- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока 5 класс Бунин
Разработка урока 5 класс Бунин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гонгорова Д.Д. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Цели урока:
1. Обучающие:
-
выявление художественной идеи стихотворения;
2. Развивающие:
-
формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;
3. Воспитательные:
-
воспитание любви к родной природе;
-
воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть.
Оборудование урока: презентация; рисунки учащихся; учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»; тетради.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.
Опережающие задания:
Лексическая работа
Объясните значение слов: красота, смерть.
-
Подготовить сообщение «литературоведа» о литературном символическом значении образа оленя.
-
Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющем в оленя».
-
Подготовить выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Олень» и комментарии: символическое значение слов: ловитва, лес, значение выражения пройти огонь, воду и медные трубы, сообщение о Диане.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.
2. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». (слайыд №1,2)
1.Слово учителя
Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.
Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина.(слайды №3-5)
3. Исследовательская работа с текстом
-
Повторное чтение стихотворения.
-
Определите тему стихотворения (слайд №6)
-
О чем говорится в каждой строфе? (слайд №6)
-
Что победили молодость и сила?
-
Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
-
Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)
(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)
-
Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?
(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта - нечто большее, чем образ животного, олень - это красота)
4.Слово учителя
Мы подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема - ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.
Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.
И появляется мысль о победе добра (красота - это добро) над злом (зло - смерть). (слайд №9)
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
(образ оленя для поэта - нечто большее, чем образ животного, олень - это красота)
5.Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя в мифах.
6. Слово учителя
Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.
7. Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».(слайд №10)
8. Слово учителя
В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".
-
В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?
(красота - все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
-
Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)
(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)
9. Выразительное чтение учащимся стихотворения В.Набокова «Олень» (слайд №12)
Олень
Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В. Набоков
10.Лексическая работа
-
Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
-
К чему стремится душа поэта?
(Вопреки всем «словам - мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.)
3. Итоги урока.
-
Составить синквейн, посвященный стихотворению И.А.Бунина «Олень».
(Презентация рисунков учащихся и фотографий).
-
Объявление оценок.
4. Домашнее задание.
Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне».