Учебно-методическое пособие Деловой русский язык

Данное учебное пособие поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения – эссе, очерки, рефераты, рецензии, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявления, автобиографию, доверенность, объяснительную записку и т.д.  Теоретический материал сочетается с практическими заданиями. Для удобства пользования страницы,    теория, закрепление и практика, предствалены в различной цветовой гамме.   Пусть это учебное пособие станет для вас надежным помощником в изучении русского я...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вы уже многое знаете о русском языке, его фонетике, лексике, грамматическом строе. Но все это лишь начало кропотливой, долгой, увлекательной работы по овладению «формами языка, выработанными как народом, так и литературой»! (К.Д. Ушинский).

Этих знаний еще не достаточно для того, чтобы овладеть даром слова выражать свои мысли и чувства, воздействовать словом на окружающих. Надо научиться овладевать искусством построения художественного, публицистического, научного, официально-делового текстов.

Данное учебное пособие поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения - эссе, очерки, рефераты, рецензии, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявления, автобиографию, доверенность, объяснительную записку и т.д.

Теоретический материал сочетается с практическими заданиями. Для удобства пользования страницы, теория, закрепление и практика, предствалены в различной цветовой гамме.

Пусть это учебное пособие станет для вас надежным помощником в изучении русского языка при подготовке к поступлению в ВУЗы, станет консультантом при написании деловых бумаг.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.

▲ теоретический материал

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.тренировочные упражнения


▲ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

ЦЕЛЬ публицистического стиля - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждениям его к определенным поступкам, действиям.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ публицистического стиля речи: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается проблема, анализируются пути ее решения, делаются обобщения и выводы. Здесь используется общенаучная терминология.

Публицистические выступления отличаются достоверностью точностью фактов, для этого стиля характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике - ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ публицистического стиля: характерно использование общественно-политической лексики, лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины. Экономики, культуры, слов из области психологии.

Здесь часто используются слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с)-; с суфиксами и(я), -ци(я). -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-.




СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТРЕЛЬНОСТИ

в публицистическом стиле речи.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия в этом стиле напоминают средства художественного стиля, но разница в том, что основным их назначением становиться воздействие на слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. Сюда относятся эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы и грация, а также фразеологизмы, пословицы, поговорки, цитаты, средства юмора, иронии, сатиры, пародии, каламбуры.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

В публицистическом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа (голос мира, страны ближнего зарубежья). В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.




ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.1. Из данных слов выпишите слова публицистического стиля, свой ответ обоснуйте.

Белиберда, бессмыслица, знания, великодушие, традиция, бюджет, замарашка, лесостепь, департамент, хозяйство, шприц, резюме, торт, реферат.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.2. Прочитайте любую статью в местной газете. Найдите в статье 2 - 3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности. Определите их роль.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.3. прочитайте фразеологизмы. Подумайте, в каких ситуациях они уместы. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

Сделать карьеру, бросать слова на ветер. Устроить головомойку, узнать всю подноготную, витать в облаках, бить в набат, рубить с плеча, сидеть сложа руки, вырвать с корнем, толочь воду в ступе.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.4. Прочитайте статью. Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

КАРТИНА ОДНОГО ЛАКЕЯ …

В Приморской галерее - работа Тропинина

Выставки одной картины становятся все более популярным культурным мероприятием во Владивостоке. Это очень удачная форма работы для небольших залов, где камерная атмосфера и маленькие размеры помещения позволяют привлечь все внимание зрителей к одному шедевру, достойному такой чести.

В Приморской картин­ной галерее на этой неде­ле выставляется работа великого русского портре­тиста Василия Тропинина - «Портрет А. Ф. Заикина».

Тропинин, как известно, был крепостным графа Моркова и в течение мно­гих лет выполнял обязан­ности не только «домаш­него портретиста», но и лакея, а также кондитера в доме хозяина. Только в 1823 году, когда художни­ку было 43 года, он полу­чил вольную, а через год уже был академиком Пе­тербургской академии ху­дожеств.

