Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным»

Тема «Правописание НЕ с прилагательным» требует упорной работы учителя разнообразного тренировочного материала, чтобы дети прочно запомнили правило и получили надёжные навыки написания НЕ с прилагательным.   Цель данного урока- выработать прочные навыки слитного и раздельного написания НЕ с прилагательным, повторить правописание НЕ с существительным, развивать познавательный интерес учащихся, умения сопоставлять, анализировать и делать выводы, формировать мотивы и потребности учения   На уроке и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным.

Цель: выработать прочные навыки слитного и раздельного написания НЕ с прилагательным, повторить написание НЕ с существительными и с глаголом; повторить правописание приставок ПРЕ---ПРИ; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; развивать познавательный интерес учащихся, интеллект, эмоциональную сферу, формировать мотивы и потребности учения.

2 Оборудование урока: Компьютер, таблицы, алгоритм правила, словари, инструктивные карточки, перфокарты, раздаточный изобразительный материал.

ХОД УРОКА

Словарный диктант с комплексным заданием:

На безымянной высоте, преодолеть препятствие, примирять недругов, справедливое негодование, независимость Отчизны, непримиримость к врагу, бороться не силой, а уменьем, ненавидеть фашизм, тяжёлые невзгоды, под бременем несчастья, не дрогнуть в бою, не склонять голову, приветствовать ветерана, героическая оборона.

Задания:

-найдите в диктанте слова с орфограммами в приставке, корне, окончании.

-найдите слова со слитным и раздельным написанием НЕ.

-сформулируйте правило написания НЕ с существительным и глаголом.

-определите разряд, род, число и падеж прилагательных.

-найдите слово по его грамматическим признакам: ж. род, П.п, 1-ое скл..Ж. род, И.П., 3-е склонение.

-найдите слово в переносном значении

-определить по толковому словарю значение слова «бремя»

-микродоклад об истории слов «бремя, лейтенант, солдат».

2 Выборочный синтаксический разбор:

Мы не дрогнем в бою за Отчизну свою, нам родная Москва дорога,

Наступление гитлеровцев на Москву было не удачей, а поражением.

И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!

Дайте характеристику 1-го предложения.Найдите предложение, соответствующее схеме: ---,а ---

Выводы: Какие виды предложений мы повторили? На какую тему были высказывания на уроке? (Битва за Москву») Почему?

2 ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-прочитайте тему урока, вдумайтесь в значение каждого слова. Какую задачу будем сегодня решать? Сколько вариантов написания НЕ с прилагательным существует?

-Прочитайте примеры, записанные на доске:

Самой дорогой для человека святыней являются честь, слава, могущество нашей (не)зависимой Родины.

Война фашистов против СССР была (не)справедливой, а захватнической.

-Давайте подумаем, от каких условий зависит выбор орфограммы.

-Правописание какой именной части речи с НЕ мы уже изучали? (существительного)

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО

1Работа с таблицей «НЕ с существительным и прилагательным»

Ненависть ненавистный

Неправда (ложь) неправдивый (лживый)

Не робость, а смелость не правдивый, а лживый

-Рассмотрите сначала левую часть таблицы. Обобщите, от каких условий зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительным?

-Теперь самостоятельно рассмотрите правую часть таблицы, сделайте вывод о написании НЕ с прилагательным.

Вывод: НЕ может быть в прилагательном частью корня, приставкой или частицей.

А теперь составим алгоритм правила:

1)Убедись, что это прилагательное

2)определи, употребляется ли оно без НЕ

3) Если

Не употр. употребляется

Пиши слитно нет противопост. Есть противопоставл.


Пиши слитно пиши разд.


Работа с учебником

А теперь прочитаем новое правило по учебнику-параграф № 54

-Как выделяется на письме орфограмма №36?

-Что нового в этом правиле?

-Какие слова влияют на раздельное написание НЕ с прилагательным?

5Тренировочные упражнения

-При помощи приставки НЕ образуйте новые прилагательные:

Покорный, известный, милосердный, зависимый.

-Выборочный диктант6 слитно---раздельно:

Ненавистный враг, не лёгкая, а трудная победа, не робкий, а смелый солдат, далеко не удачное наступление, неприступная крепость, вовсе не верное решение, далеко не безопасный шаг.

Проверка: условия выбора орфограммы.

