- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным»
Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьяненко В.М. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным.
Цель: выработать прочные навыки слитного и раздельного написания НЕ с прилагательным, повторить написание НЕ с существительными и с глаголом; повторить правописание приставок ПРЕ---ПРИ; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; развивать познавательный интерес учащихся, интеллект, эмоциональную сферу, формировать мотивы и потребности учения.
2 Оборудование урока: Компьютер, таблицы, алгоритм правила, словари, инструктивные карточки, перфокарты, раздаточный изобразительный материал.
ХОД УРОКА
Словарный диктант с комплексным заданием:
На безымянной высоте, преодолеть препятствие, примирять недругов, справедливое негодование, независимость Отчизны, непримиримость к врагу, бороться не силой, а уменьем, ненавидеть фашизм, тяжёлые невзгоды, под бременем несчастья, не дрогнуть в бою, не склонять голову, приветствовать ветерана, героическая оборона.
Задания:
-найдите в диктанте слова с орфограммами в приставке, корне, окончании.
-найдите слова со слитным и раздельным написанием НЕ.
-сформулируйте правило написания НЕ с существительным и глаголом.
-определите разряд, род, число и падеж прилагательных.
-найдите слово по его грамматическим признакам: ж. род, П.п, 1-ое скл..Ж. род, И.П., 3-е склонение.
-найдите слово в переносном значении
-определить по толковому словарю значение слова «бремя»
-микродоклад об истории слов «бремя, лейтенант, солдат».
2 Выборочный синтаксический разбор:
Мы не дрогнем в бою за Отчизну свою, нам родная Москва дорога,
Наступление гитлеровцев на Москву было не удачей, а поражением.
И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!
Дайте характеристику 1-го предложения.Найдите предложение, соответствующее схеме: ---,а ---
Выводы: Какие виды предложений мы повторили? На какую тему были высказывания на уроке? (Битва за Москву») Почему?
2 ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-прочитайте тему урока, вдумайтесь в значение каждого слова. Какую задачу будем сегодня решать? Сколько вариантов написания НЕ с прилагательным существует?
-Прочитайте примеры, записанные на доске:
Самой дорогой для человека святыней являются честь, слава, могущество нашей (не)зависимой Родины.
Война фашистов против СССР была (не)справедливой, а захватнической.
-Давайте подумаем, от каких условий зависит выбор орфограммы.
-Правописание какой именной части речи с НЕ мы уже изучали? (существительного)
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО
1Работа с таблицей «НЕ с существительным и прилагательным»
Ненависть ненавистный
Неправда (ложь) неправдивый (лживый)
Не робость, а смелость не правдивый, а лживый
-Рассмотрите сначала левую часть таблицы. Обобщите, от каких условий зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительным?
-Теперь самостоятельно рассмотрите правую часть таблицы, сделайте вывод о написании НЕ с прилагательным.
Вывод: НЕ может быть в прилагательном частью корня, приставкой или частицей.
А теперь составим алгоритм правила:
1)Убедись, что это прилагательное
2)определи, употребляется ли оно без НЕ
3) Если
Не употр. употребляется
Пиши слитно нет противопост. Есть противопоставл.
Пиши слитно пиши разд.
Работа с учебником
А теперь прочитаем новое правило по учебнику-параграф № 54
-Как выделяется на письме орфограмма №36?
-Что нового в этом правиле?
-Какие слова влияют на раздельное написание НЕ с прилагательным?
5Тренировочные упражнения
-При помощи приставки НЕ образуйте новые прилагательные:
Покорный, известный, милосердный, зависимый.
-Выборочный диктант6 слитно---раздельно:
Ненавистный враг, не лёгкая, а трудная победа, не робкий, а смелый солдат, далеко не удачное наступление, неприступная крепость, вовсе не верное решение, далеко не безопасный шаг.
Проверка: условия выбора орфограммы.
-Объяснительный диктант
У неизвестного разъезда Дубосеково приняла дивизия Панфилова боевое крещение.
Враг не победит, если ты непобедим. НЕ силой борются ,а уменьем.
Наступление фашистов на Москву было далеко не удачным.