Современники ценили Тропинина, называя его великим портретистом, от­мечая реализм и одновременно романтизм, свой­ственный художнику, а так­же его неподражаемый «тициановский колорит».

Тропининым написано более 3000 произведений, но большинство сгорело во время войны 1812 года, когда пылала Москва. До потомков дошло не более 500 работ.

Тем ценнее тот факт, что в Приморской картинной галерее хранится один из лучших портретов кисти Тропинина, на который, собственно, у вас и есть шанс взглянуть...


▲ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ:

очерк,

статья,

репортаж,

интервью,

фельетон,

ораторская речь,

судебная речь,

выступление,

доклад

ОЧЕРК

Один из распространенных жанров публицистики.

ОЧЕРК - 1. небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, может быть документальный, публицистический, бытовой.

2. в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительных, а не вымышленные места событий указывается время действий. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства.

Различают следующие виды очерков:

Путевой очерк Портретный очерк Проблемный очерк

в нем рассказывается раскрывает личность поднимается какая-то

о дорожных впечатлениях: человека, его характер проблема, предлагаются

зарисовки природы, быта и анализируются пути ее

людей решения.




УРОК - ПРАКТИКУМ № 1

Создание путевого очерка

Путевой очерк очень популярен. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях их быта, для размышления о жизни.

Попробуем написать путевой очерк …

Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых довелось участвовать.

Пусть эти вопросы помогут вам при написании очерка.

  • О чем вы хотите написать?

  • Что вы увидели во время пути?

  • Расскажите о встрече с интересными людьми.

  • Отметьте их характерные черты.

  • Выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

  • Заканчивая работу, перечитайте еще раз свои записи, вычеркните лишнее, допишите то, что упустили.







▲УСТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно нравиться выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

ЧТО ПОМОЖЕТ УСПЕШНО ВЫСТУПИТЬ?

  1. Надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться. Как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

  2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

  3. Нужна личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем, он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение.

  4. Нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

  5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).

  6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией. Завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

  7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой. Рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

  8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

  9. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.


































УРОК - ПРАКТИКУМ № 2

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

  1. Прочитайте выступления учащихся, ваших сверстников.

  2. Подумайте о том, раскрыта ли тема?

  3. Аргументированы ли высказывания?

  4. Заинтересовали ли вас эти выступления?

  5. Как бы вы прочли эти тексты?

Текст №1. «Учиться не просто»

С самого раннего детства человеку предстоит многому научиться. С рождения ребенок учится держать ложку в руках, пить с кружки, говорить первые слова, делает первые шаги.

И во всем этом ему помогают самые близкие люди. Ведь одному ему не справиться. Родители желают, чтобы их ребенок понимал, что ему говорят, и что от него хотят.

Следующим этапом в его жизни будет детский сад.

Воспитатели научат ребенка различать цвета, делать различные аппликации. Подготовят его к более сложной школьной жизни. Ему предстоит правильно отвечать на вопросы, делать домашнее задание.

В старших классах есть много сложных предметов и если где-то, что-то упустить. Сложно будет наверстать. Самое главное чтобы была дисциплина. Без нее никак

Из-за плохого поведения учеников, учитель отвлекается и часто бывает сорванный урок. А не поняв тему, сложно сделать домашнее задание.

И вместо того, чтобы посидеть и подумать, многие предпочитают посидеть у телевизора. Погулять и сходить на дискотеку.

Не задумываясь о том, что потом сложно будет получить хорошее образование. А в будущем найти престижную работу.

Текст №2. «Что мне необходимо для моей будущей профессии»

В основном, многие люди считают, что в профессии главное заработок и престиж, да не спорю, это одно из пожеланий человека относительно профессии, но главную роль в выборе профессии играет, во-первых, интерес к ней, во-вторых врожденный или приобретенный талант в той области знаний, на которую ориентируется будущая профессия, в-третьих, любовь, и терпение к той или иной профессии. Сейчас, я хочу на своем примере показать, какие нужны знания и черты характера для моей будущей работы.