-Объяснительный диктант

У неизвестного разъезда Дубосеково приняла дивизия Панфилова боевое крещение.

Враг не победит, если ты непобедим. НЕ силой борются ,а уменьем.

Наступление фашистов на Москву было далеко не удачным.

-Конструирование предложений по схеме: не….,а,…..; вовсе не…., А……

-Свободный диктант: выписать прилагательные вместе с существительными; восстановить текст по опорным словам.

Неистовые фашисты стремились любой ценой завоевать Москву. Ненастной осенью 1941 года враг подошёл к Москве. Неистовый Гитлер заявил, что 7-го ноября 1941 года он будет принимать парад своих войск на Красной площади. Необычный парад действительно состоялся только не фашистских войск, а войск непобедимой Красной Армии. Громко звучали слова неизвестной песни «Священная война». С этого необычного парада бойцы уходили прямо на фронт.

Проверка диктанта:

1)правописание выписанных прилагательных;

2)пересказ текста по опорным словам.

3)Учитель: авторами песни «Священная война» были поэт Лебедев - Кумач и композитор Александров. Песня была написана на третий день войны.

Прослушивание песни «Священная война»

5 ИТОГ УРОКА

-Работа с перфокартами

-Составить устное высказывание на тему «НЕ с прилагательными»

-Рассмотреть репродукцию, описать её, определить главную мысль высказывания

6ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Алгоритм правила № 54Выписать пословицы и поговорки на орфограмму «НЕ с прилагательным»

Из орфографического словаря выписать 6 прилагательных, которые без НЕ не употребляются и составить с ними предложения.

Подобрать газетный материал на тему «Битва за Москву»

Выполнить Упр. 305-308 (на выбор)

Любое задание выполняется на выбор.








Проверка---фронтальный опрос

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Параграф № 44 Упр. 246.

После какой согласной перед Щ пишется Ь ?


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 Осложнённое списывание: пользуясь алгоритмом правила, вставить пропущенные буквы.

Налад…ик, геологоразвед…ик, сплав..ик, краснодерев…ик, перевод…ик, водопровод…ик, кладов…ик, буриль….ик, текстильщ…ик.

Проверка---индивидуальный опрос.

2 Творческий диктант: по толкованию лексического значения узнать и написать слово.

Лётчик, управляющий вертолётом; солдат, обслуживающий пулемёт; военнослужащий, который разведывает данные о противнике; боец, наводящий орудие или пулемёт на цель; военнослужащий, обслуживающий ракеты.

Проверка-индивидуальный опрос.

3 Самодиктант: продолжить перечень профессий

Доменщик бакенщик гардеробщик типографщик паркетчик…

Проверка: какое общее значение имеют сущ. с суф. Чик-щик? Найдите устаревшие слова. Расскажите об одной из названных профессий.

4 ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Всей стране известны трудовые дела машиностроителей, нефтепереработчиков, химиков, добытчиков и разведчиков недр. В котловане работали бетонщики, сварщики, каменщики, арматурщики. На головах у сварщиков надеты небольшие шлемы, как у водолазов. На заводские дворы пришли смазчики, жестянщики, заправщики, сортировщики. Геологоразведчики подошли к будке путевого обходчика.

5 РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

Найдите в словаре слова с суф. чик-щик, составьте с ними 2 предложения. Найдите устаревшие и многозначные слова.

6 СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ: озаглавьте текст, выпишите сущ. с ЧИК-ЩИК, восстановите текст по опорным словам и перескажите.

Урал - богатейший край нашей Родины. В Великую Отечественную войну Урал был кузницей страны. Много потрудились в эти годы доменщики, прокатчики, литейщики, формовщики, сварщики. Железная дорога сыграла в эти дни большую роль, соединяя Урал с Москвой. Трудились на железной дороге люди разных профессий: сцепщики, смазчики, обходчики, грузчики. Все эти профессии были нужными и важными.

Проверка: Какова главная мысль текста? Какие слова записали? Кто может пересказать текст?

7 ИТОГ УРОКА

Работа с перфокартами.

Синтаксический разбор: Труд человека кормит, а лень портит.

На какую тему были высказывания на уроке? (профессии людей)

Оценки за урок.

8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1)составить список рабочих профессий и 6 предложений 2)составить карточки по теме урока 3)Упр. 249. 250. На выбор одно задание!


© 2010-2022