-Конструирование предложений по схеме: не….,а,…..; вовсе не…., А……
-Свободный диктант: выписать прилагательные вместе с существительными; восстановить текст по опорным словам.
Неистовые фашисты стремились любой ценой завоевать Москву. Ненастной осенью 1941 года враг подошёл к Москве. Неистовый Гитлер заявил, что 7-го ноября 1941 года он будет принимать парад своих войск на Красной площади. Необычный парад действительно состоялся только не фашистских войск, а войск непобедимой Красной Армии. Громко звучали слова неизвестной песни «Священная война». С этого необычного парада бойцы уходили прямо на фронт.
Проверка диктанта:
1)правописание выписанных прилагательных;
2)пересказ текста по опорным словам.
3)Учитель: авторами песни «Священная война» были поэт Лебедев - Кумач и композитор Александров. Песня была написана на третий день войны.
Прослушивание песни «Священная война»
5 ИТОГ УРОКА
-Работа с перфокартами
-Составить устное высказывание на тему «НЕ с прилагательными»
-Рассмотреть репродукцию, описать её, определить главную мысль высказывания
6ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Алгоритм правила № 54Выписать пословицы и поговорки на орфограмму «НЕ с прилагательным»
Из орфографического словаря выписать 6 прилагательных, которые без НЕ не употребляются и составить с ними предложения.
Подобрать газетный материал на тему «Битва за Москву»
Выполнить Упр. 305-308 (на выбор)
Любое задание выполняется на выбор.
Проверка---фронтальный опрос
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Параграф № 44 Упр. 246.
После какой согласной перед Щ пишется Ь ?
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1 Осложнённое списывание: пользуясь алгоритмом правила, вставить пропущенные буквы.
Налад…ик, геологоразвед…ик, сплав..ик, краснодерев…ик, перевод…ик, водопровод…ик, кладов…ик, буриль….ик, текстильщ…ик.
Проверка---индивидуальный опрос.
2 Творческий диктант: по толкованию лексического значения узнать и написать слово.
Лётчик, управляющий вертолётом; солдат, обслуживающий пулемёт; военнослужащий, который разведывает данные о противнике; боец, наводящий орудие или пулемёт на цель; военнослужащий, обслуживающий ракеты.
Проверка-индивидуальный опрос.
3 Самодиктант: продолжить перечень профессий
Доменщик бакенщик гардеробщик типографщик паркетчик…
Проверка: какое общее значение имеют сущ. с суф. Чик-щик? Найдите устаревшие слова. Расскажите об одной из названных профессий.
4 ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Всей стране известны трудовые дела машиностроителей, нефтепереработчиков, химиков, добытчиков и разведчиков недр. В котловане работали бетонщики, сварщики, каменщики, арматурщики. На головах у сварщиков надеты небольшие шлемы, как у водолазов. На заводские дворы пришли смазчики, жестянщики, заправщики, сортировщики. Геологоразведчики подошли к будке путевого обходчика.
5 РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
Найдите в словаре слова с суф. чик-щик, составьте с ними 2 предложения. Найдите устаревшие и многозначные слова.
6 СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ: озаглавьте текст, выпишите сущ. с ЧИК-ЩИК, восстановите текст по опорным словам и перескажите.
Урал - богатейший край нашей Родины. В Великую Отечественную войну Урал был кузницей страны. Много потрудились в эти годы доменщики, прокатчики, литейщики, формовщики, сварщики. Железная дорога сыграла в эти дни большую роль, соединяя Урал с Москвой. Трудились на железной дороге люди разных профессий: сцепщики, смазчики, обходчики, грузчики. Все эти профессии были нужными и важными.
Проверка: Какова главная мысль текста? Какие слова записали? Кто может пересказать текст?
7 ИТОГ УРОКА
Работа с перфокартами.
Синтаксический разбор: Труд человека кормит, а лень портит.
На какую тему были высказывания на уроке? (профессии людей)
Оценки за урок.
8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)составить список рабочих профессий и 6 предложений 2)составить карточки по теме урока 3)Упр. 249. 250. На выбор одно задание!