Я уже давно выбрала себе профессию, т.к. считаю, что для достижения цели. Нужно знать ее заранее. И я выбрала специальность психолог, желательно клинический. Для этой работы мне потребуются знания в области биологии, обществознания, граждановедения, философии, и конечно же психологии. Также для этой работы мне потребуется такие черты характера, как, во-первых, целеустремленность, во-вторых, умение слушать собеседника, в-третьих, разбираться в людях и в их проблемах и помогать им, в-четвертых, компетентность в своей профессии, в-пятых, умение сопереживать и сочувствовать людям, в-шестых, быть человеком более возвышенным в своих чувствах и мыслях т.е. не быть меркантильным, и не быть полностью погруженным в мир, где существует только материальные ценности. А наоборот мою энергию, мой внутренний мир использовать для построения своего мира. Но это уже что-то из философии.

Моя профессия своеобразна и необычна поэтому, мои знания, и черты характера, тоже своеобразны.

Текст №3. «Нет ничего прекраснее литературы и искусства»

Литература как основное средство образа использует слово необычайно гибко передающее все оттенки человеческой мысли и чувства, делает ее самым распространенным и разносторонним искусством, наиболее полно и широко отражающим жизнь.

В литературе есть разнообразные средства для углубления содержания слов и усиление ее эмоционального воздействия на читателя.

Этим доказывается, что литература служит для человека как основное средство понятия жизни и каких-то идеалов.

Если бы не было литературы жизнь была бы скучной и люди не могли бы распознавать жизнь, как реальность. Все бы основывалось с помощью интуиции и загадок.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 2.

Попробуйте составить устное выступление на одну из предложенных тем. Выступите с ним перед своими сверстниками.

Темы выступлений:

  • Сколько должно быть детей в современной семье.

  • Как вы относитесь к тому, что ваши сверстники курят?

  • Почему современные ученики стали меньше читать?
















УРОК - ПРАКТИКУМ №3

▲ДОКЛАД

ДОКЛАД - это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад - наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис, основное положение, которые надо раскрыть, доказать, и тезисы честные.

Доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности:

  1. Доклад, как и любое выступление, готовиться заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое предложение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

  2. В зависимости от главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать, как овладеть вниманием аудитории, как привлечь на свою сторону скептически настроенную ее часть и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой - можно не развертывать или совсем опустить.

  3. Надо построить так план, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д. или чтобы был естественный переход от одного к другому.

  4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком или совместно слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

  5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

  6. Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями.

В докладе уместны слова следует, нужно, необходимо, должно быть. Однако надо всячески избегать таких, например, слов: вот, это самое, так, ну, того, э-э-э, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать и др.



УРОК - ПРАКТИКУМ №4

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Подготовьте доклад на одну из предложенных тем:

  • Может ли человек сам себя воспитать?

  • Правомерно ли выделять категорию состояния в самостоятельную часть речи.

  • Жизнь и творчество русского поэта или писателя.

! Помните, что доклад должен быть правильно оформлен.

Требования к оформлению:

  1. Доклад должен иметь титульный лист, с указанием темы доклада, автора работы.

  2. Обязательно поместите план доклада.

  3. Пронумеруйте страницы.

  4. Используйте, если нужно фотографии и иллюстрации.

  5. Размещая текс, не забудьте о заголовках, абзацах. Не размещайте текст сплошной строкой, т.к. это затрудняет чтение и делает его неинтересным.

  6. Текст заключите в рамку или используйте поля.

  7. В конце доклада укажите использованную литературу, размещая ее в алфавитном порядке.























▲ДИСКУССИЯ

Надо уметь участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом по тому или иному вопросу. Для этого важно:

  1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументировано, с научным, экономическим обоснованием доказать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.

  2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.

  3. Не вызывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

  4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).

  5. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

  6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приемов, возможностей доказать ее несостоятельность. Вот некоторые из них:

    1. ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;

    2. критикуется система доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргументов, фактов;

    3. критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);

    4. ложный (по-вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.












ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Познакомьтесь с предложенным текстом. Какая проблема в нем поднята? Определите собственную позицию по этому вопросу. Чьи аргументы вам ближе?

Что такое счастье?

