• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Статья по русской литературе «Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления»

Статья по русской литературе «Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления»

"Описание материала: Сегодняшний день диктует новые требования к учителю, к организации учебного процесса, к применению новых, активных методов обучения. Одним из таких методов является технология развития критического мышления. Статья «Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления» раскрывает основные особенности ТРКМ, правила ее применения на уроках. Методических приемов, свойственных каждому этапу технологии...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления

«Недостаточно иметь хороший ум,

главное - правильно его использовать».

Рене Декарт

Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования, развития самостоятельности и активности ученика, признания его основным участником образовательного процесса.

Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего», способного активно взаимодействовать.

ТРКМ основана на простых и очень важных правилах:


  1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.(Да-нетка, тонкие и толстые вопросы, тройной дневник). «Коучинг - это искусство задавать потрясающие вопросы»


  1. Анализируйте идеи, предположения, тексты. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Анализировать можно по нескольким направлениям: это я уже знаю, это я слышал, это не знаю. Другой пример: это я понимаю и объясню другому, это я понимаю, но объяснить не смогу, это я не понимаю.(зигзаг, 6 шляп мышления, …)

  2. Исследуйте факты, доказательства.

  3. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

Предметом изучения на уроках литературы становятся и текст как многоаспектная и глубинная единица речи, и отраженная в нем человеческая жизнь, опосредованная авторской позицией. Включая личный, пусть иногда незначительный, жизненный опыт детей в систему работы на уроке, мы тем самым предлагаем им собственный путь осмысления и анализа литературного произведения.

В результате рождаются новые идеи, т. е. ученик получает опыт работы с художественным текстом как активный и думающий читатель.

Эти идеи помогают школьникам в создании собственных текстов, способствуют живому диалогу с автором.

Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы, направленные на выполнение определенных задач. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем подготовленности учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель - формирование независимых и грамотных мыслителей, которые с удовольствием учатся в течение всей жизни.

Приемов ТРКМ достаточно много, однако все они делятся на 4 группы:

  • Стратегии работы с текстами (прием чтения с остановками, чтение с пометками, таблица «толстых» и «тонких» вопросов, стратегия «Идеал»

прогнозирование по названию, бортовые журналы)


  • Письменные стратегии (синквейн; биопоэма; письмо герою; письмо самому себе; стратегия РАФТ; стратегия «Временная капсула»)

  • Графические стратегии (кластер; таблица «верные и неверные утверждения»; прием «Общее - уникальное»; сводная (концептуальная) таблица; INSERT)

  • Коллективные методы обучения (стратегия JigSaw; стратегия «Тур по галерее»; стратегия «6 шляп мышления»; прием «Ручки на середину»; перекрестная дискуссия; двухрядный круглый стол).

Использование этих приемов формирует у учащихся следующие виды УУД: личностные (самоопределение, осознание себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия); регулятивные (умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели); познавательные (умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, умение работать с информацией, активно ее воспринимать); коммуникативные (способность устно и письменно размышлять по заданной теме, оценивать собственные действия и поступки окружающих, уважительное отношение к членам коллектива, умение работать в группе в атмосфере партнерства).

Список использованной литературы:

Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова.

Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Чтобы узнать - нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»



© 2010-2022