Урок по русскому языку Местоимение 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием проблемно-диалогического подхода»,

на тему «Местоимение»



Разработала учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ пос. Сокский

Соколова Татьяна Николаевна

2016



Содержание


Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………...14
























Введение

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.

Одной из эффективных технологий, способствующих творческому развитию обучающихся, является технология проблемно-диалогического обучения.

Творческая работа на уроках русского языка с применением проблемно-диалогического обучения призвана повысить творческую и познавательную активность обучающихся, прививать интерес к предмету и языку в целом.

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам.

Проблемно-диалоговое обучение предполагает широкое применение в практике проблемных ситуаций, возникающих в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышении активности.

Урок в 6-классе по теме «Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода.

Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока:

Обучающие:

- повторение материала о местоимении, обогащение его новым материалом;

- осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;

- овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной форме.

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления и речи;

- обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку, культуры письма.

Методы работы:

Методы организации и осуществления УПД:

- словесные (рассказ, беседа); наглядные (таблица, карточки); эвристический; практический.

Методы контроля и самоконтроля УПД:

-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;

Методы стимулирования и мотивации:

- создание игровой ситуации; задания занимательного характера; поощрение.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

План-конспект урока «Местоимение как часть речи» в 6 классе.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

2. Введение в тему. Опрос. (3 мин.)

Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (слайд 1)

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие - к служебным?

По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи? (1.Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль.) (слайд 2)

3. Изучение нового материала.

-Знакомство с темой

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи». (слайд 3)

- Наблюдение над языковым материалом. (15 мин.)

Урок наш будет посвящен одной цели - добраться до ключа от сундука золотых знаний. А клад - это сундук золотых знаний о местоимении. На последующих уроках ваш сундук будет пополняться все новыми и новыми знаниями. (слайд 4)

Итак, перед нами первое испытание на пути к кладу - «Море Неизвестности». (слайд 5)

Местоимение - своеобразная часть речи, и порой очень хитрая.

В ходе нашего урока мы должны ответить на вопрос «В чем особенность местоимения?» и доказать или опровергнуть, что местоимение является самостоятельной частью речи. Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Вова)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

Запишите местоимения в один столбик, а имена, которые они заменили напротив них во второй столбик. И от местоимений проведите стрелки к именам.

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики - это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная - это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь - числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология?) (слайд 6)

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не Вова, он;

не от синоптиков, а от них;

не солнечная, а такая;

не семь, а несколько.

- Давайте подведем итог исследований о значении местоимений.

- Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. (Несколько учеников отвечают.)

МЕСТОИМЕНИЕ - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Запишем определение. (слайд 7)

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это - вранье.

Они-то знают, почему

вступились за нее.

«На берегу острова Падежей»

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные - по числам и родам.

Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ отрицательного местоимения никто и определительного который, т.е. сравним формы этих слов. (слайд 8)

Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

«В племени диких местоимений»

(Слайд 9)Следующий этап нашего урока - знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте обратимся к нашему самому первому предложению. Выпишем его и подчеркнем местоимения как часть речи.

Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

4. Закрепление изученного материала. (20 мин.)

(Слайд 10) «Сказочные горы»

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Слушаем внимательно. Запишите местоимения в столбик вместе с предлогами.

1)Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Что тебе надобно, старче?"

2)Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уже и следа;

Перед нею изба со светелкой...

3)Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости...

4)Там за речкой тихоструйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

Проверим. (Слайд 6)

- У кого так же?

- Узнали вы сказки? Назовите.

- Проверим, есть ли у этих местоимений падежи. Будьте внимательны, чтобы не очутиться в реке ошибок.

- Проверим, что получилось.

На доске и в тетради:

к нему - д.п.

тебе - д.п.

он - и.п.

ко своей - д.п.

перед нею - т.п.

их - в.п.

в ней - п.п.

6. Работа с текстом:

«Свиток юного пирата»

Учитель: Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух. (слайд 12)

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим. (слайд 13)

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

Учитель: Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являются средством грамматической связи предложений. Местоимения «цементируют» текст. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. (Слайд 14)

- Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)

- Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.

Учитель: Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавать двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

(Слайд 15)

- Работа с текстом (5 мин.)

Восстанови текст.

Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.

Раннее утро. Медвежата резво играют в сосновом лесу. _____ пришли сюда недавно. Двое медвежат распол_жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.

Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?

«Достань ключ» Слайд 16.

Разгадайте загадки.

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

4.За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)

Вот он долгожданный ключ от сундука знаний! Теперь мы без труда откроем наш сундук золотых знаний, который вы будете наполнять своими знаниями на следующих уроках!

Мы хорошо поработали на уроке, но дома вам предстоит выполнить следующее задание.

6.Дом. задание (1 мин.): написать благодарственное письмо местоимению

5. Итог. Рефлексия. (Слайд 17) (1 мин.)

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

Интересно - Что для вас было интересно?

Творчество - Каким творчеством вы занимались на уроке?

Обучение - Чему вы научились?

Главное - Что вы узнали на уроке?

Сегодня хорошо работали (...)

Открывается последний слайд и читается четверостишие

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего!

10.Заключительное слово учителя:

Я довольна, что вы многое знаете, помните и сумели открыть для себя новое, интересное.

Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой "Местоимение"





Заключение

Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

  1. Повысился интерес обучающихся к занятиям русского языка.

  2. Обучающиеся более свободно работают со словом, происходит активное обогащение словарного запаса.

  3. Уменьшение речевых недочетов при устной и письменной речи.

Список использованной литературы:


1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.

2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. - 2004. - № 4. - С. 28-32.

3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 35-40.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. - сост. Н.М.Сулицкая и др. - Волгоград: Учитель, 2011. - 190 с.

6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. -сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 254 с.


© 2010-2022