- А я вот уверен, что без денег, - говорил Николай, нет счастья. Деньги - это все: богатство. Власть, а значит и счастье.

- Я не согласен с тобой, Коля - возразил Игорь - по-моему счастье заключается в любви, в семье, в покое, в рождении ребенка!

- Вы оба неправы, - прервала их Ольга - причем тут деньги и любовь? Главное свобода, состояние полета, мечты, фантазии. Вот это счастье! А как ты думаешь Олег?

- Недавно я прочитал стихотворение В.К. Лебедева «О счастье» и согласился с его точкой зрения. Он говорит, что у каждого человека счастье свое.








УРОК-ПРАКТИКУМ № 5

Используя советы по ведению дискуссии, подготовьте рабочие материалы для участия в ней.

Тема предполагаемой дискуссии «Легко ли быть подростком?»

ДУчебно-методическое пособие Деловой русский язык.ля сбора материала предлагаем записать плюсы и минусы этого возраста, в левой колонке укажите положительные стороны, а в правой - отрицательные.









Пользуясь собранным материалом, участвуйте в дискуссии со своим одноклассником, отстаивайте свою точку зрения.

Подберите пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые помогут вам в дискуссии.

▲ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты: а) точность, не допускающая иного толкования; б) неличный характер; в) стандартизованность, стереотипность построения текста; г) долженствующе-предписывающий характер.

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех де слов, преимущественно терминов.

Неличный характер деловой речи выражается в том что в ней отсутствую формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие.

Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т.д.

Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов - взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять.

Общие признаки официально-делового стиля речи:

в лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах -

протоколах собраний, распоряжениях, ак­тах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в си­лу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Пет­рова, студент Иванова);

в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособ­ленные обороты, однородные члены).

В официальных документах в связи с особенностью формулиро­вок почти отсутствуют повествование и описание. Од­нако в некоторых (например, протокол, отчет, договор) наблюдает­ся и повествовательная манера изложения.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, по­ этому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных отрывках из устава школы.

§ 17

обучающийся обязан:

- знать и выполнять Устав Школы, локальные акты: Правила поведения обучающихся в школе, Правила и обязанности обучающихся в школе, Правила применения поощрений и взысканий к обучающимся в школе.

- знать и уважать права и обязанности работников школы, родителей.

- не подвергать опасности жизнь и здоровье других участников учебно-воспитательного процесса.

§ 2 п3.1.

Обучение детей в школе согласно ст. 19 п. 2 Закона РФ «Об образовании» начинается с достижения или возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения или возраста восьми лет. По заявлению родители учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Выпишите слова и словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму, выражения сказуемых и сделайте вывод.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 2.

Запишите толкования слов.

Прибыль -

Продюсер -

Контракт -

Делопроизводство -

Резолюция -

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 3.

Прочитайте объявления. Соответствуют ли они официально-деловому стилю?

Любимые жильцы нашего дома.

Завтра состоится субботник, приходите все. Я вас очень жду.

Администрация.

Товарищи спортсмены!

Тренировка 31.12 и 1.01 отменяется, т.к. мы тоже хотим отдыхать.

Тренеры.

Доверенность.

Я, Иванов В.К., доверяю своему брату получить за меня заработную плату за январь.

15.12.03 Иванов В.К.

УРОК - ПРАКТИКУМ № 6

▲ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристика - это документ, необходимый при приеме в школу, ВУЗ, на работу и т.д.

По этому документу судят об учебной или профессиональной деятельности. Он отражает личностные качества человека и профессиональные.

Характеристику пишет человек, хорошо знающий характеризуемого. Им может быть учитель, руководитель организации. Обязательно этот документ заверяется печатью, и ставиться подпись пишущего (с расшифровкой подписи) и указывается дата.

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Составьте характеристику одного учащегося вашего класса.

Предлагаем примерный план, которым можно воспользоваться. При написании этого делового документа старайтесь использовать лексику официально-делового стиля речи.

