнуть грамм./основу, определить, какое предложение, односоставное или двусоставное.

Сильно пахло лекарствами (односоставное).

Миша нашел в лесу ежа (двусоставное).

Родину себе не выбирают (односост.)

Разгорелся день веселый (двусоставное)





Приложение II

Материалы, которые используются для подготовки отчетов групп по изученной теме.

1. Определенно - личные предложения

Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники. Это односоставные предложения с главным членом - сказуемым.

Например: Присаживаемся к костру ( сказуемое - присаживаемся ).

Это односоставное предложение.

Сказуемое в определенно-личных предложениях бывает выражено глаголом в форме 1- го или 2-го типа единственного и множественного числа, изъявительного и повелительного наклонения.

Например: Люблю грозу в начале мая. ( сказуемое выражено глаголом, I л., ед. ч. изъявительного наклонения ).

Выберите себе книгу по вкусу (сказуемое выражено глаголом выберите - 2 л. ,мн.ч. повелительного наклонения ).

Определенно- личные предложения по смыслу близки к двусоставным с местоимениями-подлежащими. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, но отличаются тем, что в них есть только один главный член.

Например: Утром я встаю в семь часов (двусоставное предложение, грамм. основа Я встаю. Утром встаю в семь часов (односоставное, грамм. основа состоит только из сказуемого встаю).

Определенно-личные предложения более лаконичны, чем двусоставные, отсутствие подлежащего усиливает действие, позволяет избежать назойливого повторения не нужных для смысла местоимении Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.

Определенно - личные предложения могут иметь значение особенно в пословицах и афоризмах, а также в поэтической речи:

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте.

2. Неопределенно - личные предложения

Неопределенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо: в селе строят новую школу.

В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производят.

Это односоставное предложение с главным членом - сказуемым.

Сказуемое в неопределенно - личных предложениях выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени, ( например: Цыплят по осени считают ) и в форме множественного числа в прошедшем времени. В дверь постучались.

В неопределенно - личных предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Неопределенно - личные предложения могут иметь обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтич. речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции, этические нормы.

Например: По одежде встречают, по уму провожают.













3. Безличные предложения

Безличными называются односоставные предложения , в которых действие и состояние не создаются деятелем. Например: Светает. Мне холодно. Попить бы чаю.

Эти односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое в безличном предложении выражается следующим способами:

1. Светает. (состояние природы ) - сказуемое выражено безличным глаголом.

2. Приятно пахнет черемухой (состояние среды) - сказуемое выражено личным глаголом в безличном значении.

3. Мне не спится (состояние человека) - сказуемое выражено возвратным глаголом в безличном значении.

4. Быть грозе. - (неизбежность) сказуемое выражено гл. быть.

5. Сильнее кошки зверя нет. ( отсутствие чего-либо), сказуемое выражено словом нет.

6. Тучам солнца не скрыть. (сказуемое выражено неопределенной формой глагола).

7. Не следует спешить с ответом: (нежелательность) - сказуемое в этом предложении составное глагольное, выражено безличным вспомогательным глаголом не следует + неопред. формой глагола, спешить.

8. В лесу было хорошо (односоставное безличное предложение, сказуемое выражено глаголом - связкой в безличной форме было + именная часть, выраженная наречием - хорошо).





4. Назывные предложения

Назывными называются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления.

В назывных односоставных предложениях имеется только один главный член - подлежащее.

Например: Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз. Это три назывных предложения, подлежащие: зима, снег, мороз.

Назывные предложения сообщают о том, что какое - нибудь явление или предмет существует в настоящем.

Например: Лес. Просека.

С частицами вот, вон, назывные предложения приобретают указательное значение. Например: Вот письмо.

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Зима ( нераспространен. ). Холодная зима (распространен.). В назывных предложениях подлежащее может распространяться

только определением. (согласованным или несогласованным).

Осенний холодок (соглас. опред.)

Пирог с грибами (несогл. опред.)

Назывные предложения очень кратки. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действий.

Назывные предложения употребляются в художественной литературе(поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели обычно в начале своих произведений очень кратко и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.







Упражнение для релаксации

(текст читает учитель на фоне тихой мелодии)

«Волшебный сон»

Наступает волшебный сон,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы

и послушный наш язык

быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас

Руки теплые у нас

Жарче солнышко сейчас

Дышится легко, ровно, глубоко!

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза,

Проснуться.

Приложение I

Вопросы для тестированиия

(контроль знаний с использованием ПК)

1.Односоставные предложения - это предложения, состоящие:

А) из двух главных членов;

Б) из одного главного члена;

В) из двух главных и второстепенных членов предложения.

2.Определенно-личные предложения - это предложения:

А) со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица;

Б) со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн.ч.;

В) со сказуемым , при котором нет и не может быть подлежащего.

3. В каком стиле речи чаще всего употребляются безличные предложения:

А) в научном;

Б) в официально-деловом;

В) в разговорном

4.Продолжить предложение:

Назывные предложения сообщают:

А) о различных состояниях природы или людей и животных;

Б) о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем;

В) в них важно само действие, а не лица, которые его производят.

5.Люблю дымок спаленной жнивы. Это предложение:

А) безличное;

Б) неопределенно-личное;

В) определенно-личное

6.Звучный, мерный звук. Это предложение:

А) безличное;

Б)назывное;

В)неопределенно-личное

7. С утра сильно морозит. Это предложение:

А) двусоставное;

Б) односоставное распространенное;

В)двусоставное нераспространенное

8.В безличном предложении «Вам не видать таких сражений» сказуемое выражено:

А) безличным глаголом;

Б) неопределенной формой глагола;

В) безличной формой личного глагола.

