Сообщение по теме Формирование исследовательской компетенции обучающихся в рамках учебной дисциплины Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бембетова С.С.

Тема выступления на педагогическом совете от 6.05.2015

Формирование исследовательской компетенции обучающихся в рамках учебной дисциплины Литература / как на уроках, так и во внеурочной деятельности/

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

Ряд авторов (А.В. Хуторской; О.Е. Лебедев; Д.А. Иванов и др.) предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Исследовательская деятельность - основа для формирования метапредметных действий.

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускника школы требованиям общества стало недостаточно, традиционные ЗУНы уступают место компетенциям. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Существенно возросшие требования к уровню подготовки выпускников и уровню их духовно-нравственного развития изложены в Государственных образовательных стандартах. Одна из главных целей воспитательно-образовательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию - привлечение к исследовательской деятельности творчески мыслящих учащихся. Среди ключевых компетенций исследовательская компетенция является ведущей и включает в себя другие компетенции. Она предполагает:

1) способность ставить и решать исследовательские задачи;

2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;

3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

4) готовность и способность эффективно строить научное общение.

Компетенция - круг вопросов, в котором кто-либо, в нашем случае ученик, хорошо осведомлён. Компетентность - уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем. Ключевым в понятии компетентности становится умение использовать знание по его сущностному значению, что должно позволить учащемуся ориентироваться в различных сферах деятельности.

Четыре основных компонента исследовательской компетенции: мотивационно - личностный, интеллектуально - творческий, когнитивный и действенно - операционный.

Приобщение учащихся к началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности, но и академической грамотностью, предполагающей независимое чтение, достаточное для ответов на вопрос, запоминание, синтез, анализ, суммирование и оценивание содержания информации. Следовательно, курсу русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании исследовательской компетенции.

Уроки русского языка литературы в силу их содержательного компонента позволяют развитие исследовательских умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности, частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение).

ПЦК русского языка и литературы: действуют два кружка «Проба пера», «Лингвист». Задача кружков - «воспитание творчески мыслящей личности, способной видеть и нестандартно решать проблемы окружающего мира через активизацию и развитие исследовательской компетенции средствами дисциплин русского языка и литературы».

Для педагога главный результат исследовательской работы учащегося делится на две составные части: первая - продукт (собственно результат) исследования учащегося: его выводы, предложения, макеты, модели и т. д. Вторая - результат педагогический (наиболее актуальный для учителя), опыт самостоятельной, творческой работы, новые знания, умения, психические новообразования обучающегося, что и является, на наш взгляд, основой исследовательской компетентности ученика.

Результат работы: вашему вниманию и предлагается результат исследовательской работы Калашниковой Алины., учащейся 2 курса педагогического лицея. В исследовательской работе прослеживаются новые знания, умения, опыт самостоятельной работы ученицы.

/Данная работа А.Калашниковой в Республиканском конкурсе творческих работ в номинации «Проза» заняла 3 место - знание особенностей литературных жанров позволило представить исследование в жанре художественной прозы/.

Творческая работа Марии Цеденовой (2 курс педагогического лицея) - в том же конкурсе творческих работ в номинации «Поэзия» также заняла 3 место.Обе работы опубликованы в сборнике произведений молодых поэтов и прозаиков Калмыкии - «В памяти навечно», Элиста, 2015.

Результатом творческой деятельности учащихся 2 курса лицея является участие всего курса в дистанционной олимпиаде на сайте Интеллект будущего «Малой академии» по предмету Литература - удостоились призового 3 места.

Сложилась определённая система работы по формированию исследовательской компетентности учащихся: на уроке и во внеурочной работе - используются элементы технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс учащихся.

В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход к обучению, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний и других предметов (интеграция обучения).

Литература:

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе

- М.: Вербум-М, 2001.

2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности.

- М.: Издательство «Эгвес», 2005.

3. Организация методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Подготовлены Г. Е. Прохоровой. М.: Изд-во «Маршрут», 2005.

4. Яковлева, Н О Проектирование как педагогический феномен [Текст] / // Педагогика ,2002, № 6

http ://issl.dnttm.ru/

subscribe.dnttm.ru/

konkurs.dnttm.ru/

abitu.ru - интернет-портал «Исследователь.ru ».

future4you.ru - сайт Малой академии наук «Интеллект будущего».

6

© 2010-2022