  1. характеристика ученика … класса МОУ СОШ №2 п. Лучегорск (Ф.И.О) … года рождения, проживающего по адресу …

  2. Ф.И.О. обучается в данной школе … лет

  3. За время учебы … (сведения об учебе аргументировать).

  4. Интересы, увлечения, способности.

  5. Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.

  6. Вывод, пожелания.

  7. Указание на цель составления характеристики.

(дата) (подпись)

(печать)





▲ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ

В повседневной жизни приходится нередко писать заявления, автобиографию, доверенность, объяснительную записку. Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг.

Требования, предъявляемые к деловому письму:

  • точность

  • краткость

  • ясность излагаемого

  • юридическая обоснованность

  • единая внешняя форма

  • общепринятое стандартное расположение частей текста или реквизитов

Реквизиты - обязательные составные части делового письма или документа.

! Составные части документа:

  1. «Шапка» т.е. кому (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества) от кого (Ф.И.О. - в родительном падеже, а также должность).

Примечание

(При написании от кого обычно используют традиционную форму без предлога. Но допускается и нетрадиционная - с предлогом. Это объясняется грамматической связью: заявление от кого?, так же как, например, письмо кому? от кого? С точки зрения требований к составлению деловых бумаг и грамматики то и другое совершенно верно).

  1. Заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка).

Примечание.

Заголовок следует писать со строчной буквы, т.к. начальная часть документа, т.е. «шапка» и заголовок являются одним предложением. После заголовка ставится точка, а текст документа пишется с красной строки с прописной буквы.

  1. Текст документа (просьба, объяснение, сообщение).

Примечание.

Иногда в документе подробно излагается просьба, ее причина, указывается перечень прилагаемых документов, их названия. Когда и зачем выданы. Могут прилагаться справки, документ об образовании, автобиографии и т.д.

  1. Дата (слева) и подпись (справа).

  2. Адрес дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа снизу.


УРОК - ПРАКТИКУМ №7

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 2.

Напишите заявление директору школы с просьбой пропустить занятия по какой-либо причине. Не забудьте, что к такому заявлению могут прилагаться требуемые документы (справка от врача, ходатайство от тренера или руководителя кружка).



Кому …

От кого …





Заявление.













Дата. Подпись (расшифровка подписи).




УРОК - ПРАКТИКУМ №8

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 3.

Напишите доверенность кому-либо на получение книг из школьной библиотеки.

Доверенность.

Я, Ф.И.О., должность, число, год рождения, паспорт (№, серия), кем и когда выдан, доверяю (кому Ф.И.О.).


Дата Подпись (расшифровка подписи)

Ф.И.О. лица, заверяющего доверенность, с указанием должности.

Печать заверителя.





Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 4.

Составьте и красочно оформите объявление о предстоящем новогоднем вечере. Не забудьте указать, когда и где он будет проходить, какова его программа от чего имени дается объявление.

Объявление может быть составлено как в деловом стиле, так и в художественном. Какое из них, по-вашему, будет иметь больший успех?

▲АВТОБИОГРАФИЯ

Автобиография - описание своей жизни. Автобиография может быть служебной и литературной. Прочтите служебную автобиографию и найдите автобиографию какого-либо писателя и поэта и сравните их.

Автобиография.

Я, Иванов Алексей Петрович, родился 27 августа 1965 года рождения, в г. Лесозаводск.

Родители, отец Иванов Петр Алексеевич, 1940 года рождения, по образованию инженер, работал на судостроительном заводе, сейчас на пенсии; мать, Иванова Ольга Сергеевна, 1945 года рождения, по образованию врач, работала хирургом в городской больнице, сейчас на пенсии.

В 1972 году поступил в 1 класс Лесозаводской средней школе №5 и окончил ее в 1982 году. В школьные годы занимался спортом, увлекался музыкой, имею II юношеский разряд по легкой атлетике. В 1982 году поступил в железнодорожный институт г. Хабаровск и закончил его в 1987 году.

После окончания института отслужил один год в вооруженных силах России. Охранял границу нашей Родине на заставе им. Леонова Пожарского района.

После службы в армии был принят на работу мастером электроустановок на железнодорожную станцию п. Лучегорск, где и работаю до настоящего времени, за время работы награждался денежными премиями и почетными грамотами.