9.Выберите из трех данных ответов наиболее полный и точный. Предложение: В четыре часа рассвело. Является односоставным, потому, что :

А) в предложении одно сказуемое;

Б) грамматическая основа предложения состоит из одного сказуемого;

В) в предложении имеется состав только одного главного члена(сказуемого), второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

10.Что общего в данных предложениях? Выберите точный ответ.

Его звали Александром.

Аллеи из молодых деревьев.

А) в данных предложениях нет второго главного члена;

Б) оба предложения являются односоставными;

В) в этих предложениях грамм. основа состоит из одного главного члена.

11. По какому признаку вы отличаете односоставные предложения от двусоставных?

А) по наличию в предложении состава одного главного члена и невозможности второго главного члена;

Б) по наличию в предложении только сказуемого;

В) по наличию в предложении только подлежащего.

12. Предложение « Мой друг был болен, и меня провели к нему в комнату» является:

А) простым распространенным предложением;

Б) сложным предложением, состоящим из двух простых двусоставных предложений;

В) сложным предложением, состоящим из двух простых, одно из которых двусоставное, а другие - односоставные.

Урок русского языка в 10 классе( с русским языком обучения)

Тема урока: Группы слов по значению, происхождению, употреблению и активности их использования. Роль фразеологизмов в речи.

Задачи урока (формулируют учащиеся) :

1. Повторить и обобщить учебный материал по теме «Лексикология».

2. Усовершенствовать умение различать группы слов по значению и употреблению.

3. Учиться активно использовать в своей речи синонимы, антонимы, омонимы и фразеологизмы.

4. В процессе работы в группах закреплять навыки и умения коллективной познавательной деятельности.

Эпиграф к уроку: «Нет ничего такого в окружающей нас

жизни и в нашем сознании, чего нельзя

было бы передать русским словом: и

звучание музыки, и блеск красок, и шум

садов, и сказочность сновидений, и

тяжелое громыхание грозы, и детский

лепет, и заунывный ропот прибоя, и

гнев, и великую радость, и скорбь

утраты, и ликование победы»

(К. Паустовский)

- Кто еще подобрал эпиграф к уроку? (зачитывают)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение учителем темы урока ( на интерактивной доске).

3. Определение задач урока самими учащимися (на файле интерактивной доски - ключевые слова и словосочетания)

- повторить и обобщить…

- совершенствовать умения и навыки…

- учитывать и активно использовать в речи…

- учиться работать в группе.

4. Чтение учащимися эпиграфа к уроку, записанного на доске(учащиеся предлагают свой эпиграф).

5.Работа в группах.

1 гр. Синонимы - консультант (Татьяна К.)

2. гр.Антонимы - консультант (Юлия М.)

3. гр. Омонимы - консультант (Александр Б.)

4 гр. Фразеологизмы - консультант (Виктория П.)

- обсуждение проблемы

- распределение «ролей»

- отчет творческих групп « защита творческих проектов».

6. Дополнительный материал

- Омонимы - «Занимательная грамматика» с. 36

- Омофоны - разновидность омонимов - слова, которые совпадают в произношении, но пишутся по - разному.

- Омоформы (Мели муку . Дворники мели улицы).

- С.42 - задачи-шутки.

- Зрительный диктант - учитель показывает файлы с картинками, учащиеся угадывают фразеологизмы.

7.Обобщение материала. Анализ творческих отчетов.

8.Срез знаний по теме « Группы слов по значению » (тестовые задания, которые выполняются на компьютере)

1. Какая наука о языке изучает группы слов по значению?

А) орфография

Б) лексикология

В) морфология

2. Синонимы - это

А) слова, которые имеют одинаковое лексическое значение.

Б) имеют противоположное лексическое значение.

В) пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.

3. Антонимы - это

А) слова, которые обозначают один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.

Б) слова, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения.

В) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

4. Среди выше перечисленных слов определить омонимы:

А) ранний - поздний

Б) коса, замок

В) метель, пурга

5. Дополнить пословицу « сытый голодного не…»

А) не подождет

Б) не понимает

В) не догонит

6. Какие слова использованы в сложном предложении « Волк простодушный, а лиса хитрая.»

А) синонимы

Б) антонимы

В) омонимы

7. Какой разновидностью омонимов являются данные слова «Дремлет старая сосна и скрипит со сна »

А) омофоны

Б) омоформы

8. Установить соответствие

А) серый А) день

Б) пасмурный Б) костюм

А-Б

Б-А

9.Выбрать антонимы, обозначающие размер

А) белый - черный

Б) широкий - узкий

В) ранний - поздний

10. В каком из предложений мысль выражена не ясно:

А) На столе лежит наряд

Б) На столе лежит наряд на уголь

В) На столе лежит праздничный наряд

11. В каком словаре мы можем найти лексическое значение слова

А) в словаре синонимов

Б) в толковом словаре

В) в орфографическом словаре

12. С какой целью в нашей речи используются группы слов по значению?

А) чтобы сделать нашу речь ярче и выразительнее

Б) чтобы отличить русский язык от других языков мира

В) чтобы использовать их в художественной литературе

Ключ:

1б 4б 7а 10а

2а 5б 8а-б, б - а 11б

3в 6б 9б 12а

9. Оценивание знаний (результаты тестов)

10. Итог урока

11.Домашнее задание:

- выберите жанр (сказка, рассказ, стихотворение, юмористический рассказ) и напишите об одной из групп слов.



© 2010-2022