Доклад «Создание здоровьесберегающих условий на уроке»

Создание здоровьесберегающих технологий на уроке- это насущная необходимость. Растут нагрузки на учащихся в школе, растёт количество заболеваний учащихся, дети стали быстрее утомляться, ослабевает интерес к учению, поэтому мы должны создать в школе здоровьесберегающую образовательную среду.   В докладе много внимания уделяется проблеме быстрой утомляемости детей на уроке, выявляются все признаки усталости ребёнка на уроке.    В докладе  раскрыты основные положения системыздоровьесберегающих техн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад председателя м/о учителей гуманитарного циклаВ.М.Лукьяненко по теме

«Создание здоровьесберегающих условий на уроке»

Учитель может сделать для здоровья школьников

гораздо больше, чем врач.

Н.К.Смирнов


Обучение становится всё более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объёму, к уровню умственной работоспособности школьников .Увеличиваются умственные нагрузки, снижаются двигательные возможности, усиливаются стрессовые ситуации.

В ОУ должны быть созданы условия, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

Задача педагога- обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, содействовать формированию умений по соблюдению здорового образа жизни.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

- частую смену позы

- потягивание

- встряхивание руками

- закрывание глаз

- подпирание головы

- остановившийся взгляд

- ненужное перекладывание предметов

- разговор с соседом

- увеличение количества ошибок в ответах

- невосприятие вопроса

- задержка с ответом

- частые поглядывание на часы в ожидании конца урока.

Для предупреждения переутомления школьников учителю следует применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те педагогические технологии, которыеy направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

- условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)

- рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми особенностями, гигиеническими требованиями)

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка

- необходимый двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, личностного, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования.

В эту систему входят:

- использование данных о состоянии здоровья учащихся

- учёт особенностей возрастного развития школьников

- создание благоприятного эмоционально- психологического климата

- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Перед учителем , который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи:

- соответствие санитарно- гигиеническим требованиям СанПиН

- постоянное внимание к охране зрения

- проведение на каждом уроке физкультминуток

- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности

- обеспечение интереса к своему предмету и уроку

- учёт индивидуальных особенностей учащихся

- планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими

- приоритет методов самопознания и развития

- реализация на практике индивидуально- личностного подхода к оценке знаний, умение показать успешность ученика

- максимально возможное использование активных методов обучения с минимизацией рутинных видов деятельности

- использование приёмов мотивации

- обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся

Педагогу в организации и проведении уроков необходимо учитывать :

- обстановку и гигиенические условия в классе ( температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, устранение раздражителей)

- число видов учебной деятельности ( норма- 4-7 видов за урок)

- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма-7-10 минут. Норма видов преподавания- не менее трёх.

- чередование видов преподавания. Норма- не позже чем через 10-15 минут.

- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. ( метод свободного выбора, активные методы обучения, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, воображения, самооценки и взаимооценки)

- место и длительность применения ТСО

- позы учащихся, чередование поз

- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, их место, содержание и продолжительность. Норма- на 15-20 минутах урока, по 1 минуте для 3-х лёгких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения

- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке и использование учителем методов повышения этой мотивации

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения

- психологический климат на уроке

- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов.

Результатом создания учителем здоровьесберегающих условий на уроке станет следующее:

- ученик должен на уроке ощущать себя счастливым

- каждый урок должен оставлять в душе школьника только положительные эмоции

- ученики должны испытывать чувство комфорта, защищённости и интереса к изучаемому.

Здоровьесбережение зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Нужно соизмерять объём и сложность с возможностями ученика, ребёнок пусть сам выбирает себе объём задания по силам.


© 2010-2022