В настоящее время живу в п. Лучегорск, женат, имею двоих детей - школьников.

7 декабря 2003г. (Иванов А.П).



УРОК - ПРАКТИКУМ №9

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Напишите автобиографию, используя предложенную схему, обратите внимание на употребление обособленных приложений в этом виде деловых бумаг.

  1. Заголовок (Автобиография).

  2. После заголовка в виде связного текста пишутся следующие данные:

    • Ф.И.О. (Я, Иванов Алексей Петрович)

    • Дата и место рождения

    • Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)

    • Образование

    • Начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения).

    • Указать (если имеются) поощрения, награждения.

  3. Дата (слева) и подпись (справа).





















▲РЕЗЮМЕ.

Резюме - это информация о профессиональных качествах человека.

Персональное резюме - это краткая ин­формация о себе как о специалисте: образова­нии, специальности (квалификации), профессиональных достоинствах, трудовой биогра­фии, целях поиска работы.

Одно из самых эффективных средств самомаркетинга на рынке труда - хорошее ре­зюме. Запомните два ключевых момента:

1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более двух-трех минут. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработаю.

2. Удачное резюме поможет вам получить интервью, т.е. личную встречу с рабо­тодателем, а не работу. Это необходи­мо твердо осознать. Ваша цель - до­биться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.

Идеально составленное и оформленное ре­зюме представляет собой маленький шедевр. Вот почему некоторые годами работают над постепенным улучшением своего резюме, оттачивая каждую фразу, каждое слово и всегда держат его под рукой.

Если вы обращаетесь в инофирму или со­вместное предприятие, то обязательным условием, как правило, является владение иностранным языком. Очень выигрышно в этом случае послать резюме на двух языках. Разу­меется, все требования относительно оформ­ления, грамотности и стилистического единст­ва сохраняются, поэтому целесообразно тща­тельно выверить текст.

Резюме состоят из следующих, основных блоков:

  1. Личные данные (фамилия, имя, отчество, полный адрес, телефон).

  2. Цель: краткое описание того, на получение какой работы и почему вы претендуете (не более 6 строк, лучше 2-3).

  3. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке). Необходимо перечислить предыдущие места работы с указанием дат и занимаемых должностей, основных функций и достижений.

  4. Образование: чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. Для выпу­скников и студентов следует помешать его перед предыдущим пунктом, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей пели, участие в научно-исследовательской работе.

5. Дополнительная информация не обязательно, но желательно: владение
иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, хобби следует упоминать только в тех случаях, если это тесно связано с желаемой работой.

Основные требования к написанию резюме:

  • краткость.

  • конкретность.

  • активность.

  • избирательность (не считайте, что. Чем больше дано разношерстной информации, тем лучше: отбирайте информацию, исходя из цели резюме.

• честность.

Несколько советов по составлению резюме. При написании резюме вы должны быть пре­дельно конкретны в выборе формулировок:

Не следует писать Следует писать

Занимался обучением Обучил двух новых
Помогал уменьшить - служащих
ошибки Сократил ошибки на

Быстро усваиваю 150/о, чем сэкономил
новые знания фирме 400 00.

Освоил новые проце­дуры в короткий срок - за две недели.

Не будьте многословны и избегайте пас­сивных форм.

Не следует писать Следует писать

Отвечал за зыполне- Выполнил....

яие Эффективно ислоль-

.Находил применение зовал....

следующим возмож- Отвечал за

ностям.....

Нес ответственность

за …

Предпочитайте позитивную информацию непозитивной

Не следует писать Следует писать

Улаживал жалобы на … Помогал клиентам

Препятствовал снижению Повысил потенциал

доли продаж продукта на рынке

перешел с должности Передвинулся на должность




Концентрируйте внимание на ваших достиже­ниях:

Не следует писать Следует писать
Проработал там три Получил повышение
года..., в должности и два

Выполнял дополни- повышения оплаты
тельную работу Всегда выполнял работу в срок

Образец резюме

Бережков Олег Николаевич

6900114, г.Владивосток, ул. Грибоедова, д.56, кв.35

тел: 39-68-54

Цель: получение должности специалиста по организации железнодорожных перевозок.

Образование:

1977-1982 Московский институт инженеров транспорта. Получил диплом инженера по специальности «Электронные вычислительные машины».

Опыт работы:

07.1995 - 05.1996 Главный вычислительный центр МПС РФ,

начальник отдела информации и маркетинга. Основные функции: разработка и коммерческое распространение программной продукции, обеспечивающей автоматизацию управления железнодорожными перевозками. Руководство коллективом численностью 8 человек.

03.1991 - 07.1995 Фирма «Транстехторг», представитель во Владивостоке. Основные функции: заключение контрактов на поставку грузов в г. Хабаровск и из Хабаровска в различные регионы страны. Организация отправки и слежения за передвижение грузов. Руководство коллективом из 3 человек.

10.1982 - 03.1991 ПКТБ АСУ железнодорожного транспорта МПС СССР, главный специалист (последняя должность). Основные функции: проектирование и разработка автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте, а также внедрение АСУ на железнодорожных дорогах СССР. За время работы хорошо изучил технологию грузовых перевозок на железнодорожном транспорте и установил широкие связи в службах управления перевозками МПС и на железных дорогах по всей территории бывшего СССР.

Дополнительная информация:

Работа на компьютере как программиста так и пользователя.

Имею водительские права категории «В» и личный автомобиль ГАЗ-24.

Родился 25 мая 1959г. в Ростове Ярославской области.

Женат, двое детей.

Имею хорошее здоровье. Энергичен, коммуникабелен, ответственен.


Образец резюме для молодого специалиста

Ромашкин Сергей Анатольевич

Дата и место рождения: 29.04.1976г., г. Новосибирск.

Домашний адрес: 142060, Московская область, Домодедовский район, ст. Северная, пос. Барыбино, д. 25, кв. 10.

Телефон: 555444

Цель: получение должности менеджера - экономиста

Образование:

1993 - 1998 Новосибирский государственный университет, факультет экономики и менеджмента, менеджер - экономист.

Дополнительное образование (курсы, тренинги).

Профильные предметы, специальные курсы, курсовые работы, дипломный проект.

Микро - и макроэкономика

Финансы и кредит

Бухгалтерский учет, планирование и анализ хозяйственной деятельности. Основы предпринимательства и бизнеса. Маркетинг.

Стратегический, финансовый и страховой менеджмент. Организация управления производством.

Специализация: экономика и управление производством. Диплом с отличием.

Опыт работы (если есть)

Название организации, форма собственности: __________________________

__________________________________________________________________

Сфера деятельности организации: ____________________________________

__________________________________________________________________

Должность: _______________________________________________________

Основные обязанности: ____________________________________________

Дополнительная информация:

Английский язык - разговорный

РС - пользователь

Водительское удостоверение категории «В», личный автомобиль.

Личностная характеристика:



УРОК - ПРАКТИКУМ №10

Учебно-методическое пособие Деловой русский язык.Задание 1.

Предположим, ваши родители решили получить должность, о которой давно мечтали, «помогите» им составить персональное резюме. Эта работа предполагает ваше сотрудничество с родителями.




























▲ПОРТФОЛИО

Портфолио - дневник личных достижений учащихся, ориентирующий их на дальнейшее продвижение в образовательной деятельности. Это целенаправленная коллекция работ учащихся. Которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.

Портфолио оформляется в виде файловой копии и включает сбор достижений по разделам.

Примерная схема портфолио

  1. «Учебные достижения» или «мои успехи в учебе» представляются в виде зачетных книжек, рефератов по предметам, других письменных работ, удостоверений о победах в олимпиадах, предметных кон­
    курсах и др.

  2. «Образовательные технологии». В этом разделе
    портфолио собираются проектные, исследовательские
    работы, сертификаты, дипломы, если эти работы вы­
    ходят за пределы образовательного учреждения.

  3. «Образование за пределами школы». Фиксиру­ются достижения в системе учреждений дополнительного образования детей (в спортивных секциях, школах
    искусств, различных кружках, творческих студиях и др.).

  4. «Самопознание и самореализация». Пред­ставляются результаты психологических исследований, содержащих информацию с динамикой саморазвития, а также успехов, ценных для личного роста.

  1. «Рефлексия». В этом разделе портфолио собираются различные аналитические тексты, демонстрирующие осознанное отношение школьника к своей деятельности, окружающим людям, событиям, например,
    письменный анализ самого школьника результатов своей деятельности, рефлексивный дневник, эссе и т.д.

  2. «Социальные практики» или «моя деятельность в обществе и для общества».

  3. «Планы на будущее». Приводится индивидуальная образовательная программа или иные формы планирования.

Примечание: порядок рубрик не отражает значимость или «вес» того или иного раздела портфолио.




УРОК - ПРАКТИКУ №11

Упражнение «Автобиография» Инструкция для учащихся

Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор авто­биографии.

План написания автобиографии

Фамилия, имя

Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)

ОУчебно-методическое пособие Деловой русский язык.бразование (класс) ______________________________________________

Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье...) _________________________________________________________________

1. Дошкольное детство

  • Мое самое раннее воспоминание (что помню, сколько мне было лет)

  • Друзья, домашние животные ____________________________________

  • Самое яркое воспоминание из дошкольного периода _________________

  • ________________________________________________________________

  • Чем увлекался(ась) в дошкольном возрасте, ходил ли в детский сад ____

  • _______________________________________________________________

  • Любимые игрушки_____________________________________________

  • Детские мечты, желания________________________________________

2. Школьная жизнь

  • Первое впечатление о школе_____________________________________

  • Самое яркое событие, связанное со школой ________________________

  • Кем я хотел(а) быть в 7-9 лет и почему_____________________________

  • Мой рост, вес, любимое блюдо, друзья, домашние животные_________

  • _____________________________________________________________

  • Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)_______

  • ______________________________________________________________

  • Моя первая награда (какая награда и за что, впе­чатления)____________

  • ______________________________________________________________

  • Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта

  • _____________________________________________________________

  • Самая памятная встреча________________________________________

  • Человек, оказавший на меня большое влияние_______________________

  • Переломный момент в моей жизни (краткое описа­ние)________________

  • ________________________________________________________________

  • Отношения с родителями в детстве и в настоящее время______________

  • _______________________________________________________________

  • Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми________

  • _______________________________________________________________


  • 3. К профильному обучению

-Интересы, любимые занятия______________________________________

Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения

_________________________________________________________________

  • Любимые школьные предметы, разделы или темы_____________________

  • ________________________________________________________________

  • Предметы, которые мне нужны для овладения профессией_____________

  • ______________________________________________________________

  • Мои профильные предметы_______________________________________

  • _______________________________________________________________

  • Мои успехи по этим предметам (олимпиады: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т.п.)__________________________________

  • _______________________________________________________________

  • КУчебно-методическое пособие Деловой русский язык.акими последними достижениями, открытиями в
    интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте...)________________________________________________________

  • ______________________________________________________________

  • Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи ______________

  • ________________________________________________________________

  • Языки (какими и в какой мере владею)______________________
    4. Будущее

  • Для чего я живу? _______________________________________________

  • Какую жизнь я считаю достойно прожитой (чем она должна быть наполнена)? _____________________________________________________

  • Чего я хочу достичь в будущем: через год, через 5 лет, через 10 лет? ____

  • ________________________________________________________________

  • В какое образовательное учреждение я хотел(а) бы поступить? ________

  • ______________________________________________________________

  • Какие профессии привлекательны для меня?_________________________

5. Ближайшие планы

  • Чего я хочу достичь к концу второй четверти? ______________________

  • Что собираюсь сделать для достижения цели?_______________________

  • Как оценить, иду ли я к намеченной цели или отклоняюсь от нее?_______

  • _______________________________________________________________

  • Как часто я проверяю (буду проверять), что мною сделано правильно, а где и в чем я отклоняюсь от цели? ___________________________________

__________________________________________________________________

32

© 2010-2022